193glava

Недельная глава Ваякгель. Временный Коэн

March 25, 2006 Автор: рав Йосеф Кармель - No Comments

         

После всех приготовлений к сборке Мишкана – переносного Храма – наступило  время его установить. Логично было бы предположить, что этим должны заниматься Аарон и его сыновья, либо колено левитов в целом. Почему же в таком случае Тора несколько раз подчеркивает, что эта задача была возложена на  Моше? (см. Шемот 40). Еще больше озадачивает тот факт, что учителю нашему Моше, который не был коэном, было также поручено совершить жертвоприношения (там же, стих 29).

Можно было бы предположить, что участие Моше связано с его особым статусом самого святого человека и величайшего пророка в истории еврейского народа. Однако проанализировав Писание в поисках аналогий, мы приходим к выводу, что участие Моше в храмовом служении обусловлено другой его ролью – ролью лидера и правителя (царя, если вам угодно) еврейского народа. Ибо впоследствии в ТаНаХе мы не раз видим, что цари исполняют при освящении святилища те же функции, что и Моше в пустыне.

Первая книга Царей рассказывает, что царь Шломо принес жертвы и освятил двор святилища при строительстве Первого Храма. Заглядывая вперед и говоря о Храме, который должен быть отстроен в будущем, мы узнаем из слов пророка Йехезкеля (45:18-25), что вождь (царь или другой национальный лидер) принесет жертвы, когда будет освящаться Храм в дни Избавления.

Другой подобный прецедент в Писании связан с царем Давидом. Когда он сопровождал Ковчег Завета в Иерусалим, танцуя перед ним, на нем был эйфод (льняной фартук), который является одной из одежд священников-коэнов. Почему царь надевает эйфод? Очевидно, перенос ковчега в Иерусалим (который будет его постоянным местонахождением все время, пока будет стоять Храм, находящийся в описываемый момент все еще в стадии планирования) носил характер подготовительных практических шагов, направленных на строительство Храма.

Мудрецы подчеркивают, что существует принципиальная разница между служением в Храме и его строительством. Служение в Храме отодвигает запреты субботнего дня, однако при его строительстве все законы Шабата должны быть соблюдены. Во время строительства святость Храма еще не постоянна. В этот переходный период еврейский царь, ответственный за поддержание порядка во всех аспектах национальной жизни, является также и ответственным за Храм. Однако когда сооружение Храма завершено и его святость приобретает постоянный характер, служба и все ритуалы, связанные с Храмом, переходят в ведение коэнов-священников. Шабат также является постоянным временем святости, выделенным с момента сотворения мира. Только постоянное служение в Храме отодвигает законы Шабата, однако строительство, представляющее из себя разовые усилия для приближения к святости, не позволяет игнорировать субботние запреты.

Помолимся же о том, чтобы в наши дни правители народа Израиля занялись сооружением святилища, а затем передали храмовое служение в руки коэнов.

 

Перевод – Яков Герштейн, редакция – Элиезер Лесовой