hanukkah_hanukkah_6043

Жемчужины Галахи. Галахические законы Хануки, глава 12

November 19, 2013 Автор: рав Элиезер Меламед - No Comments

Права на русский перевод принадлежат “Библиотеке Офер”. При перепечатке или перепосте требуется указывать этот факт.

1. Заповедь зажигания ханукальных свечей

 

Наши мудрецы постановили зажигать свечи в восемь дней Хануки. В эти дни народ Израиля праздновал и благодарил Всевышнего за то, что Он помог им одержать победу над греками, освободить Иерусалим и очистить Храм от скверны. В эти дни масло в храмовой Меноре горело чудесным образом.

 

И хотя заповедь зажигания ханукальных свечей является постановлением мудрецов, перед тем как ее исполнить, мы произносим благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Хануки!» На первый взгляд, непонятно: ведь эта заповедь не упоминается в Письменной Торе, почему же прежде чем исполнить ее, мы говорим: «…повелевший нам»? Дело в том, что Тора уполномочила мудрецов выносить постановления о заповедях согласно ее духу. Об этом сказано (Дварим, 17:11): «По закону, которому научат они тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево». И еще сказано (там же, 32:7): «Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 23а). Для того чтобы мы помнили о чуде, которое Всевышний сотворил для нас в дни Второго Храма, и сообщали о нем миру (пирсум ѓа-нес), мудрецы постановили зажигать свечи в восемь дней Хануки.

 

Женщины обязаны исполнять эту заповедь наравне с мужчинами. И хотя это заповедь-предписание , ограниченная временными рамками, – а женщины, как правило, освобождены от таких заповедей, – но все же, поскольку женщины принимали участие в ханукальном чуде, они обязаны исполнять эту заповедь (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 23а. Однако принято, что замужняя женщина исполняет свою обязанность с помощью свечей, которые зажигает ее муж. См. ниже, прим. 3, и выше, гл. 11, п. 11, прим. 23).

 

Все законы, связанные с местом и временем, которые были изданы мудрецами в отношении свечей Хануки, предназначены для того чтобы поведать миру о ханукальном чуде (пирсум ѓа-нес). Поэтому мудрецы постановили зажигать свечи возле двери или окна, обращенных на общественную территорию, чтобы прохожие увидели горящие свечи (как объясняется ниже, в гл. 13, п.п. 1-3). Мудрецы также постановили зажигать свечи тотчас же после захода солнца, потому что именно в это время горящие свечи увидит наибольшее число прохожих. Ведь с одной стороны, уже стемнело, и пламя свечей ярко видно в темноте, а с другой стороны, улицы еще полны людей, которые возвращаются домой после трудового дня (это будет объяснено ниже, в гл. 13, п. 4). Однако необходимость поведать миру о чуде не является обязательным условием для исполнения заповеди зажигания ханукальных свечей. Еврей, который живет в полном одиночестве в пустынном месте, должен зажигать ханукальные свечи, чтобы самому помнить о чуде.

 

Значение этой заповеди очень велико. Даже если человек настолько беден, что у него нет денег, чтобы купить ханукальные свечи, он должен собрать милостыню или продать свою одежду, дабы на вырученные деньги купить свечи. И хотя ради исполнения других заповедей человек не обязан собирать милостыню или продавать собственную одежду, но в данном случае, поскольку эта заповедь содержит в себе предписание поведать миру о чуде, обязанность исполнить ее больше, нежели другие заповеди. Однако бедный не обязан «украшать» заповедь, и ему достаточно зажигать каждый день по одной свече (см. Шульхан арух, 671, п. 1; Мишна брура, 3; Арух ѓа-шульхан, 3. И см. Рама, 656, п. 1, и Биур Ѓалаха к этому месту).

 

2. Число свечей и обычай «лучшее из лучшего»

 

Наш народ питает особую любовь к заповеди зажигания ханукальных свечей. Как правило, у каждой заповеди есть два уровня: то, что обязательно для исполнения, и «украшение» заповеди (меѓадрин, букв. «лучшее»). А у заповеди зажигания ханукальных свечей есть три уровня: обязательный для исполнения, меѓадрин («лучшее») и меѓадрин мин ѓа-меѓадрин («лучшее из лучшего»). В народе Израиля издревле принято исполнять заповедь зажигания ханукальных свечей на уровне «лучшее из лучшего».

