Примечание для учителей:
Содержание этого раздела ни в коем случае не заменяет курса "Еврейская история". Его задача – дать представление о делении еврейской истории на основные периоды и напомнить ученикам общую канву событий, чтобы облегчить ссылки в остальных частях учебника.
Из Египетского рабства – в Эрец-Исраэль
От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма
От вавилонского пленения до прихода римлян
Разрушение Второго Храма и начало римского изгнания
C праотцев начинается история еврейского народа, как она описана в первой книге Торы Берешит (В начале), начиная с главы Лех леха. В ней рассказывается, что праотец Авраhам получил приказ от Всевышнего идти в Землю, "…которую Я покажу тебе…". Приказ этот дан именно Авраhаму, так как был он человеком, верившим в единого Б-га, вопреки господствовавшему тогда в мире идолопоклонству, и Авраhам проповедовал эту веру всюду, куда он приходил. Кроме того, Всевышний заключил с ним союз (на иврите – брит; в переводах на русский – "завет"). Согласно этому завету, от Авраhама произойдет великое и особенное потомство, которое возьмет на себя выполнение миссии Авраhама – свидетельствовать всему человечеству о том, что Всевышний не только создал, но и управляет этим миром. Всевышний заключил с Авраhамом союз. Отсюда происходит выражение ввести (сына) в союз праотца нашего Авраhама. В дальнейшем Всевышний возобновил этот союз с Ицхаком и с Яаковом.
Земля, о которой Всевышний говорил Авраhаму, – Эрец-Исраэль, Земля Израиля. Почти вся эпоха праотцев проходит в этой Стране (например, Ицхак вообще провел в ней всю свою жизнь), но в конце концов, когда в стране был страшный голод, Яаков в середине 2-го тысячелетия до н. э. со всем семейством уходит в Египет, где к этому времени Йосеф, один из сыновей Яакова, достиг высочайшего положения, став правителем страны.
Уход еврейского народа из Эрец-Исраэль называется в традиции ивритским словом галут () – изгнание. Уход Яакова с сыновьями в Египет стал началом самого первого галута – египетского.
Во второй книге Торы – Шмот (Имена) рассказывается: через некоторое время после смерти Йосеф отношение к евреям в Египте изменилось – они стали рабами. Но, несмотря на тяжелое и унизительное положение, евреи верили, что придет день и они выйдут из египетского рабства и придут как свободные люди в Эрец-Исраэль (Землю Израиля). В еврейском народе появился руководитель по имени Моше бен-Амрам. К этому человеку еврейская традиция относится с огромнейшим уважением и называет его Моше-рабейну (), то есть "Наш учитель Моше". Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, и Моше пошел к фараону. "Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне", – передал Моше приказ Всевышнего, но фараон отказался. Тогда Всевышний обрушил на Египет страшные несчастья, известные в традиции под названием десять казней египетских, и евреи ушли. Египетская армия пыталась преследовать евреев, но евреи перешли расступившиеся перед ними Красное Море, а фараон вместе со своими колесницами утонул, пытаясь пройти вслед по дну моря.
Пройдя через тяжелое сражение с Амалеком – самым враждебным по отношению к евреям народом, израильтяне вышли к горе Синай в пустыне.
На этой горе состоялось самое главное событие в истории евреев: Всевышний через Моше-рабейну передал еврейскому народу дар – Тору (см. "Дарование Торы"). С этого дня мы ведем отсчет еврейской истории. Здесь был духовно возобновлен союз между Всевышним и Его народом (подробнее об этом – в разделе "Дарование Торы. Наасе ве-нишма").
Через несколько дней евреи подошли к границам Эрец-Исраэль. Но страх перед удивительной Землей был настолько велик, что евреи испугались войти в неё и в наказание за это были обречены блуждать по пустыне еще 40 лет, пока не вымерло поколение рабов, которые, выйдя из Египта, не освободились от рабской психологии (отсюда происходит выражение поколение пустыни; подробнее об этом будет сказано в разделе "9-е ава" второй части учебника). Даже самому Моше-рабейну не было разрешено войти в Эрец-Исраэль – евреев вошли в страну под предводительством преемника Моше – Йеhошуа бин-Нуна.
