7. Период Омера

7. Период Омера

April 27, 2003 Автор: Зеев Гейзель - No Comments

Отсчет семи недель

Траур

ЛаГ Ба-Омер

Как празднуют ЛаГ Ба-Омер

День Катастрофы и героизма

День Независимости

День памяти погибших за Израиль

День Иерусалима

Словарь

Праздник Шавуот, согласно Торе, приходится на пятидесятый день после Песаха. Иными словами, между Песахом и Шавуотом – ровно 7 недель. Период этих 7 недель выделен в Торе особо, и о нем написано в той же главе "Эмор", где указаны даты всех еврейских праздников:

"Ведите себе отсчет: начиная со следующего за праздником [Песах] дня, принесите сноп для возношения, и отсчитайте семь полных недель..."

 "Сноп для возношения" – это сноп ячменя, тонко помолотую муку которого приносили евреи в Храм на следующий день после Песаха, а затем отсчитывали эти дни. Так было все годы, пока стоял Храм . "Сноп" на иврите – "Омер" (), и поэтому традиция называет эти дни "Йемей Омер" () – "Дни Омера".

Сегодня, когда Храма нет, выполнить эту заповедь буквально, то есть принести сноп, невозможно. Но заповедь "вести счет дням Омера" выполняется и в наше время: каждый вечер, начиная со дня, следующего за Песахом, в конце вечерней молитвы говорят: "Сегодня столько-то (два, пять, семнадцать, … сорок девять) дней Омера".

Традиция подчеркивает, что заповедь эта возложена на каждого еврея; для ее выполнения недостаточно прийти в синагогу и сказать – "амен", когда кто-либо другой ведет счет дней Омера. Почему?

РаМБаМ в "Морэ Невухим" (3:43) объясняет, что "Дни Омера" подчеркивают связь между выходом из Египта (которое произошло в Песах) и получением ТорыШавуот) на Синае. Семь недель Омера – атмосфера ожидания, напоминающая ту атмосферу ожидания, что была в течение семи недель после выхода из Египетского рабства до получения Торы. Воссоздавая эту атмосферу, евреи напоминают, что выход из рабства не был самоцелью; настоящая цель выхода – получение Торы. Об этом говорил Всевышний, передавая фараону приказ: "Отпусти народ Мой - и они будут служить Мне"("Шмот", 4:1). Фраза эта появляется в Торе 7 раз, что также напоминает 7 недель Омера.

И как принятие Торы носит личный характер (см. ), – такой же личный характер носит и заповедь Омера.

Вопросы для повторения

Что такое Дни Омера?

Чем отличается выполнение заповеди "Счёта Омера" сегодня от того, как она выполнялась во время Храма?

 

 

Дни Омера приобрели еще одно значение в еврейском календаре – на этот раз трагическое. В эти дни во время восстания Бах-Кохбы (2-й век) погибли 24 тысячи учеников р. Акивы, составлявших цвет еврейской учености того поколения. Их смерть оставила глубокий след в еврейской традиции: "Мир опустел" – такими словами описывали последствия этой трагедии веками спустя.

В память об этом дни Омера считаются в еврейской традиции траурными.

В эти дни:

– не устраивают свадьбы;
– не надевают новую одежду;
– не стригутся.

Однако в этом периоде есть несколько праздничных и полупраздничных дат, полностью или частично "снимающих" траур на один день:

– вся пасхальная неделя;
Рош-ходеш месяца ияр;
– День Независимости;
ЛаГ ба-Омер;
– День Иерусалима;
Рош-ходеш месяца сиван;
– три последних дня перед Шавуот.

Что касается Рош-Ходеш и пасхальной недели – об их праздничности мы уже говорили. Три последних дня перед Шавуот называются "Шлошет йемей hа-hагбала" ( – "3 дня воздержания") в память о трех днях поста и воздержания всех евреев перед получением Торы.

Об остальных полупраздниках мы узнаем в следующих разделах.

Вопросы для повторения

С чем связан траурный характер Дней Омера?

В чем он выражается?

На какие дни этот траур не распространяется?

 

Самый "старый" из этих полупраздников – 33-й день Омера, приходящийся на 18-е ияра. Число "33" изображается еврейскими буквами как (ламед-гимел), так как гематрия буквы ламед – 30, а буквы гимел – 3.

Поэтому день этот называется "ЛаГ Ба-Омер" () – 33-й [день] в Омере.

День этот связывают с именами трех выдающихся евреев, живших во время антиримского восстания в Эрец-Исраэль во 2-м веке. Эти люди – р. Акива
(), его ученик р Шимон бар-Йохай (его также сокращенно называют РаШБИ) и руководитель восстания Бар-Кохба ().