 

Обязательная к исполнению часть заповеди заключается в том, что в каждом еврейском доме надлежит зажигать в каждый из дней Хануки одну свечу за всех домочадцев. С помощью этой свечи все исполняющие заповедь вспомнят о ханукальном чуде и поведают о нем миру. А те, кто «украшает» заповедь, зажигают по свече за каждого взрослого домочадца. Например, если в доме живут четыре человека, то зажигают ежедневно четыре свечи, и так все домочадцы принимают участие в исполнении заповеди.

 

А те, кто исполняет заповедь на уровне «лучшее из лучшего», зажигают свечи по числу дней. Здесь мнения наших мудрецов разделились. Последователи Шамая говорят: в первый день зажигают восемь свечей, а в каждый последующий день на одну меньше, пока в первый день не зажигают одну свечу. Таким образом, количество свечей соответствует количеству оставшихся дней Хануки. В первый день зажигают восемь свечей, поскольку перед нами восемь дней праздника, а в последний день зажигают одну свечу, так как остался всего лишь один день. Последователи же Ѓилеля говорят: в первый день зажигают одну свечу, а в каждый последующий день добавляют по свече, пока в последний день не зажигают восемь свечей. Таким образом, количество свечей соответствует количеству прошедших дней Хануки. Каждый день зажигают число свечей согласно числу дней, в которые длилось чудо с кувшином масла, что выражает все возрастающее величие этого чуда. Ведь каждый день, в который масло из найденного в Храме кувшина продолжало гореть в Меноре, чудо увеличивалось. Подобным же образом, мы ежедневно увеличиваем уровень святости, пока в восьмой день не достигаем ее наивысшей точки, зажигая восемь свечей (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б). И во всем Израиле принят обычай «лучшее из лучшего», согласно мнению последователей Ѓилеля (см. Шульхан арух, Орах хаим, 671, п. 2).
Получается, что в восемь дней Хануки мы зажигаем в общей сложности 36 свечей. Кроме того, каждый день зажигают дополнительную, «служебную» свечу (шамаш).

 

Если нам понадобится свет, мы сможем использовать свет шамаша – ведь ханукальные свечи запрещены к какому бы то ни было практическому использованию. Шамаш отделяют от прочих свечей, потому что главная цель обычая «лучшее из лучшего» заключается в том, чтобы число свечей было хорошо видно – ведь оно выражает все возрастающее величие ханукального чуда (это будет объяснено ниже, в п.п. 10 и 11).

 

3. Обычай сефардских евреев

 

Законоучители различных общин расходятся во мнениях, как именно следует исполнять заповедь зажигания ханукальных свечей на уровне «лучшее из лучшего». Согласно обычаю сефардских евреев, главное «украшение» заповеди заключается в том, чтобы зажигать свечи согласно числу дней. Даже если в доме живет много людей, лишь один из них зажигает ханукальные свечи, согласно числу прошедших дней праздника. В первый день он зажигает одну свечу, во второй – две, а в восьмой – восемь. Ведь наша главная цель – показать, сколько дней длилось чудо; этим мы демонстрируем всему миру его величие. А если бы все домочадцы зажигали свечи около входа в дом, то невозможно было бы увидеть, скольким дням соответствует количество свечей, потому что свечи всех домочадцев вместе было бы невозможно сосчитать. А поскольку свечи зажигает только один человек, подобает, чтобы это был старший из членов семьи.

 

Если дети хотят зажечь свечи, можно дать им свой ханукальный светильник, только пусть они поставят его отдельно. По обычаю многих сефардских общин, дети не произносят благословения перед зажиганием свечей, однако мой учитель рав Мордехай Элияѓу, благословенна память праведника, постановил, что дети, не достигшие возраста бар мицвы, могут произнести благословения. А рав Шалом Месас, благословенна память праведника, считает, что и взрослые дети (после возраста бар мицвы), если хотят удостоиться произнести благословения, могут решить для себя, что намереваются исполнить заповедь самостоятельно, а не посредством свечей, которые зажигает их отец. Тогда они смогут «украсить» заповедь, произнести благословения и зажечь свои собственные свечи (см. Ялкут шемеш, Орах хаим, 192).

 

4. Обычай ашкеназских евреев – мужчины, женщины, дети

 

Согласно обычаю ашкеназских евреев, для того чтобы исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей на уровне «лучшее из лучшего», нужно, чтобы каждый из домочадцев зажег свой ханукальный светильник, произнеся соответствующие благословения. В первый день каждый зажжет одну свечу, а в восьмой – восемь. И нет опасения, что будет невозможно сосчитать число свечей того или иного дня, так как все светильники ставятся на некотором расстоянии друг от друга.

