ВИНОВАТО ЛИ ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

ВИНОВАТО ЛИ ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

May 1, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

И стали дети толкаться в чреве ее.

Берейшит 25:22

Когда Ривка проходила мимо дверей, за которыми сидели ученики Шема и Эвера, Яаков хотел выйти из чрева. Когда же она проходила мимо дверей идолопоклонников, выйти из чрева хотел Эсав.

Раши

Почему Яаков родился таким, и какова его вина, и почему Эсав родился таким, и какова его вина?

Братья, как две противоположности, вбирают в себя все сущее: и если Яаков впитал в себя все хорошее, то Эсав, как его дополнение, помог ему освободиться от всего дурного, впитав все это в себя. Виновато ли зеркальное отражение в том, что левое у него находится справа и наоборот? Начиная искать виноватых, мы попадаем в замкнутый мир субъективизма: "хорошо" – "плохо" – и сами оказываемся виноваты в том, что не можем подняться выше этого уровня.

"Все сотворил для славы Своей" (Йешая’у 43:7) – и предназначение любого творения быть самим собой.

Сказал Рабби Зуша: "В будущем мире не спросят, почему я не был Моше Раббейну. Меня спросят: "Почему ты не был Зуша?" И в самом деле, хорошо ли Рабби Зуше быть Моше Раббейну? А кто же тогда будет Зуша?"

В первом псалме царя Давида говорится: "Счастлив человек, который не ходил по наущению злодеев, и на дороге грешных не стоял, и не сидел с насмешниками в ряд, а только к Торе Всевышнего влечение его, и о Торе его он размышляет днем и ночью…" Комментарий разъясняет, что пока человек только стремится к Торе, она остается "Торой Всевышнего", но когда он начинает размышлять о ней днем и ночью, Тора превращается в "его" Тору – Тору человека, причем у каждого – своя Тора (Раши, Мальбим ).

Как это понять? Неужели каждый выдумывает свои законы? Конечно же нет – не об этом идет речь. Речь идет о восприятии человеком слова Творца. Так, как воспринимает он, живущий сейчас, под определенным ракурсом видя, слыша, понимая и осознавая, не смог и не сможет раскрыть тайны Торы ни один человек прошлого, настоящего или будущего. Поэтому человек, не учивший Тору, сравнивается с разрушившим мир, а умерший – со сгоревшим свитком Торы.

Но человек, всю жизнь занимавшийся не своим делом, сравнивается с идолопоклонником. Мидраш (Шмот Раба ) рассказывает, что Моше Раббейну, который сорок лет пас скот, дал своим детям следующее напутствие: "Лучше просить у людей, чем зарабатывать ремеслом, не доставляющим тебе радости". Значит, цель – быть самим собой, заниматься тем, ради чего ты создан. Но относится ли это к Эсаву, если по сути своей он -обманщик?

Однако так ли это? А не обманщик ли (в каком-то смысле) тот правдивый человек, который так любит правду, что столкнувшись с ложью, не видит в человеке ничего другого, не пытается проанализировать обстоятельства, вынудившие того пойти по пути обмана? Именно это произошло с Яаковом: он не заметил, что по сути своей Эсав – честный человек, только обстоятельства превращают его в обманщика. И эти обстоятельства – отрыв от Яакова, от своей половины, без которой он не может существовать, ибо половинчатое существование – само по себе ложь.

Нет, никто не собирается снимать с Эсава обвинение в грабеже, насилии, убийстве и проповедовать непротивление злу. Речь идет о том, что человек, вступая в непримиримый бой с ложью, должен понимать, что она родилась на свет потому, что он сам не сумел соединить в гармонии все вокруг себя и, оттолкнув какие-то части до дальнейшего исправления, обрек их тем самым сейчас на гибель. И если это уже произошло – борьба со злом становится необходимым условием будущего исправления. Если праведник не сумел вытащить наружу из многочисленных ненужных оболочек и притянуть к себе то истинное, что скрыто в отторгнутом им, это творение теряется полностью, унося с собой в мир скрытия и ту искру, которая могла бы послужить для раскрытия Присутствия Всевышнего. Судьба отторгнутого – распадение на отдельные части, т.е. смерть. Каждая из составляющих этого творения обретет самостоятельность и оболочки быстро истлеют, а истинное, освободившись от них, получит жизненные силы, приблизившись к Источнику. Этот процесс выражается в том, что душа злодея распадается на мелкие и еще более мелкие части – и так до тех пор, пока не заблестит среди груды мусора драгоценный камень, который подберет проходящий мимо праведный человек.