Войдя в Эрец-Исраэль и завоевав ее большую часть под предводительством Йеhошуа, евреи столкнулись с новыми проблемами. Надо было сражаться с набегами враждебного народа, филистимлян, вести "нормальный" образ жизни, сформировав государственную систему. Тем не менее, долгое время евреи не создавали своего государства: это означало служить земному царю, что противоречило клятве евреев служить только Царю Небесному – Б-гу. Евреями управляли люди, которых называли в народе шофтим () – судьи, хотя их функции и выходили за рамки суда. Шофет был, в сущности, полноправным правителем, пока придерживался законов Торы, и поэтому в народе пользовался авторитетом. Среди шофтим были Эhуд, Гидеон, Шимшон (Самсон) и пророчица Девора.
Наконец, пророк Шмуэль помазал на царство (короновал) первого еврейского царя – Шауля из колена Биньямина. Но Шауль не проявил себя как человек, полностью достойный этого звания, и погиб.
После него царем стал Давид из колена Йеhуды – самый знаменитый из всех еврейских царей. Одновременно он был и великим пророком. От него произошла царская династия – Дом Давида. Некоторые потомки Давида известны и сегодня.
После Давида престол перешел к его сыну Шломо (Соломону), известному своей необыкновенной мудростью. Он был удостоен Всевышним построить Иерусалимский Храм – символ служения еврейского народа Всевышнему и самое святое для еврея место. С точки зрения еврейской традиции, Храм – это то место на земле, где постоянно пребывает Шехина () – Божественное присутствие. При Давиде и Шломо еврейское государство расширилось до наибольших за всю свою историю размеров.
Современная реконструкция Храма
С точки зрения государственной структуры, евреи первыми произвели разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть находилась в руках царя. Законы определял парламент еврейского народа, состоявший из наиболее уважаемых мудрецов. Судебные разбирательства проводил еврейский суд – бейт-дин (), в состав которого входили люди, хорошо разбирающиеся в Законе.
Бенцман (19 век)
На реках Вавилонских мы сидели и плакали…
После смерти Шломо в стране произошел раскол, и евреи разделились на два государства: северное – Израиль и южное – Иудея. Несмотря на кровное родство руководителей, государства эти так и не смогли вновь объединиться. Их правители нередко пренебрегали законами Торы, и, в результате, сначала пало Северное Царство, а затем – после нападения царя Вавилона Невухаднецара (в написанных по-русски книгах он называется Навуходоносор) – и Южное. Храм был разрушен, а евреи попали в рабство. Начался новый галут – вавилонский. Но пророки, в своё время предупреждавшие об этом, обещали: галут закончится!
Через 70 лет завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (в русской литературе – Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернувшись, евреи (их было чуть больше 40 тысяч) восстановили Храм. И весь период, пока он стоял, называется Эпохой Второго Храма.
Через год после завершения восстановления Храма в Иерусалим с группой в 1500 человек прибыл из Персии еврей по имени Эзра, известный своей учёностью и пользующийся большим авторитетом. Он обнаружил, что духовная жизнь евреев в Эрец-Исраэль – в упадке, люди пренебрегают изучением Торы и соблюдением ее законов. Да и о восстановлении нормальной хозяйственной жизни речи нет. Положение осложнялось тем, что немногочисленное в тот период еврейство перемешалось с шомроним () – потомками язычников, переселенных в Эрец-Исраэль ассирийским царем вместо угнанных в рабство жителей Северного Царства. Шомроним (в русских источниках – самаритяне) частично переняли у евреев веру в единого Б-га и считали себя подлинными хозяевами страны, мешая евреям отстроить ее заново.
Вместе с богатым евреем по имени Нехемия, занимавшем до этого высокий пост в Вавилоне, Эзра смог восстановить в Эрец-Исраэль нормальную еврейскую жизнь: Иерусалим был отстроен, возобновилось изучение Торы, еврейские суды решали спорные вопросы в согласии с еврейским Законом. Снова было созвано собрание из 120 величайших еврейских мудрецов. Оно называлось Кнесет hа-гдола ( – Великое собрание). Через 30 лет количество его членов сократилось до 71, и оно получило название Санhедрин (в русской литературе – Синедрион).
Тем временем Эрец-Исраэль снова оказалась в руках завоевателей и вошла в состав империи Александра Македонского. Император Александр относился к евреям с большим уважением, но после его смерти империя раскололась, и евреи попали под иго греко-египетской династии Птолемеев. Все больше и больше евреев превращалось в "греков еврейской национальности", пока правитель Антиох Эпифан из рода Птолемеев под страхом смертной казни не запретил выполнение важнейших еврейских законов. Евреи поднялись на борьбу – и с греческой властью, и с ее еврейскими прислужниками.