 

Дети, достигшие возраста, когда их начинают приучать к исполнению заповедей, также произносят благословения и зажигают свечи. Они достигают такого возраста приблизительно в шесть лет, когда начинают понимать смысл истории о ханукальном чуде и заповеди зажигания свечей.

 

Принято, что замужние женщины не зажигают свечи, поскольку когда свечи зажигают их мужья, считается, словно они зажгли их сами, согласно ѓалахическому принципу: «Жена человека равноценна ему самому». А во многих семьях принято, что девочки, достигшие шестилетнего возраста, и девушки не зажигают свечи. Так или иначе, если они захотят, они могут зажечь свечи и произнести благословения. И представляется, что девочкам, достигшим шестилетнего возраста, желательно зажигать свечи хотя бы до возраста бат мицвы, поскольку это приобщает их к Торе и заповедям. А если они захотят зажигать свечи и после возраста бат мицвы, это очень похвально. Даже если замужняя женщина, чей муж зажигает свечи, захочет, вопреки принятому обычаю, зажечь свои собственные свечи, она может это сделать и произнести благословения .

 

5. Благословения и гимн «Эти свечи»

 

Мудрецы постановили произносить перед зажиганием ханукальных свечей два благословения, чтобы сосредоточиться на двух аспектах этой заповеди. Первое благословение относится к самой заповеди и гласит: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Хануки (нер шель Ханука)!» По хасидскому канону (нусах сфард) в конце благословения говорят нер Ханука . Второе благословение представляет собой благодарность за чудеса, которые Всевышний сотворил нашим отцам в дни Хануки. Мудрецы постановили произносить его перед зажиганием ханукальных свечей, потому что свечи призваны напомнить нам о чудесах тех дней и их значении. Вот это благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, сотворивший чудеса для отцов наших в те дни, в это время!» В первый день Хануки прибавляют еще одно благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, даровавший нам жизнь, поддерживавший нас и позволивший нам дожить до этого времени!» Это благодарение Всевышнему за то, что Он дал нам прожить еще один год, и что мы удостоились еще раз праздновать дни Хануки и вновь исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей.

 

Сразу же по произнесении благословений приступают к зажиганию свечей. Запрещено прерываться на разговоры между произнесением благословений и зажиганием свечей. После зажигания первой свечи начинают читать гимн «Эти свечи», взятый из талмудического трактата Софрим (20:6), и продолжают читать его, зажигая все остальные свечи. И хотя все свечи еще не зажжены, не считается, что таким образом человек делает перерыв между благословениями и зажиганием свечей, поскольку мы уже говорили, что обязательной частью заповеди является зажигание первой свечи, а все остальные свечи – это «украшение» заповеди. И хотя изначально (лехатхила) нельзя разговаривать, пока все свечи не будут зажжены, но гимн «Эти свечи» имеет непосредственное отношение к заповеди зажигания свечей, ибо проясняет ее смысл, и потому его не только можно, но и нужно читать, исполняя заповедь. Если же человеку трудно читать гимн «Эти свечи» и зажигать свечи одновременно, он может прочитать гимн после того как закончит зажигать все свечи (см. Мишна брура, 676, п. 8; Мишбецот заѓав, 5).

 

Помимо благословений и гимна «Эти свечи», некоторые произносят перед зажиганием ханукальных свечей короткую молитву Ле-шем ихуд («Ради единения») , дабы еще глубже настроиться на исполнение заповеди.

 

Нужно тщательно зажечь каждую свечу и подождать, пока огонь разгорится и охватит большую часть фитиля. Неверно поступают те, кто спешит перейти к следующей свече, пока пламя предыдущей не разгорелось как следует (см. Биур Ѓалаха, 673, п. 6, Ѓадлака).

