Каждый еврей время от времени рассуждает о проблемах еврейского народа. И у каждого из рассуждающих есть несколько «козырных» предположений о том, в чём заключается основная проблема… Причисляя себя к вышеупомянутой расе, я также не могу отказать себе в удовольствие высказаться на тему. Есть длинный список недостатков, подмеченных мною у других, но я попробую высказаться об одном из них: не первом, но и не последнем в общем списке.
Кто-то из израильских публицистов подметил недавно, что наши СМИ, как правило, не пользуются термином «наши», освящая происходящие события от третьего лица. Например, «солдаты ЦаХаЛя вели перестрелку с группой терористов» – вместо «наши солдаты вели перестрелку с группой террористов», или: «во вчерашнем теракте погибло двое и ранено около сорока израильтян» – вместо «наши потери во вчерашнем теракте – двое убитых и около сорока раненных», или «премьер-министр Ариэль Шарон встретился с президентом Джоржем Бушем» – вместо «наш премьер-министр Ариэль Шарон встретился с президентом США Джоржем Бушем». Я, естественно, немного преувеличиваю, но лишь немного. Тенденция быть объективными во взгляде на себя, в ведение внешней политики или в борьбе с террором не просто присутствует, но главенствует. Ещё наш первый премьер Давид Бен-Гурион говорил своим «объективным» оппонентам: «неважно, что скажут народы мира – важно, что сделают евреи». Попытка смотреть на вещи «со стороны» часто несёт пагубные последствия для нашего национального достоинства и национального организма. Не вдаваясь во внутриполитический израильский спор, приведу пример объективной позиции о территориальном вопросе. Многие считают, что следует поступиться территориями в обмен на мир, а многие с этим не согласны. Совершенно объяснимо, что человек считает, что в интересах его народа следует пойти на уступки, однако абсолютно не допустимо, если еврей считает, что Иудея не иудейская земля, поскольку ООН приняло решение поделить её на два государства. Существует принципиальное отличие между подходами: «Я, с болью в сердце, готов пожертвовать частью своей Родины во имя мирной жизни на другой её части» и «Я обязан вернуть соседям незаконно оккупированные мною территории Иудеи, на которые они имеют исконные права». Нельзя по-настоящему ценить чужое, не понимая ценности своего. Невозможно возрождать чужое, пусть прекрасное, наследие, не имея представления о своём. Не существует реального патриотизма к стране изгнания, нет чувства дома к своей Земле. Поскольку, я понимаю, что приведенные выше примеры у многих из читателей вызовут несогласие, сразу объясню себя: процесс насильного отторжения евреев от еврейского, продолжавшийся десятилетиями привёл к полной утрате осознания, что есть моё наследственное, а что чужое, навязанное или приобретенное не совсем правильным путем.. Нет никакого сомнения в том, что среднестатистическому постсоветскому еврею тяжело назвать 1-ое января чужим новым годом, а рош-ашана своим. Но это, как раз, и есть тест на «еврейское самосознание»: уметь различать своё и своих в пёстрой толпе окружающих. Уметь смотреть на вещи с еврейской точки зрения….