purim2

Жемчужины Галахи. Галахические законы Пурима, глава 17

March 6, 2014 Автор: рав Элиезер Меламед - No Comments

Права на русский перевод принадлежат “Библиотеке Офер”. При перепечатке или перепосте требуется указывать этот факт.

1. Что такое «город, обнесенный стеной»

 

Как мы уже писали (гл. 15, п. 4), мудрецы постановили праздновать Пурим в два разных дня: везде его празднуют 14 адара, а в городах, которые были обнесены стеной с дней Йеѓошуа бин Нуна, и в Шушане – столице Персидской империи времен правления Ахашвероша – 15 адара.

 

В этом отношении нет никакой разницы между городами в Земле Израиля и за ее пределами. На любой город, который с дней Йеѓошуа бин Нуна был обнесен стеной, даже если впоследствии эта стена была разрушена, распространяется закон о праздновании Пурима в «городах, обнесенных стеной». Единственное исключение составляет столица Шушан, в которой произошло пуримское чудо: на Шушан также распространяется этот закон, хотя в дни Йеѓошуа этот город еще не был построен (см. Шульхан арух, 688, 1) .

 

В то время, когда мужи Великого собрания постановили праздновать Пурим, было немало городов, в основном, в Земле Израиля, в отношении которых традиция гласила, что они были обнесены стеной с дней Йеѓошуа бин Нуна. В этих городах Пурим праздновали 15 адара. Однако с течением веков эти города были разрушены, а традиция, связанная с ними, утрачена. Есть города, о которых известно, что в дни Йеѓошуа они были обнесены стеной, а в наши дни существуют города с такими же названиями (например, Лод), однако мы не можем быть уверены, что современный город расположен на том же самом месте, что и одноименный древний город времен Йеѓошуа. Или же, к примеру, современный Лод только назван в честь древнего Лода, но расположен поодаль от него. Есть также древние города, которые когда-то были покинуты еврейскими жителями, и традиция относительно этих городов была утрачена. Сегодня мы не знаем, существовали ли они во времена Йеѓошуа. Есть также города, о которых нам известно, что они существовали во времена Йеѓошуа, но мы не знаем, были ли они тогда обнесены стеной. Таким городом является, например, Хеврон. И лишь относительно единственного города сохранилась непреложная традиция, что он был обнесен стеной со времен Йеѓошуа. Это святой город Иерусалим, наша краса и гордость. Только в нем сегодня празднуют Пурим 15 адара. Мы объясним прежде всего, каков закон относительно Иерусалима, а затем – относительно других городов, чей статус подвергается сомнению .

 

2. Иерусалим и его окрестности

 

Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 3б): «Все, что прилегает к городу, и все, что видно из города, расценивается как часть самого города». На основе этого принципа Пурим празднуют 15 адара не только в Старом Иерусалиме, но и во всех районах, прилегающих к нему. И хотя современный Иерусалим очень разросся, но поскольку один район прилегает к другому, все они считаются прилегающими к Старому городу, и во всех этих районах празднуют Пурим и читают Свиток Эстер 15 адара.

 

Однако в процессе возведения новых районов Иерусалима возникло сомнение относительно тех районов, которые изначально были построены в отдалении от всех прочих частей города. Такое сомнение возникло, например, относительно районов Рамот и Ѓар-Ноф. Есть мнение, что только те кварталы, которые соединены со Старым городом сплошной застройкой, расцениваются как относящиеся к Иерусалиму; если же между ними и Старым городом есть пустое пространство протяженностью в 141 и 1/3 локтя (67,8 м), то они считаются отдельными населенными пунктами. Поэтому некоторые ѓалахические авторитеты постановили, что в районах Рамот и Ѓар-Ноф следует читать Свиток Эстер 14 адара.