Борьбу возглавили коhен Матитьяhу Хашмонай и его сыновья – Йоханан, Шимон, Йеhуда, Эльазар и Йонатан. Борьба превратилась в войну. Сражавшимися за свободу евреями руководил третий сын Мататьяhу – Йеhуда, по прозвищу Маккаби. Вот почему эту войну называют маккавейской, а евреев, участвовавших в ней – маккавеями. В ходе войны Храм освободили и освятили заново. Был заключен союз с Римом, и страна получила относительную автономию. Во главе евреев стояли цари из рода Хашмонаев.
В это время среди евреев проявился разный подход к изучению Торы. Часть из них называла себя цедуким (; по-русски принято писать "садукеи"). Они заявили, что Устная Тора ни к чему не обязывает и поэтому многие законы, чтобы "идти в ногу со временем", можно отменить.
Другая часть – ессеи – проповедовали аскетизм, то есть отказ от нормальной жизни, вегетарианство, самобичевание, воздержание и даже безбрачие. Несмотря на искренность побуждений и тех и других, от них не осталось никакого следа в еврейской истории, что продемонстрировало, насколько опасно пытаться исправлять Тору – "в духе времени" или "по моральным соображениям". Живой осталась еврейская традиция, основанная на Торе, хотя ее сторонники – прушим (; по-русски обычно пишут "фарисеи") – были в то время в меньшинстве.
В 63 году до н. э.римский полководец Помпей вошел в Иерусалим. С этого момента начинается противостояние евреев и Римской империи. В 66 году н. э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание, которое затем переросло в тяжелую кровопролитную войну на всей территории Эрец-Исраэль. В ходе войны евреям удалось освободить Иерусалим, но в конце концов огромная римская армия победила. Около половины (из 3-х миллионов) евреев страны были убиты, десятки тысяч угнаны в рабство. Последний очаг сопротивления – крепость Мецада – держался до 73 г., и только когда уже не оставалось никакой надежды, все 960 защитников крепости покончили с собой.
Но самым ужасным итогом восстания, с еврейской точки зрения, было то, что в ходе войны в 70 году полководец Тит, будущий император, сжег Иерусалимский Храм. Начался новый период галута.
Триумфальная арка в Риме.
Фрагмент Легионеры несут Менору.
Арка установлена в честь победы над евреями Храма
Произошло это, как и разрушение Первого Храма, в день 9-го ава… Чтобы спасти еврейскую традицию, раби Йоханан бен-Заккай восстановил Санhедрин в маленьком городке Явне.
В 132-35 годах вспыхнуло новое восстание. Во главе его стал Шимон Бар-Кохба (), который был столь популярен среди евреев, что раби Акива (), один из величайших еврейских мудрецов всех времен, не только поддержал его, но и объявил Машиахом (см. главу "Принципы РаМБаМа"). Многие евреи верили, что пророчествам о восстановлении Храма суждено исполниться в их поколении. И действительно, Бар-Кохба освободил страну и возобновил службу на месте разрушенного Храма.
Империя бросила против восставшей провинции огромные силы. Восстание было подавлено, утоплено в крови. А духовных вождей еврейского народа – в том числе и р. Акиву – казнили в Риме самыми жестокими видами казней, на глазах у толпы.
Чтобы не допустить возобновления еврейского присутствия в Эрец-Исраэль, Иерусалим был перепахан волами, леса сожжены, рощи вырублены, а поля засыпаны солью. Евреям запретили появляться в бывшем Иерусалиме. Изменили даже название страны. Чтобы стереть саму память о еврейской земле, ее стали называть не Иудея, а Палестина, по имени исчезнувшего народа – филистимлян. Это название сохранилось в европейской науке и до наших дней.
В дальнейшем некоторые из римских императоров ослабили антиеврейские законы и даже покровительствовали евреям. К их числу относился, например, император Юлиан (около 200-го года н. э.). Но тем временем в Римской империи набирала силу новая религия – христианство. Эта религия появилась в 1-м веке как маленькая еврейская секта, но постепенно потеряла всякую связь с еврейством и занялась активной антиеврейской пропагандой. Когда при императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, иудаизм объявили вне закона.
Этот галут оказался самым долгим – он продолжается до наших дней (поскольку сегодня большинство евреев живет вне Земли Израиля и Храм не восстановлен). Трудно даже представить себе, что какой-либо народ столь длительное время мог бы просуществовать без своей страны. Но евреи не растворились, не исчезли. Еврейская жизнь продолжалась. Хотя и в новых, трудных условиях. Место государства заняли общины. Жизнью еврейских общин руководили люди, известные высоким уровнем знаний в Торе и организационными способностями. При этом жизнь общин зависела от отношения окружающих народов и от прихоти властителей.
