1. План изучения темы в младших классах Для того, чтобы преподавать эту тему, надо украсить комнату картинами с изображением Иерусалима и Храмовой горы. Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы: Как нужно молиться? Где должен находиться Ковчег Завета в синагоге? Почему он направлен на восток в Америке и на юг в России? (Это – своего рода загадка для детей). Ответ: все зависит от того, где по отношению к данному городу находится Земля Израиля! А почему нужно молиться по направлению к Земле Израиля? Почему не по направлению к Вашингтону? Потому, что Земля Израиля – это наша земля, и потому что в Израиле находится единственный город, которого нет больше нигде в мире. Что же это город? Иерусалим. А что находится в Иерусалиме? Храмовая гора. На этой горе находился Бейт hа-Микдаш (Храм), место, где Коhены (первосвященники) служили Б-гу. В Храме была маленькая комната – Святая Святых, где находился Ковчег Завета, а в нем были скрижали Завета. Поэтому молятся по направлению к Израилю, в Израиле – по направлению к Иерусалиму, в Иерусалиме – по направлению к Храму, а в Храме – в сторону Кодеш hа-кодашим – Святая Святых. 2. План изучения темы в старших классах В инструкции к преподаванию этой темы в старших классах нас интересует передача ученикам знаний и создание впечатления о той центральной роли Земли Израиля, которую она играет в нашей молитве. Молитва царя Шломо при освящении Храма (Первая книга Царей, 8) – подходящее начало для урока. В этой молитве подчёркивается особое место Израиля и Иерусалима в нашей молитве и связь между человеком и Б-гом. Студенты еще не изучали Книгу царей, но они знают многое о Бейт hа-Микдаш и после короткого введения учитель сможет использовать фразы из молитвы Шломо для дальнейшего разъяснения проблемы. Например, стих 30: "Вэ шамата эль тхинат авдеха вэ амха Исраэль ашер йитпалелу эль hа маком hазэ, вэ ата тишма эль маком шивтеха эль hашамаим вэшамата вэ салахта" ("И услышишь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, которые будут молиться в этом месте (к этому месту), и Ты услышишь – "эль маком шивтеха" – в том месте, где ты пребываешь в Небе; и услышишь и простишь") А также стихи 46-49: "Если же они согрешат против Тебя, ибо нет человека, который не грешит, и Ты разгневаешься на них, и предашь их в руки врагов, и возьмут в плен их, в страну врага, далекую или близкую. И когда в стране, где они будут находиться в плену, они обдумают поступки свои и раскаются, и будут молиться Тебе в земле пленения, говоря: "Согрешили, и искривляли закон, и злодействовали". И вернутся к Тебе всем сердцем своим и всей душой своей в земле врагов своих, которые взяли их в плен, и будут молиться Тебе через их землю, которую Ты дал их отцам, и через город, который ты избрал, и Храм, который я построил Твоим Именем". Здесь следует читать: "Я построил", хотя пишется "Ты построил". С помощью молитвы царя Шломо можно исследовать и понять следующие важные моменты: 1. Бейт hа Микдаш- это место присутствия божественной Шхины 2. Молитва всегда должна вестись по направлению к Храму. 3. Молитва из Диаспоры должна проходить духовный путь к Всевышнему через Землю Израиля – Иерусалим – Храм. После выяснения этого вопроса можно переходить к анализу различных молитв, в которых Земля Израиля занимает центральное место. Можно попросить учеников самим поискать молитвы, которые тесно связаны с Иерусалимом. Для упрощения задачи рекомендуется направить их к молитве царя Шломо. Студенты должны найти в Амиде – основной еврейской молитве – благословения, которые непосредственно касаются Земли Израиля: это отрывки "Вэ кабцейну яхад мэ арба канфот hа-Арец" (и в скором времени собери нас всех вместе с четырёх концов света) из благословения "Собирание изгнанников"; "Вэле-Йерушалаим"- восстановление Иерусалима; "Эт Цемах Давид авдэха" (росток Дома Давида поскорее взрасти" – возвращение царства Дому Давида; "Рцэ" ( отнесись благосклонно) – возобновление служения в Храме. К этому мы можем добавить благословение "Барех алейну" ( Благословение года). И хотя в этом благословении нет прямого упоминания об Израиле, нужно заметить, что мы молимся о дожде согласно потребностям Земли Израиля. От анализа молитвы Амида – <Шмоне эсре> – можно перейти к рассмотрению благословения после еды – <Биркат hа-мазон>. Благословение после еды состоит из четырех отдельных благословений, которые условно называются <За пропитание>, <За землю>, <За Иерусалим и Храм>, <За доброту к творениям>. Как мы видим, из четырех благословений два непосредственно и напрямую связаны с Землей. Во 2-м благословении, <За Землю>, мы говорим: <Благодарим Тебя, Г-сподь, Б-г наш…> – и перечисляем, за что именно благодарим: за Землю желанную, прекрасную и просторную; за Исход из Египта и освобождение из рабства; и в конце подводим итог: <Благословен Ты, Г-сподь, за Землю и за пищу>. Тема Земли появляется и в других благословениях и молитвах: в Кидуше, в порядке обрезания, а также в благословении <Мээйн Шалош>, которое произносится после поедания мучных изделий, плодов Израиля и вина. Это благословение, представляющее из себя краткую компиляцию благословения после еды – <три в одном> – начинается и заканчивается словами благодарности Творцу за дарование Земли Израиля нашему народу. Теперь представим все, о чём мы говорили раньше, в виде одной таблицы: 1. Земля Израиля – "И собери нас вместе с четырех концов земли"; "За то, что дал отцам нашим Землю прекрасную, хорошую и просторную" 2. Восстановление Иерусалима – "И в Иерусалим, город Твой, по милосердию Своему вернись"; "Смилуйся над Иерусалимом, городом Твоим, и над Ционом, местом пребывания Славы Твоей" 3.Царство дома Давида – "Потомка Давида, служителя Твоего, скорее взрасти"; "И смилуйся над царством Давида, помазанника Твоего" 4. Храм – "И верни служение во дворы Дома Твоего"; "И смилуйся над Домом великим и святым, на котором начертано Имя Твое". Д-р Йеhуда Айзенберг, доктор философии Перевёл Яков Герштейн По материалам сайта www.daat.ac.il