 

Но есть и другое мнение: все районы, которые считаются принадлежащими к Иерусалиму с точки зрения уплаты муниципальных налогов, а тем более, если они обнесены одним эрувом , расцениваются как примыкающие к Иерусалиму. Поэтому в них читают Свиток Эстер только 15 адара. Согласно этому мнению, в районах Рамот и Ѓар-Ноф следует читать Свиток Эстер 15 адара. Так постановили последние главные раввины Иерусалима, рав Месас и рав Колиц, и таков распространенный сегодня обычай. Все эти ѓалахические споры разрешаются со временем благодаря расширению Иерусалима. С помощью Всевышнего, Строителя Иерусалима, город растет и ширится, и ранее отдаленные районы теперь примыкают к новым, и становится совершенно ясно, что отныне на них распространяется тот же самый закон, что и на все прочие части города .

 

3. Закон относительно мест, подлежащих сомнению

 

Вот список городов, относительно которых существует сомнение: Тверия, Хеврон, Шхем, Яффо, Лод, Газа, Цфат, Акко, Хайфа. По мнениям некоторых авторитетов, сомнение существует также относительно Бейт-Шеана, Иерихона, Беэр-Шевы, Рамле, а за пределами Земли Израиля – Тира (Цора), Сайды (Цидона), Дамаска, Измира и Багдада .

 

Что касается законов празднования Пурима в городах, относительно которых существует сомнение, то в этом позиции ѓалахических авторитетов разделились. Все авторитеты согласны, что в этих городах следует читать Свиток Эстер с сопутствующими благословениями 14 адара, поскольку даже если житель Иерусалима (где изначально следует читать свиток 15 адара) прочитал свиток 14 адара – в день, когда его читают в большинстве мест в мире, – то постфактум (бедиавад) он исполнил заповедь. Поэтому в местах, относительно которых существует сомнение, надлежит изначально (лехатхила) читать Свиток Эстер с сопутствующими благословениями 14 адара. Вопрос же заключается в том, нужно ли читать свиток также и 15 адара.

 

Некоторые законоучители считают, что во всех городах, относительно которых существует сомнение, следует праздновать Пурим только 14 адара, и нет никакой необходимости читать Свиток Эстер также и 15 адара. Лишь те, кто желает исполнить заповедь с особым благочестием, могут прочитать свиток 15 адара, не произнося сопутствующих благословений (такого мнения придерживаются Рамбан, Рашба, Ран и Ритва).

 

Другие законоучители полагают, что в этих городах следует читать Свиток Эстер как 14, так и 15 адара, но 15 адара при чтении свитка не следует произносить благословения. Они объясняют свою позицию тем, что это будет напоминать нам о сомнении, существующем в отношении этих городов. Это также является знаком почтения к Земле Израиля. А поскольку это сомнительный случай, благословения, сопутствующие чтению свитка, произносить не следует, согласно ѓалахическому принципу: «В сомнительных случаях благословения не произносят» (см. Рамбам, 1, 11; Меири и Шиболей ѓа-лекет. Так постановляет и Шульхан арух, 688, 4). Мнения законоучителей разделились и в том, что касается прочих заповедей Пурима: посылания яств, подарков бедным и праздничной трапезы. Есть мнение, что все эти заповеди следует исполнять только 14 адара – в день, когда Пурим празднуют во всем мире (При хадаш); по другим мнениям, эти заповеди исполняют и 15 адара (Риаз) . А жители мест, расположенных неподалеку от городов, относительно которых существует сомнение, должны праздновать Пурим только 14 адара, потому что лишь в местах, расположенных поблизости от города, в котором Пурим несомненно надлежит праздновать 15 адара, следуют обычаю данного города, но не в местах, расположенных возле городов, статус которых подвергается сомнению. Однако некоторые авторитеты придерживаются более строгого толкования закона, согласно которому в местах, расположенных возле городов, статус которых подвергается сомнению, также следует читать

 

Свиток Эстер 14 и 15 адара .
На практике, сегодня в большинстве городов, статус которых находится под сомнением, принято придерживаться менее строгого закона и праздновать Пурим только 14 адара. И лишь в городах, по отношению к которым сомнение сильнее, – например, Тверия и Хеврон – принято читать Свиток Эстер также 15 адара, а некоторые исполняют в этот день и прочие заповеди Пурима.