 

6. Участие домочадцев в исполнении заповеди

 

Следует приложить усилия к тому, чтобы все домочадцы собрались вместе для исполнения заповеди зажигания ханукальных свечей, услышали благословения, ответили на них амен и увидели зажигание. Этим они проявят уважение к заповеди и примут участие в ней; кроме того, это необходимо тем, кто сам не произносит благословения на свечи, например, женщинам, которые исполняют заповедь посредством свечей, зажигаемых их мужьями, и другим домочадцам, которые исполняют заповедь с помощью свечей, зажигаемых отцом семейства. Слыша благословения, они тем самым выражают благодарность Всевышнему за чудеса. Если же они не слышали благословений, то, по мнению Рамбама и Раши, хотя они и исполнили обязательную часть заповеди посредством свечей, зажигаемых отцом семейства, они все равно должны взглянуть на свечи и произнести благословение «сотворивший чудеса». А по мнению Рашба и Рана, поскольку они уже исполнили обязательную часть заповеди посредством свечей, зажигаемых отцом семейства, хотя и не слышали благословений, они не должны произносить «сотворивший чудеса», увидев свечи. И поскольку мнения законоучителей разделились, и это вопрос спорный, не следует произносить благословения (см. Шульхан арух, 676, п. 3). Но изначально (лехатхила), для того чтобы исполнить заповедь согласно мнению всех законоучителей, тот, кто не зажигает свечи и не произносит благословения сам, должен услышать благословения и ответить на них амен.

 

Поэтому всякий, кто исполняет заповедь посредством свечей, зажигаемых другим человеком, – например, женщина, исполняющая заповедь посредством свечей, которые зажигает ее муж, и другие домочадцы, исполняющие заповедь посредством свечей, зажигаемых отцом семейства, – должны участвовать в зажигании свечей, чтобы услышать благословения и ответить амен. Даже если они не смогут быть дома во время зажигания, им следует приложить усилия, чтобы присутствовать на зажигании в другом доме или в синагоге. Так они исполнят заповедь согласно мнениям всех законоучителей .

 

7. Свечи

 

Для ханукальных свечей пригодны все виды масла и фитилей, даже те, что не годятся для свечей субботних. Дело в том, что субботние свечи предназначены для того чтобы освещать дом, и если они будут гореть плохо, есть опасение, что человек станет поправлять свечу, чтобы она горела лучше, и этим нарушит субботу. Поэтому мудрецы запретили зажигать субботние свечи с помощью масла или фитиля, которые плохо горят. Ханукальные же свечи запрещено использовать для каких-либо практических нужд, и поэтому любые масло и фитиль, способные гореть по крайней мере полчаса, пригодны для их зажигания.
Чем лучше горит свеча, тем больше она служит «украшению» заповеди, потому что так мы сообщаем миру о ханукальном чуде наилучшим образом. Поэтому многие предпочитают зажигать восковые или парафиновые свечи, пламя которых более сильное и яркое, тем самым «украшая» заповедь. Многие поздние законодатели писали, что еще большим «украшением» заповеди является зажигание светильников из оливкового масла, ибо их пламя ясное и яркое; кроме того, это напоминает нам о чуде с кувшином храмового масла.

 

В ханукальных свечах должно быть столько горючего вещества, чтобы они горели по крайней мере полчаса, так как мудрецы постановили, что свечи должны гореть от времени сразу же после захода солнца и «до тех пор, пока на рынке никого не останется». Этот промежуток времени равен приблизительно получасу. Даже тогда, когда свечи зажигают в доме, нужно, чтобы они горели как минимум полчаса. А тот, у кого есть лишь немного масла или маленькая свеча, которых хватит меньше чем на полчаса, должен зажечь их, не произнося благословений.

 

8. Электрические лампочки

 

После изобретения электричества возник вопрос, можно ли исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей с помощью электрических лампочек.

 

На практике большинство законоучителей придерживаются мнения, что обязанность зажигания ханукальных свечей невозможно исполнить с помощью электрических лампочек, так как они не считаются светильниками – в них нет фитиля и масла. Более того, поскольку их свет очень ярок, они могут расцениваться как факелы, а не как светильники. Наш учитель рав Авраѓам-Ицхак Кук, благословенна память праведника, писал: поскольку во времена, когда мудрецы постановили зажигать ханукальные свечи, не было электричества, электрические лампочки не считаются одним из видов светильников, пригодных для исполнения этой заповеди согласно постановлению мудрецов (см. Мицвот Раая, Орах хаим, 673).

 

Что же касается субботних свечей, то большинство законоучителей считает, что в случае необходимости можно произнести благословение и исполнить эту заповедь путем зажигания электрической лампочки, так как основное назначение субботних свечей – освещать дом. Ханукальные же свечи призваны напоминать нам о чуде с храмовым маслом, и потому они должны походить на светильники Меноры, а поскольку электрическая лампочка не похожа на светильник, с ее помощью нельзя исполнить заповедь.