Как мы уже говорили раньше, в период Омера погибли 24 тысячи учеников р. Акивы. Талмуд говорит (Гемара, трактат "Йевамот", лист 62б), что эпидемия, которая унесла их жизни, прекратилась в 33-й день Омера.

Эта эпоха, согласно традиции, оставила еврейскому народу "Зоhар" – основную книгу Каббалы (см. ). Традиция рассказывает, что РаШБИ писал ее 13 лет, скрываясь от римских властей, вынесших ему заочный смертный приговор, – и, так и не пойманный римлянами, он закончил "Зоhар" и умер – в 33-й день Омера.

В 33-й день Омера Бар-Кохба добился самого крупного военного успеха: еврейское войско одержало решающую победу над римскими оккупационными армиями, и Иерусалим был освобожден.

Что общего между этими тремя событиями? Каждое из них было поводом для неполной радости: прекращение эпидемии не оживило умерших учеников р. Акивы; РаШБИ, написав "Зоhар", умер; недолго удерживал Иерусалим Бар-Кохба.

Кроме того, трудно назвать радостным то, что последовало за этими событиями: "Мир опустел", книга "Зоhар" в течение долгого времени почти не изучалась, а римские императоры жестоко подавили восстание, залив Иудею еврейской кровью и преследуя остатки еврейской жизни в Стране (видимо, в связи с этим и стали называть праздник по его дате, не вспоминая ни об освобождении Иерусалима, ни о великих евреях, чьи имена связаны с этим днем, чтобы упоминанием о них не вызвать гнев римской власти).

Тем не менее, евреи празднуют этот день. Еврейская традиция считает, что дар Всевышнего остается даром, даже если евреи недолго могут пользоваться его благами.

 

 

Разные традиции, связанные с этим днем, привели к разным обычаям его празднования.

В Израиле большие массы народу приходят к горе Мерон в Галилее, где похоронен РаШБИ. По всей стране зажигают костры, люди собираются вокруг них, танцуют и поют. Костер, как источник огня и света, напоминает о книге"Зоhар", название которой означает "сияние" и свет которой освещает для мудрецов Торы самые сложные проблемы еврейского мировоззрения до сегодняшнего дня.

Большие концерты в этот день традиционно проходят в г. Цфат (также в Галилее), где практически всегда, даже когда число евреев в Эрец-Исраэль было незначительно, существовали школы, изучавшие еврейскую мистическую традицию.

ЛаГ ба-Омер – также "спортивный" праздник: традиция рекомендовала в этот день молодым евреям выходить в леса и устраивают спортивные состязания. Традиционным видом состязания в этот день является стрельба из лука – в память о восстании Бар-Кохбы.

Однако многие видят в стрельбе из лука напоминание о еще более древних событиях – о всемирном потопе. Согласно описанию потопа в Торе ("Берешит", 7:11), 17-го ияра, то есть непосредственно перед Лаг ба-Омером, "…разверзлись все водные источники в недрах, и хлынули потоки с неба...". А после окончания потопа на небе появилась радуга – как свидетельство обещания Всевышнего о том, что никогда больше не будет угрожать такая опасность всему живому на Земле. Так вот, лук для стрельбы стрелами не только напоминает радугу по форме – на иврите "радуга" и "лук" – одно слово: "кешет".

Удивительным образом ЛаГ ба-Омер перекликается и с другими, более"новыми", особыми датами периода Омера.

Вопросы для повторения

Когда и как празднуют ЛаГ ба-Омер"?

С какими событиями связывает традиция этот день?

 

 

27-го нисана, 11-й день ОмераДень памяти Катастрофы и героизма ( – "Йом hа-зикарон ла-шоа вела-гвура") евреев во второй мировой войне.

6 миллионов евреев погибли в этой войне от рук немецких убийц и их пособников в захваченных Германией странах. Их гибель, размеры и подробности которой отказывается воспринимать человеческий разум, навсегда врезалась в коллективную память еврейского народа. Почему же для увековечения их памяти выбран именно этот день? Ведь не было дня, чтобы в течение шести лет войны где-нибудь в Европе не убивали евреев?

27-го нисана 5703 г. (2-го мая 1943 г.) – это последний день восстания евреев в Варшавском гетто. Восставшие продержались против немцев дольше, чем сама Польша в 1939 году; почти безоружное еврейское подполье нанесло врагу больший урон, чем полурегулярные армии польских партизан, снабжаемые советским и английским оружием.

Несмотря на трагический исход, восстание в Варшавском гетто послужило однозначным ответом всем антисемитам, утверждающим, что евреи не умеют сражаться даже за себя. Оно напомнило самим евреям о духе Маккавеев (см. "Ханука"). Впервые со времен Бар-Кохбы евреи сражались как евреи – под еврейским флагом.