 

4. Переезд из «города, не обнесенного стеной» в «город, обнесенный стеной» в дни Пурима

 

Поскольку в «городах, не обнесенных стеной» Пурим празднуют 14 адара, а в «обнесенных стеной» (в наши дни этот статус имеет только Иерусалим) – 15 адара, возникает множество вопросов в связи с переездом в эти два дня из Иерусалима в другие города и из других городов в Иерусалим: как именно следует праздновать Пурим в таком случае. Общее правило таково: обязанность исполнения заповедей Пурима определяется согласно местонахождению самого человека в этот праздник, а не согласно тому, где находится его дом в течение всего года, потому что даже если человек находится в «городе, не обнесенном стеной» всего один день, в отношении заповедей Пурима он считается жителем этого города «на один день». Определяющим для законов Пурима является время восхода – утром 14 адара в «городах, не обнесенных стеной» и 15 адара – в «городах, обнесенных стеной», потому что именно в это время вступает в силу обязанность дневного чтения Свитка Эстер.

 

Житель Иерусалима, который хочет отпраздновать Пурим в «городе, не обнесенном стеной» 14 адара, должен приехать в этот город накануне (вечером 14 адара) и остаться там на следующее утро после восхода солнца. Так, согласно всем мнениям, на него будут распространяться законы жителей «городов, не обнесенных стеной». И даже если он возвратится в Иерусалим рано утром, прежде чем успеет прочесть Свиток Эстер, обязанность чтения свитка сохранится за ним, и он должен будет прочитать свиток 14 адара в Иерусалиме. Кроме того, ему следует назначить остающегося в этом городе посланника, чтобы тот послал яства и подарил подарки бедным от его имени. Если же он приедет в этот город вечером 14 адара, намереваясь возвратиться в Иерусалим до восхода солнца на следующее утро, или же приедет в этот город днем 14 адара, после восхода солнца, а затем вернется в Иерусалим, то закон рассматривает его как жителя Иерусалима. Ибо, как мы сказали, определяющим является время восхода солнца утром 14 адара.

 

Если житель «города, не обнесенного стеной», отпраздновал Пурим 14 адара и хочет отпраздновать его 15 адара в Иерусалиме, то ему следует приехать в Иерусалим накануне, вечером 15 адара, и остаться там на следующее утро после восхода солнца. Таким образом, он будет рассматриваться с точки зрения законов Пурима как житель Иерусалима, и на нем будет лежать обязанность исполнения всех заповедей Пурима и 15 адара. Он должен постараться услышать благословения, сопутствующие чтению Свитка Эстер, из уст другого человека, а не произносить их самостоятельно. Если же он сам читает свиток для себя, то ему не следует произносить благословения, потому что есть мнение, что поскольку он уже отпраздновал Пурим 14 адара, он не должен праздновать Пурим еще один день (по мнению Роша). И хотя согласно Ѓалахе на этом человеке лежит обязанность исполнения заповедей Пурима также и 15 адара, однако в том, что касается благословений, сопутствующих чтению Свитка Эстер, следует учитывать мнение авторитетов, которые считают, что не следует праздновать Пурим еще один день. И поэтому благословения не произносят. Если же этот человек пробудет в Иерусалиме с вечера 14 адара до дня 15 адара, то он будет обязан исполнять заповеди Пурима только 15 адара, когда праздник отмечают в Иерусалиме. В этом случае он может произнести благословения при чтении Свитка Эстер согласно мнениям всех авторитетов.