 

Однако постфактум (бедиавад), если у человека нет свечи, отвечающей всем требованиям Ѓалахи, пусть зажжет электрические лампочки, не произнося благословений. Так он вспомнит о ханукальном чуде, а по мнению отдельных законоучителей, и исполнит заповедь .

 

Существует обычай устанавливать в общественных местах большие ханукальные светильники с электрическими лампочками, свет которых виден издалека. И хотя с помощью этих светильников нельзя исполнить заповедь, установленную мудрецами, но в них есть свое преимущество, так как они напоминают о ханукальном чуде большому количеству людей.

 

9. Зажигание как исполнение заповеди

 

Заповедь состоит в самом зажигании свечей, а не в том, чтобы они горели. Вот как сформулировали это мудрецы в тексте благословения: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Хануки!» Поэтому если человек зажег свечи, которые могут гореть как минимум полчаса, но кто-то уронил их по ошибке, и они погасли, не прогорев получаса, то он не обязан зажигать их снова, так как уже исполнил заповедь, когда зажег их.

 

Даже если зажженные свечи были плохого качества, и существует некоторое опасение, что они могли погаснуть, но поскольку обычно они горят в течение получаса, человек все равно исполнил заповедь. Однако поздние законоучители постановили, что если свечи погасли, не прогорев получаса, следует устрожить закон и зажечь их вновь, дабы они горели в течение получаса, установленного мудрецами (см. Шульхан арух, 673, п. 2; Мишна брура, 27).
Если же человек зажег свечи в таком месте, где они не смогут гореть полчаса, – например, там, где дует ветер, – и ветер действительно задул свечи, прежде чем они прогорели полчаса, то человек не исполнил заповедь, потому что уже при зажигании свечи были неспособны гореть полчаса. По мнению большинства законоучителей, в таком случае человеку надлежит вновь зажечь свечи и произнести благословения, однако на практике он должен зажечь свечи без благословений, так как это случай спорный, а ѓалахический принцип гласит: в спорных случаях благословение не произносят.

 

Как мы уже говорили, заповедь заключается в самом зажигании свечей, а не в том, чтобы они стояли на своем месте. Поэтому если в месте, подходящем для ханукальных свечей, уже стояла свеча, зажженная накануне, то поскольку эта свеча не была зажжена ради исполнения заповеди, с ее помощью нельзя исполнить эту заповедь. Даже если человек приподнимет свечу, пока она горит, и поставит ее обратно, намереваясь тем самым исполнить заповедь, – заповедь не считается исполненной. Следует погасить свечу и зажечь ее вновь ради исполнения заповеди, и нет нужды приподнимать весь ханукальный светильник и ставить его обратно, дабы исполнить заповедь (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 23а; Шульхан арух, 675, п. 1).

 

Ханукальные свечи нужно зажигать там, где они стоят. Даже если хозяин дома болен и не может встать с постели, не следует подносить ему свечи, чтобы он зажег их, а потом возвращать их на место. В таком случае хозяин дома произнесет благословения, а кто-то другой зажжет свечи вместо него в месте, подходящем для этого (см. Бен Иш Хай, комментарий к гл. Вайешев, 6). Если же человек поставил свечи на подоконник, но забыл придвинуть их поближе к окну перед зажиганием, он может немного придвинуть их после зажигания, чтобы прохожие лучше видели их.

 

10. Запрет использования ханукальных свечей

 

Запрещено использовать свет ханукальных свечей, будь то использование будничное (например, считать деньги при их свете) или в целях святости (например, изучать Тору). Эти свечи посвящены заповеди зажигания ханукальных свечей, и как запрещено использовать для каких бы то ни было нужд свет храмовой Меноры, так запрещено использовать и свет ханукальных свечей, зажженных в память о чуде, связанном с Менорой. Более того, ханукальные свечи призваны поведать миру об этом чуде, и если человек станет использовать их свет для собственных нужд, может показаться, что он зажег их ради света, а не ради исполнения заповеди поведать миру о чуде (см. Шульхан арух, 673, п. 1) .