Варшавское гетто – одно из многочисленных гетто и лагерей уничтожения в Европе периода Второй мировой войны. Герои восстания в нем стали символом многих восстаний евреев – в гетто и лагерях, во французском подполье и в лесах Белоруссии. Они открывают длинный список евреев-героев, сражавшихся в армиях антигитлеровской коалиции и партизанских отрядах.

По израильскому закону, принятому в 1951 г., в этот день в Государстве Израиль закрыты все театры, кино и другие места развлечений. По всей стране приспускают государственные флаги, на крышах общественных зданий зажигаются "нерот зикарон" (поминальные свечи) в память о погибших. В институте-музее Яд ва-Шем проводится траурная церемония с участием Президента страны, уцелевших узников фашизма, еврейских подпольщиков и партизан.

Зал Памяти в Яд ва-Шем

 

 

5-го ияра, 20-й день Омера – День Независимости Израиля, "Йом hа-Ацмаут" ().

В этот день, 5-го ияра 5708 г. (14-го мая 1948 г.) Национальный Совет, представляющий евреев Эрец-Исраэль, объявил о создании Государства Израиль – в соответствии с Бальфурской декларацией 1917 г. и резолюцией ООН 1947 г., через пятьдесят лет после того, как Т. Герцль сказал: "… Я заложил основы еврейского Государства... через пятьдесят лет это признают все".

Решение о создании Государства было принято в тяжелой обстановке: в Стране по-прежнему официально правили англичане, но арабские банды уже нападали на евреев; страны Арабской лиги при поддержке всего мусульманского мира обещали: если евреи посмеют объявить о создании своего государства, мы нападем на них и сбросим их в море. Всем было очевидно, что крохотный Израиль, в котором на момент провозглашения проживало 650 тысяч евреев (из них многие были вчерашними узниками нацистских лагерей или новыми репатриантами, не знающими иврита), лишенный нефти, оружия и собственных профессиональных военных, не устоит против 50 миллионов арабов, чьей нефти было достаточно, чтобы купить любое вооружение и чьи армии возглавляли кадровые английские офицеры. Поэтому еврейские организации находились под постоянным давлением международной миролюбивой общественности, которая – во имя мира! – требовала не провозглашать Государство.

И тем не менее – вопреки очевидному – Государство Израиль было провозглашено. Будущий первый премьер-министр Израиля, Давид Бен-Гурион, зачитал Декларацию Независимости. Его голос дрожал, когда он дошел до слов:

"Ворота Государства Израиль будут открыты перед всеми евреями мира...".

Несомненно, эта фраза была ответом на десятилетия унижений в годы британского мандата, ограничившего алию евреев в Эрец-Исраэль суровыми указами. Тысячи и тысячи нелегальных иммигрантов пытались прорваться на родную Землю всеми способами, гибли по дороге, отлавливались англичанами и отправлялись ими в концентрационные лагеря на Кипре. Первый официальный документ Еврейского Государства просто был обязан объявить о том, что та эпоха закончилась навсегда. Но у этой фразы есть и другое значение.

РаМБаМ, отвечая на вопрос: что такое "Геула" ( – [мессианское] освобождение [еврейского народа]), говорит: "Первый признак начала Освобождения – это ситуация, когда народы мира признают право евреев на возвращение в Эрец-Исраэль". 5-го ияра 5708 (1948) года создалась именно эта ситуация: любой еврей мог вернуться в Эрец-Исраэль, это право было официально подтверждено самой представительной организацией народов мира (ООН), и никто не мог забрать у евреев это право.

По-разному отмечают этот день евреи всего мира. В Израиле в этот день проводятся различные торжественные мероприятия: военный парад, церемония вручения Государственных премий, конкурс школьников на лучшее знание ТаНаХа и другие. В синагогах вечером – специальная служба, утром читают "hалель", как в другие праздники.

В этот день трудно не подумать о том, что евреи – единственный народ мира, который после стольких тысяч лет (в том числе тысячелетий скитаний) исповедует ту же религию, говорит на том же языке и живет в той же стране, что и три тысячи лет назад.

Д. Бен-Гурион зачитывает
Декларацию Независимости

Израиля, 1948 г.

 

 

                            Война за независимость Государства Израиль началась фактически еще до того, как Государство было провозглашено. Сразу после принятия ООН 29-го ноября 1947 г. резолюции о Палестине арабские государства заявили, что они не признают резолюцию законной. На все еще занимаемую английскими войсками территорию будущего Государства Израиль стали просачиваться вооруженные арабские отряды, организовывавшие вместе с местным арабским населением нападения на еврейские поселения. Еще не существовало Государства Израиль – но евреи уже решили отстоять свое право жить в нем.