Это происходит с Эсавом, выдающиеся потомки которого возвращаются к Яакову. На протяжении всей истории они приходят к еврейскому народу и, принимая гиюр, присоединяют разум Эсава к душе Яакова – голову Эсава к сердцу Яакова.1

Яаков, человек абсолютно честный, оттолкнув от себя Эсава, сам остается половиной, а половина не может быть правдивой, так как не бывает полуправды или правдополовины. Объявив Эсава обманщиком, Яаков мгновенно теряет свою абсолютную правдивость. Для того, чтобы восстановить цельность ему приходится взять свойства Эсава и присоединить их к себе, надев как одежды.

То, что братья не могли существовать друг без друга, доказала сама жизнь: Эсав погибает в день похорон Яакова. Мидраш рассказывает, что Эсав пришел к пещере Махпела, чтобы помешать похоронить тело Яакова, привезенное из Египта. Один из внуков Яакова, который плохо слышал и потому был не в состоянии вникнуть в суть вспыхнувшей ссоры, выхватил меч и отрубил Эсаву голову. Голова закатилась в пещеру и оказалась похороненной рядом с Яаковом.

Пещера Махпела – место высочайшей святости. Следовательно, голова Эсава была сосудом святости (а сердце, по всей видимости, нет).

Если говорить о категории честности, то ее, конечно, нужно связать как с сердцем, так и с головой. Анализ и основанная на ощущениях интуиция, которая не позволяет анализу отрываться от реальности, вместе вырабатывают качество честности. Значит, выводы, сделанные головой Эсава, если учесть отсутствие работы сердца, можно назвать правильными и правдивыми. (А иначе, как же голова оказалась в пещере Махпела?!)

В день смерти Авра’ама, Эсав решил: "Если умер такой праведник, нет в мире ни суда, ни Судьи". С точки зрения чистой логики человека, который лишен способности ощущать духовный мир и не может себе представить мир души и мир будущего, – это правильный вывод. Однако в свете полной картины – это ложь! Как мы видим, Эсав по своей сути не был человеком неверующим: будучи неспособен почувствовать духовные миры, он по-своему переживал и пытался найти признаки Присутствия Творца в мире.

Сердцем Эсава является Яаков. Он – сердцевина всего творения, он связывает все миры, ангелы восходят и нисходят по лестнице, основанием которой является Яаков.

Мог ли Эсав быть самим собой? Что значит быть Эсавом до конца? Это очень трудно, но это возможно. Для этого надо отбросить пустое сердце и оставить только голову. Имя Эсав означает, что он принадлежит только нижнему миру абсолютного скрытия, который называется олам асия ("мир действия"): в нем творениям кажется, что они могут совершать самостоятельные действия. Для этого мира характерна ограниченность восприятия высших миров: множество духовных миров не видимо, не слышимо и никак не воспринимается органами чувств. Здесь глаза не видят поднимающихся и спускающихся ангелов. Сердце, как источник и средоточие всех ощущений, работает очень слабо, в лучшем случае оно ориентируется на чисто материальное восприятие. Но когда по-настоящему честному человеку его ограниченные, воспринимающие только нижний мир чувства подсказывают, что существует только материя, он восклицает, пользуясь доказательством от противного: "Не может быть! Если нет других миров, зачем нужен этот?" И он идет и ищет, пользуясь только разумом, пока не приходит к известному выводу: "Чем больше я познаю этот мир, тем отчетливее я вижу перст Всевышнего" (Альберт Эйнштейн ). Эсав не захотел быть собой, он потянулся за чувственным миром в его примитивной форме: "Вот я человек смертный. Зачем мне первородство с его сложными и непонятными для меня проблемами? Пойду-ка я собирать незатейливые житейские радости и прожигать жизнь".

Если бы каждый только захотел быть самим собой, а не важным равином, ученым с мировым именем, богачом, врачом или нобелевским лауреатом – тут же бы на мир легло имя Всевышнего и раскрылся бы Его свет.

1 Один из важнейших исторических процессов начала этой эры – присоединение к еврейскому народу большого числа римлян (считающихся потомками Эсава), принадлежавших к императорским фамилиям. Среди них: один из потомков императора Нерона, величайший Мудрец Торы, составитель Мишны, известный в еврейской традиции как Рабби Меир (трактат Гитин 56а ), и Онкелос, племянник императора Тита, переводчик Торы на арамейский язык (Мидраш Танхума, Мишпатим 5; Седер а-Дорот ).