 

Запрещено к использованию и то, что осталось от масла или свечей, зажженных в качестве ханукальных, так как при зажигании они были предназначены специально для исполнения заповеди. Лучше всего использовать их для зажигания ханукальных свечей в последующие дни; если же они не подходят для дальнейшего использования либо остались после восьмого вечера Хануки, нужно развести костер и сжечь их (см. Шульхан арух, 677, п. 4; Мишна брура, 18). Можно также вылить оставшееся масло в раковину, а фитили выкинуть в мусорное ведро. Свечи же, оставшиеся в пачке, или масло, оставшееся в бутылке, разрешены к любому использованию.

 

Если человек начал зажигать ханукальные свечи, и в это время погасла служебная свеча (шамаш), он не должен вновь зажигать ее от свечи, зажженной ради исполнения заповеди. Ведь шамаш – это будничная свеча, а будничную свечу нельзя зажигать от свечи заповеданной. А в случае, когда у него закончились спички, и если он не зажжет шамаш от ханукальной свечи, он не сможет зажечь остальные свечи, пусть зажжет шамаш от ханукальной свечи.

 

Согласно основному закону, свечи должны гореть только полчаса, а если они продолжают гореть и дальше, то они разрешены к любому использованию. Однако принято устрожать закон и не использовать свечи даже после того как они горели полчаса, потому что и тогда существует заповедь поведать миру о чуде. Если же мы станем использовать свечи для собственных нужд, это будет выглядеть так, словно мы позорим эту заповедь. Более того, поскольку мы зажгли свечи ради заповеди и не собирались пользоваться ими по прошествии получаса, некоторые законоучители говорят, что вся свеча стала посвященной заповеди, и ее нельзя использовать для будничных нужд.

 

11. Ханукальный светильник и служебная свеча

 

Надлежит «украшать» заповедь и зажигать свечи в красивом светильнике (ханукия), насколько каждый может себе позволить. У некоторых принято покупать ханукальные светильники из серебра или золота. Тот, у кого нет ханукального светильника, может приклеить восковые свечи на ровную поверхность и зажечь их, или же налить масло и вставить фитили в стаканчики и зажечь. Нельзя зажигать свечи в уродливой посуде, например, в глиняных горшках, покрытых гарью (см. Шульхан арух, 673, п. 3; Мишна брура, 28; Каф ѓа-хаим, 60-62).

 

Свечи должны отстоять друг от друга так, чтобы было видно, что каждая свеча стоит отдельно от прочих. Тем самым будет исполнена заповедь поведать миру о ханукальном чуде (пирсум ѓа-нес). Более того, следует опасаться, что если свечи будут расположены слишком близко друг к другу, то пламя двух свечей сольется, и тогда человек не исполнит заповедь, потому что это будет выглядеть как пламя костра, а не свечей. Что же касается восковых свечей, то есть еще одно опасение: если они будут стоять слишком близко друг к другу, они растопят друг друга и не смогут гореть полчаса (см. Шульхан арух, 671, п. 4, и комментарии других законоучителей к этому месту).

 

Согласно основному закону, даже если человек не поставил свечи на одинаковую высоту в ровный ряд, но они стоят на некотором расстоянии друг от друга, и тот, кто видит их, может сосчитать по ним дни Хануки, то заповедь считается исполненной. То же самое верно, если человек поставил подсвечники в круг – поскольку каждая свеча стоит на расстоянии от другой, заповедь исполнена. Однако изначально (лехатхила) следует поставить свечи в ровный ряд, чтобы те, кто смотрит на них, могли видеть их все вместе и сосчитать их количество, которое соответствует числу дней чуда (см. Рама, 671, п. 4; Биур Ѓалаха, со слов «И дозволено»).

 

Дабы не нарушить запрет использования ханукальных свечей, принято зажигать дополнительную, «служебную» свечу (шамаш). Если в доме понадобится свет, можно будет использовать свет служебной свечи. В комнате, освещенной электричеством, согласно основному закону шамаш не нужен, и все же многие его зажигают, чтобы подчеркнуть разницу между заповеданными свечами, чей свет запрещен к использованию, и служебной свечой, свет которой разрешен.
Однако для того чтобы не ошибиться в количестве свечей, шамаш ставят на иной высоте или на некотором расстоянии от прочих свечей, чтобы всякому, кто смотрит на свечи, было ясно, какие из них являются заповеданными, а какая – служебной. Принято располагать шамаш выше заповеданных свечей, чтобы если понадобится свет, было видно, что пользуются именно светом шамаша, а не других свечей (см. Шульхан арух и Рама, 673, п. 1; Мишна брура, 20) .

