Во многих религиозных кругах распространено мнение, что не нужно служить в Армии обороны Израиля и следует под любым предлогом избегать призыва. Есть ли в еврейской традиции основание для такого мнения?
Нет. Служба в израильской армии – священная обязанность любого еврея, это освящение имени Всевышнего.
Защита жизни евреев считается заповедью, возложенной и на мужчин, и на женщин. Но в наше время невозможно защитить еврейские жизни в одиночку, не обладая необходимыми средствами, и, следовательно, следует служить в армии. Кроме того, завоевать Землю Израиля – обязанность, возложенная на весь наш народ.
Все разговоры о том, что, изучение Торы освобождает от службы в армии, так как она (Тора) защищает весь народ, не имеют под собой никакой опоры в еврейском законе: ни один человек не может заставить других рисковать своей жизнью ради него, а самому сидеть в безопасности и читать книги.
Приведем несколько весьма авторитетных источников этой галахи.
«И тот, кто обручился с женщиной и не привел ее (в дом), пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-то другой не взял ее… тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в дом свой…» (Дварим, 20:7-8).
«В каком же именно случае целый ряд людей отправляют домой из военного строя? Только в случае войны «разрешенной» (той, которую ведет царь за пределами Израиля по своему усмотрению). Но в случае войны, являющейся заповедью (речь идет о защите евреев и о завоевании Земли Израиля), выходят все – даже жених и невеста из-под свадебного балдахина». (Рамбам, Законы царей, 7:4)
. «Для того, чтобы выйти на войну, являющуюся заповедью, царь не должен спрашивать никого, и он должен заставить народ выйти на эту войну» (Рамбам, Законы царей, 5:2).
«В то время, когда нет царя, все законы, касающиеся установления порядка в экономике и порядка выхода на войну, устанавливаются, как и прежде (в те времена, когда еще евреи не поставили над собой царя), – всем народом. И всякий руководитель, который встанет во главе народа, обладает полномочиями царя» (Раввинские респонсы «Мишпат Коэн», раздел о Земле Израиля, 144).
«Законы о войне действуют во все времена и в каждом поколении. У руководителей поколения есть право действовать по законам особого времени, наказывать и приговаривать к смерти. И Тора намекает на этот закон в словах: «…и придешь ты к судье, который будет в то время».
В постановлениях РаНа сказано: «В то время, когда нет царя, судья исполняет как функции судьи, так и функции царя» (комм. Меири к Талмуду, Сангедрин 52б).
«В любом месте закон, устанавливаемый еврейской властью с точки зрения Торы, должен исполняться» (Йеаве Даат 5:64 со ссылкой на Рашба). (Конечно, здесь имеются в виду те законы государства, которые не противоречат Торе).
Теперь разберем мнение, что занятие Торой освобождает от обязанности оборонять себя и других. Действительно, есть такая посылка в трактате «Бава Батра», но, как разъясняют комментаторы, это относится только к тем, кто готов заниматься Торой днем и ночью и при этом не требует, чтобы другие охраняли его, считая, что сама Тора – лучшая защита.
Но если мудрецы говорят, что им нужна охрана, а сами не хотят обороняться, считая, что это за них сделают другие, то это доказывает, что их вера в силу Торы недостаточно сильна и их отказ – не более как желание прикрыться Торой. А поскольку в современном Израиле не найдется человека, который согласится распустить армию и снять все посты на границах, то нет и таких людей, которые могут сказать: «Мы сами не хотим брать оружие, да и вас не просим нас защищать, потому что верим в силу Торы».
Приведем галахические постановления по этому вопросу. «В том случае, когда простые люди говорят: «Нам не нужна охрана, потому что мы бедны и не можем платить», а люди Торы требуют: «Поставьте охрану» (т.е. сами признают, что им нужна охрана) – то в соответствии с законом все должны принять участие в том, чтобы поставить охрану. Жители города принуждают один другого, и все обязаны поставить охрану» (Радбаз, гл. 2, симан 752).
«Б-г праведный! Разве можно полагаться на чудо там, где жизни угрожает непосредственная опасность?
Разве можно в случае непосредственной опасности утверждать, что мудрецам Торы не нужна охрана?
Разве в Хевроне в 5689 г. (1929 г.) это не было доказано?
Разве не пали от руки негодяев святые и чистые наши юноши из лучших учеников йешивы? Этим святым нужна была охрана или нет? И те же самые арабы, которые убивали тогда, убивают и сейчас.
Если кто-то будет ссылаться на закон, что мудрецы Торы освобождаются от выплат на строительство оборонительной стены и другие подобные законы, то все это не может иметь отношения к тем случаям, когда враги могут прийти каждую минуту.
Почему же мудрецы Торы оставили вместе с другими нашими братьями пограничные районы, страдающие от огня снайперов, а не остались там, ссылаясь на то, что им не нужна охрана?» (Рав а-Гаон Зейвин, из письма «Обращение к главам йешив», опубликованного в 1949 г.).