Процесс избавления из египетского рабства справедливо воспринимается нами как окончание эпохи подавления еврейского народа.
Во время пасхальных седеров мы подводим итог этого тяжелейшего периода, а также говорим о процессе избавления.
Ровно через год после того, как прозвучали слова Всевышнего о появлении новой точки отсчёта – месяца нисан – еврейский народ отмечает «новоселье» переносного Храма – Мишкана. Связь между этими двумя событиями видна невооружённым глазом, и эта связь является принципиальной для понимания процесса исхода и избавления.
Завершение эпохи рабства одновременно является началом новой исторической эпохи, в которой народ Израиля играет центральную роль. Закат Египетской империи как поработителя семьи Авраама стал началом торжества Авраамовых мировоззренческих принципов. Вспомним, что делом жизни Авраама было возведение жертвенников и провозглашение имени Творца. Заключительная драма исхода начинается 1 нисана. Но наказание злодеев не может стать единственной и даже основной идеей избавления.
«Шлах эт ами веяавдуни!» – «Отпусти народ мой, дабы служили Мне!» – так, передавая слова Б-га, взывает Моше к фараону.
У «отпусти» есть конкретная цель, сформулированная одним ивритским словом: «ВЕЯАВДУНИ» – «дабы служили Мне».
Служение Творцу есть не только результат исхода, но и его определяющая цель. Без служения не имеет смысла свобода. Обратим внимание на то, как фараон торгуется с Моше по поводу освобождения евреев. Фараон не приводит единственный логичный довод: у рабов не бывает ни праздников, ни выходных, ни богов, ни лидеров. «Торг» происходит вокруг самого факта служения. Кто служит, когда служит и т.д.
Попробуем понять: в какой момент исход можно считать завершённым?
После чудесного перехода Красного моря и гибели фараона? Отнюдь.
Подлинное избавление торжествует 1-го нисана, год спустя – в момент, когда народ Израиля завершает строительство переносного Храма и готов к полноценному исполнению своей миссии – «дабы служили Мне».