 

12. Порядок расположения и зажигания свечей

 

Тот, кто устанавливает ханукальный светильник, столкнется с рядом вопросов: где лучше поставить свечу в первый день, где поставить вторую свечу во второй день, и с какой свечи начать зажигание. И хотя какой путь он бы ни избрал, он все равно исполнит заповедь согласно принципу «лучшее из лучшего» (меѓадрин мин ѓа-меѓадрин), все же самый лучший обычай – поставить свечу в первый день с правого конца ханукального светильника (справа от того, кто зажигает свечи, стоя напротив светильника), потому что правую сторону всегда следует предпочитать левой. А во второй день пусть добавит еще одну свечу слева от первой и, произнеся благословения, зажжет сначала дополнительную свечу, а потом ту, что справа от нее. У этого есть две причины. Во-первых, лучше начинать зажигание с дополнительной свечи, ибо она выражает то, что величие ханукального чуда возрастает изо дня в день. Во-вторых, после того как человек зажжет левую свечу, он повернется направо, чтобы зажечь следующую, а наши мудрецы говорят, что всякий раз, когда человек поворачивается, лучше поворачиваться направо (см. Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 15б). Подобным же образом, нужно ежедневно добавлять свечу слева и зажигать ее первой, а затем поворачиваться направо и зажигать остальные свечи. А произнося благословения, желательно стоять у левого конца ханукального светильника, чтобы самой близкой свечой к зажигающему была та, которую он зажжет первой. Тогда не будет казаться, что он пропускает остальные свечи, чтобы зажечь первую (см. Шульхан арух, 676, п. 5; Мишна брура, 11) .

 

13. Перед зажиганием

 

Запрещено приступать к трапезе за полчаса до времени зажигания свечей, то есть появления звезд (как объясняется ниже, в гл. 13, п. 4). Нельзя садиться даже за легкую трапезу, потому что человек может увлечься едой и забыть о зажигании свечей. Запрещено пить алкогольные напитки. Но можно есть овощи и фрукты без ограничения, а также хлеб и мучные изделия в количестве меньше чем ке-бейца (около 50 см3).

 

Кроме того, за полчаса до времени зажигания свечей запрещено приступать к работе, которая может занять много времени. Также не следует идти спать в это время. Если же человек попросит товарища напомнить ему зажечь свечи вовремя, то он может в эти полчаса приступить к трапезе, заняться работой или пойти спать. В любом случае, даже если он приступил ко всем этим занятиям, не нарушая запрет, то есть больше чем за полчаса до времени зажигания свечей, – как только наступит время появления звезд, он должен прервать свои занятия и зажечь свечи, чтобы не пропустить время зажигания, установленное мудрецами (см. Мишна брура, 672, п. 10; Шаар ѓа-циюн, там же; «Жемчужины Ѓалахи», Молитва, гл. 25, п. 9).

 

Тот, кто занят работой и не имеет возможности вернуться домой, чтобы зажечь свечи в час появления звезд, может продолжить работу, пока не закончит ее, но ему нельзя приступать к трапезе, пока он не исполнит заповедь. Если же работа может занять много времени, и есть опасение, что в конце концов человек забудет зажечь свечи, то ему можно продолжать работу лишь при условии, что он попросит товарища напомнить ему по окончании работы зажечь свечи (и см. ниже, гл. 13, п.п. 6 и 9).

 

С наступлением времени зажигания свечей следует исполнить заповедь как можно скорее. До этого запрещено даже изучать Тору, чтобы не задерживать исполнение заповеди. Однако если в это время проходит постоянный урок Торы, и, отменив его, будет трудно найти для него другое время, то лучше провести урок, а после него напомнить всем присутствующим зажечь ханукальные свечи (см. ниже, гл. 13, п. 8, прим. 16).

 

14. Зажигание ханукальных свечей в синагоге

 

Существует обычай зажигать ханукальные свечи в синагоге. При этом произносят все благословения так же, как дома. И хотя согласно постановлению мудрецов, необходимо зажигать свечи только дома, принято зажигать их и в синагоге, ради лучшего исполнения заповеди поведать миру о ханукальном чуде (пирсум ѓа-нес). Как правило, ханукальный светильник ставят у южной стены синагоги, подобно тому как Менора стояла у южной стены Храма.

 

Человек не может исполнить заповедь с помощью свечей, зажигаемых в синагоге. Даже тот, кто зажег свечи в синагоге и произнес благословения, не исполнил заповедь. Он должен вернуться домой, произнести благословения и зажечь ханукальные свечи (см. Шульхан арух, 671, п. 7) .