Сначала центр еврейской жизни был на территории бывшего Вавилона. Именно там была закончена редакция Талмуда (см. "Главные книги еврейской традиции"). Но затем еврейская жизнь там пришла в упадок.
Новый расцвет еврейской учености начался в странах, находившихся тогда под властью ислама (иногда проявлявшего веротерпимость, иногда нет): Испании, Северной Африке, Южной Франции. Сменившие мусульман христианские правители активно проводили антиеврейскую политику и принуждали евреев переходить в христианство.
В 1492 году остававшихся в Испании евреев изгнали. Затем пришла очередь евреев соседних стран. Золотой век, как называли испанскую эпоху еврейской истории, закончился.
Евреи продолжали скитаться по странам, то здесь, то там находя временный приют. После испанского изгнания самыми богатыми стали евреи германских княжеств, самым же многочисленным к началу 19-го века считалось еврейство Российской империи (после включения в нее "еврейских" районов Польши, Литвы и Украины). Правители России с самого начала относились к евреям с неприязнью, ограничивали их в правах (была введена специальная черта оседлости – территория, вне которой евреям проживать не разрешалось). Россия также обогатила почти все языки мира словом погром.
Еврейское присутствие в Эрец-Исраэль фактически никогда не прерывалось, но было весьма незначительным. Начиная с 18-го века некоторые евреи из Восточной Европы и арабских стран стали сюда возвращаться. Начался процесс, называемый в еврейской традиции Шиват Цион (), то есть "возвращение в Цион" – по имени горы Цион (, в русской транскрипции обычно пишут Сион) в Иерусалиме. Это имя часто используется и как название Города, и как название всей Земли Израиля. В конце 19-го века этот процесс приобрел организованные рамки, когда многие евреи пришли к выводу, что наступило время вернуться в Эрец-Исраэль всему еврейскому народу и возродить там национальную жизнь, а, может быть, и – государство. Разные группы (в основном из России) – БИЛУ (аббревиатура ивритских слов; в переводе – "Дом Яакова, вставайте и пойдем"), Хибат Цион (любовь к Сиону) и др. – пытались реализовать эти идеи. Некоторые религиозные лидеры говорили о том, что пришло время исполниться пророчествам о восстановлении величия еврейского народа и его символа – Храма.
В 1897 году в Базеле под руководством Теодора Герцля был проведен 1-й Сионистский конгресс. Сионистское движение (его название также происходит от горы Сион) вело поиск как практических, так и политических путей реализации программы возвращения евреев на свою землю и восстановления там основ национальной жизни.
В это время Земля Израиля находилась под властью турков, а впоследствии – англичан. В 1917 году правительство Англии дало обещание построить в Эрец-Исраэль "национальный очаг" для еврейского народа. После большевистского переворота в России, ужасов двух мировых войн (во второй из них погибло 6 миллионов евреев), сопротивления арабов и зигзагов английской политики, 650 тысяч евреев Эрец-Исраэль провозгласили в 1948 году создание Государства Израиль.
Еврейская история продолжается…
Иерусалим. Менора у входа в израильский парламент – Кнессет
Вопросы для повторения
Назовите основные периоды еврейской истории.
Где описаны древние периоды (период праотцев, Исход из Египта)?
Что такое галут? Сколько их было и когда начался последний?
Кто вывел евреев из египетского рабства? Кто стал его преемником?
Что такое "десять казней египетских"?
Сколько Храмов было в Иерусалиме? Когда они были разрушены?
Кто правил в Израиле до царей? Назовите несколько имен.
Кто был первым царем Израиля?
Какой династии принадлежали цари Израиля? Кто был исключением?
Кто такие "шомроним"? Как они относились к евреям?
Что вы знаете о восстании евреев против греков? Кто его возглавил?
Что вы знаете о восстаниях против римской власти?
Где жили евреи после изгнания из Земли Израиля (римское изгнание)?
Кто руководил жизнью еврейских общин в изгнании?
Где были центры еврейской жизни во время последнего галута?
Что такое "Золотой век"?
Что такое "черта оседлости"?
Что представляет собой сионистское движение?
Кто и когда его основал?
Каково его главное достижение?
Бар-Кохба | |
бейт-дин | |
брит | |
галут | |
Кнесет hа-гдола | |
Моше-рабейну | |
прушим | |
раби Акива | |
цедуким | |
Цион | |
Шехина | |
Шиват Цион | |
шофтим | |
шомроним |