 

Мнения законоучителей разделились относительно ситуации, когда человек собирался быть утром 14 адара в «городе, не обнесенном стеной» или 15 адара – в «городе, обнесенном стеной», но на самом деле не был там. Одни говорят, что этот человек обязан исполнять заповеди Пурима согласно своему изначальному намерению (Риф, Рамбан); другие же утверждают – согласно тому, как он поступил на самом деле (Раши и Ѓа-Маор). Если опираться на изначальное намерение человека, то возникает еще один вопрос: имеется ли в виду намерение, которое было у него, когда он ехал в этот город (Мишна брура), или же вечером, когда начался Пурим (рав Франк)? Так или иначе, всякий раз, когда возникает сомнение, следует проконсультироваться с раввином. Как правило, в таком случае раввин вынесет постановление исполнять заповеди, но не произносить благословения .

 

5. Утроенный Пурим (Пурим мешулаш)

 

Случается, что день 15 адара, в который празднуют Пурим в «городах, обнесенных стеной», выпадает на субботу, однако 14 адара никогда не выпадает на субботу. В год, когда 15 адара выпадает на субботу, Пурим называется «утроенным», потому что исполнение его заповедей разделяется на три дня. А почему Пурим не празднуют в субботу? Потому, что мудрецы запретили читать Свиток Эстер в субботу из опасения, что свиток пронесут на расстояние четырех локтей (амот) по улице, то есть по общественному владению, тем самым нарушив субботу. Кроме того, пуримское пиршество также нельзя устраивать в субботу, потому что в Свитке Эстер (9:22) сказано: «…сделать их днями пиршества и веселья», то есть пиршество следует устраивать в честь Пурима, а не в честь субботы (срок, на который выпадает Пурим, зависит от решения суда (бейт дина), устанавливающего дни новомесячья, а суббота установлена свыше, и ее сроки определены со времени Сотворения мира).

 

Поэтому в год, когда 15 адара выпадает на субботу, накануне в пятницу читают Свиток Эстер и дарят подарки бедным (поскольку бедные ожидают дня чтения свитка, и если в этот день им не подарят подарки, они огорчатся). И нужно постараться прочитать свиток в присутствии как минимум десяти человек. Дело в том, что, согласно мнениям некоторых законоучителей, это чтение считается досрочным, и потому оно должно проходить в присутствии по крайней мере десяти человек, мужчин или женщин (см. Мишна брура, 690, 61). Но даже если нет десяти человек, все равно следует прочитать свиток и произнести сопутствующие благословения в пятницу (см. Циц Элиэзер, 13, 73; Ябиа омер, 6, 46).

 

В субботу 15 адара – день, на который выпадает Пурим в «городах, обнесенных стеной», – в молитве «Восемнадцать благословений» (Шмоне эсре) и в «Благословении после трапезы» (Биркат ѓа-мазон) читают праздничную вставку «За чудеса», а во время чтения Торы читают особый отрывок, связанный с Пуримом. Из ковчега вынимают два свитка Торы, по одному из которых читают недельный раздел Торы, а по второму – отрывок «И пришел Амалек», читаемый в Пурим.

 

В воскресенье устраивают праздничную трапезу в честь Пурима, а также посылают яства, так как заповедь посылания яств связана с заповедью трапезы.

 

Почему же Свиток Эстер читают до субботы, а трапезу устраивают после субботы? Потому, что прежде всего следует прочесть свиток ради исполнения заповеди открытого свидетельства о чуде, и нельзя читать свиток позднее того времени, когда произошло чудо, согласно запрету исполнять заповеди Пурима позже установленного срока. А трапезу можно устраивать только после наступления того дня, в который когда-то произошло чудо, то есть после субботы 15 адара. Но поскольку в субботу нельзя устраивать пуримское пиршество, его откладывают на воскресенье.

 

Желательно добавить к дневной субботней трапезе дополнительные мясные блюда и вино, так как есть мнение, что заповедь трапезы Пурима остается в силе и в субботу. А если есть возможность, желательно послать немного яств соседям и друзьям и в субботу днем, при условии, что в данном месте имеется эрув.