 

Свечи принято зажигать между послеполуденной (минха) и вечерней (арвит) молитвами, потому что в это время в синагоге находится наибольшее количество людей, и заповедь поведать миру о ханукальном чуде будет исполнена наилучшим образом, тогда как после вечерней молитвы люди торопятся домой, чтобы зажечь свечи там.

 

В синагогах, где принято откладывать начало вечерней молитвы на время после появления звезд, следует зажечь свечи перед вечерней молитвой.

 

В канун субботы во многих общинах принято читать послеполуденную молитву минха непосредственно перед заходом солнца, а после минхи нельзя зажигать ханукальные свечи, так как наступает время встречи субботы. Поэтому ханукальные свечи надлежит зажигать до минхи. А там, где принято читать минху задолго до захода солнца, следует зажечь свечи после минхи. В таком случае нужно закончить зажигание по крайней мере за пять минут до захода солнца, чтобы можно было приступить к встрече субботы до захода, тем самым исполнив заповедь прибавлять от будничного к святому (см. Мишна брура, 671, п. 47). На исходе субботы ханукальные свечи зажигают после вечерней молитвы (арвит), потому что до молитвы арвит считается, что суббота еще не закончилась.

 

Свечи в синагоге зажигают для того, чтобы поведать миру о ханукальном чуде. Поэтому на церемонии зажигания должны присутствовать по крайней мере десять человек. Если же еще не набралось десятерых, а зажигание отложить невозможно (например, в канун субботы, когда есть опасение, что если зажигание задержится, молящиеся не успеют закончить молитву минха вовремя), то некоторые законоучители говорят: поскольку позднее там соберутся десять человек, которые увидят свечи, можно зажечь свечи с благословениями, хотя благословения услышат меньше чем десять человек (см. Маген Авраѓам, Мишна брура, 671, п. 47, и Биур Ѓалаха, там же). А некоторые говорят, что следует зажечь свечи без благословений (см. Мор ве-кциа, Каф ѓа-хаим, 671, 72) .

 

15. Зажигание свечей в общественных местах

 

У многих принято «украшать» заповедь поведать миру о ханукальном чуде, зажигая свечи везде, где собирается большое количество людей, например, на свадьбе, бар мицве, бат мицве, а также там, куда люди приходят на празднование Хануки или на лекцию. Возникает вопрос, можно ли произносить благословения перед зажиганием свечей на торжествах такого рода.

 

По мнению многих раввинов нашего поколения, на таких торжествах не следует произносить благословения перед зажиганием свечей, поскольку лишь в синагоге было испокон веков заведено зажигать свечи с благословениями, и у нас нет силы создавать новые обычаи. Поэтому тот, кто зажигает свечи с благословениями в любом общественном месте, помимо синагоги, произносит напрасные благословения (браха ле-ватала). Возможно, обычай зажигать ханукальные свечи именно в синагоге возник потому, что это служит напоминанием о Меноре, которую зажигали в Храме, – ведь синагогу называют «малый Храм». А значит, во всех других местах не следует произносить благословения перед зажиганием свечей.

 

Однако по мнению некоторых законоучителей, можно зажигать свечи и произносить благословения в месте любого общественного собрания. Ведь обычай зажигать свечи в синагоге продиктован заповедью поведать миру о ханукальном чуде, и потому надлежит зажигать свечи и произносить благословения везде, где собирается большое количество людей. Желательно, чтобы там были организованы общественные послеполуденная и вечерняя молитвы, или даже только вечерняя, и тогда это место будет расцениваться в некоторой степени как синагога, и там можно будет зажечь свечи с благословениями, согласно обычаю.

 

На практике тот, кто хочет положиться на мнение законоучителей, считающих, что дозволено зажечь свечи с благословениями, может это сделать. Если же на торжестве присутствуют нерелигиозные люди, которые, возможно, не зажгли свечи дома, то крайне важно зажечь свечи и произнести благословения. Ведь если на торжестве зажгут свечи с благословениями, то все присутствующие соберутся, чтобы услышать благословения, и тогда ханукальное чудо будет восславлено перед ними, и они научатся исполнять эту заповедь. Если есть такая возможность, желательно предоставить честь зажигания свечей и произнесения благословений человеку, не привыкшему исполнять заповеди. Благодаря этому станет видно, что заповеди принадлежат всем евреям – как религиозным, так и светским.