Главной целью арабских атак был Иерусалим – сердце и столица страны. Арабы пытались отрезать Иерусалим от остального еврейского мира. С юга Иерусалим прикрывали несколько еврейских поселений в Иудейских горах между Хевроном и Бейт-Лехемом, на расстоянии 15 км от Иерусалима. Район этих поселений назывался Гуш-Эцион, и его населяли в основном члены религиозно-сионисткого движения "hа-Поэль hа-Мизрахи". 4-го ияра, после кровопролитных боев, в ходе которых пали почти все защитники Гуш-Эциона, арабы ворвались в еврейские поселения и разрушили их. В своей ненависти захватчики не оставили и камня от цветущих поселений, но Иерусалим продержался до 5-го ияра – того дня, когда было объявлено о создании Государства.

Через год израильский парламент – Кнессет () постановил, что день 4-го ияра, канун Дня Независимости, будет отмечаться в Израиле как Йом hа-зикарон ле-халелей маархот Исраэль -"День памяти погибших за Израиль". В календаре он обычно обозначен сокращенно – "Йом hа-зикарон" () – День памяти.

В этот день в Израиле вспоминают тех, кто отдал свою жизнь за Государство Израиль – до его создания и во многих войнах, последовавших за ним – в регулярной армии, в подполье, в рейдах коммандос и в операциях разведки. Знаки траура аналогичны тем, что приняты в День Катастрофы и героизма: закрыты все места развлечений, приспущены государственные флаги, на общественных зданиях зажигаются нерот зикарон. На военных кладбищах проводятся траурные церемонии.

Утром весь Израиль останавливается на минуту молчания, чтобы почтить память павших. Во многих синагогах читается специальная молитва.

В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, израильская армия вновь освободила Гуш-Эцион. Сразу после войны многие евреи устремились в эти места – первыми оказались повзрослевшие дети Гуш-Эциона, которых успели вывезти в 1948 году, до того, как в поселения ворвались арабы. От прежних поселений не осталось ничего. Вернувшиеся решили воссоздать их.

Сегодня в Гуш-Эционе живут тысячи евреев; это район красивейших еврейских поселений. Алон-Швут, Эфрата, Текоа, Кфар-Эцион, Неве-Даниэль, Нокдим, Рош-Цурим, Бат-Айин, Кармей-Цур, Гваот, hар-Гило, Маале-Амос, Эльазар, Мигдаль-Оз, Бейтар-Илит – воплощение еврейской мечты о Земле Израиля и решимости осуществить эту мечту.

 

 

Еще одна дата приходится на период Омера – в его 43-й день: 28-го ияра 5727 г. (7 июня 1967 г.) в ходе Шестидневной войны израильские войска освободили вечную столицу еврейского народа – Иерусалим; отряд десантников вышел к "Стене Плача" – Западной стене, остатку стены, которая в древности окружала Храм, называемой в народе просто Котель () – "Стена". Затрубил шофар, и израильское радио сообщило: "Храмовая Гора в наших руках!".

Этот день – последний из полупраздников Омера и одновременно – самый молодой праздник. В этот день в синагогах читают "hалель", по всей стране, и особенно – в Иерусалиме, проходят разнообразные праздничные мероприятия. В ночь праздника от ешивы "Мерказ hа-Рав" к Стене Плача выходит огромная процессия еврейской молодежи, называемая "Марш Иерусалима".

В разделе "День Независимости" мы говорили о том, что после тысячелетий скитаний народ Израиля исповедует ту же религию, говорит на том же языке и живет в той же стране, что и три тысячи лет назад. День Иерусалима – Йом Йерушалаим () – позволяет добавить к этому: "и сохранил ту же столицу".

Израильские десантники

 у Стены Плача

Вопросы для повторения

С какими историческими событиями они связаны?

Кто принял решение о провозглашении этих праздников?

Запрещено ли в эти дни работать?

Вопросы для повторения темы

Что такое "счет Омера"? Когда его начинают считать?

Где в Торе есть указание на заповедь Омера?

В чем состоит "личный" характер этой заповеди?

Как отсчитывался Омер во времена Храма?

Почему дни Омера – траурные? В чем это выражается?

В какие дни траур отменяется?

Какие особые дни приходятся на период Омера?

Когда, как и в честь чего празднуется ЛаГ ба-Омер?

Когда празднуется День Независимости Израиля?

Является ли этот день праздником с точки зрения традиции?

Что отмечается за день до Дня Независимости?

Почему именно в этот день?

С какого времени празднуется в Израиле День Иерусалима?

 

 

Бар-Кохба
геула
Йемей Омер
Йом hа-Ацмаут
Йом hа-Зикарон ла-Шоа ве-ла-Гвура
Йом hаЗикарон
Йом Йерушалаим
Кнессет
Котель
ЛаГ Ба-Омер
нерот зикарон
Омер
р. Акива
РаШБИ
Шлошет йемей hа-hагбала