Недельная глава Бемидбар.Знамёна народа

Недельная глава Бемидбар.Знамёна народа

May 24, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Создание армии Израиля

 

Первого числа первого месяца, во втором году пребывания в пустыне, был установлен Мишкан – переносной Храм. В этот же день коэны начали служить в нем, и на жертвенник сошел огонь с небес – к сыновьям Израиля вернулось Б-жественное Присутствие, которое оставило их после греха золотого тельца.

А уже через месяц – первого числа второго месяца – Всевышний велел Моше сосчитать людей и определить каждому из них место на стоянке его колена.

Лагеря колен были разбиты вокруг Мишкана – по три с каждой стороны, и над каждым из них возвышался боевой флаг, как сказано: «И встали лагерем сыновья Израиля по полкам их – каждый в своем колене и каждый у знамени его» (Бемидбар, 2:52).

То, что Всевышний сразу же после дарования Торы и сооружения Мишкана выстроил весь народ, как армию, готовую выступить в сражение, доказывает, что ни обретение знаний, ни принесение жертв не были самоцелью. Всевышний вывел сыновей Израиля из Египта, чтобы они избавили человечество от идолопоклонства: ложных представлений о мире, которые, распространяясь среди народов, приводят к взаимной ненависти и войнам.

Сыновья Израиля, согласившиеся стать Его войском, должны были выступить на завоевание земли Кнаан, где жили племена, научившие все народы приносить человеческие жертвы.

 

Война не с идолопоклонниками

 

Всевышний объявил войну не им, а тем идеям, проводниками которых они являлись. Ведь жители Кнаана могли остаться в своих городах при условии, что они откажутся от веры в божества, от разврата и проявления жестокости и согласятся создать справедливые суды (Рамбам, гилхот Мелахим).

И вот в восточной части стана развивалось знамя Йеуды, на котором был изображен лев. Оно было поднято выше знамен колен, стоявших рядом с ним, так как Йегуде предстояло всегда выступать первым. В северной части стана выше всех развивалось знамя Дана, символом которого была змея, в южной – Реувена, на стяге которого были изображены мандрагоры, растение, помогающее от бесплодия. А в западной – знамя Эфраима, самого многочисленного колена, сила которого сравнивалась с силой быка.

 

«К поднятию флага – смирно!»

 

Флаги, поднятые у горы Синай, ознаменовали не только начало борьбы с кнаанскими племенами, но и той борьбы, которая продолжается во всех поколениях: борьбы идеи единства и добра, раскрытой у горы Синай, против представлений о мире как об арене борьбы богов.

Флаги, поднятые у горы Синай, ознаменовали начало не только борьбы с племенами Кнаана,  но и той борьбы, которая продолжается во всех поколениях – борьбы идеи единства и добра, раскрытой у горы Синай, против представлений о мире как об арене постоянного противостояния богов, сил природы и людей. Как об арене, на которой господствует жестокость, а милосердие является непростительной слабостью, не позволяющей выстоять в вечном сражении.

Поклонение одной из сил природы без понимания единства всего сотворенного всегда приводит к ненависти к тем, кто поклоняется другой силе. И только сыновья Израиля, верящие в единство мира, в то, что его создал один Б-г, у которого было одно желание – желание добра, способны раскрыть настоящее благо для всех людей.

Может показаться, что знамена колен Израиля похожи на те, под которыми собираются язычники, обожествляющие животных и растения. Но это не так. Символы, изображенные на знаменах колен Израиля, указывают на единство всех сил, которыми управляет Творец, оставаясь отделенным от материального мира. Лев Йеуды – сила, направленная на раскрытие Б-жественного света: арье («лев») – ор Йа («свет Всевышнего, так как Йа – одно из Его имен). Но он и сила огня, который превращает в пепел все, что встречается на его пути. В материальном мире – он сила разрушения. А духовный огонь разрушает старые представления о мире и тем самым позволяет человеку перейти к новым, более совершенным и менее ограниченным, чем те, которыми он пользовался раньше. Например, переход от аристотелевской космологии к законам Ньютона, от законов Ньютона к теории относительности – это результат «горения разума», «проливающего новый свет» на устройство вселенной. Так же и замена идеи порабощения человека человеком идеей свободы и равенства, идеи уничтожения всех больных и слабых детей идеей уважения к каждой жизни, идея отношения к женщине как к товару идеей высокой любви происходит в процессе «горения» разума людей.

Символом потомков Йосефа – колен Эфраима и Менаше – стал бык (Эфраима – с двумя рогами, а Менаше – единорог). Бык символизирует силу противоположную той, которая на знамени Йеуды представлена рычащим львом. Бык –животное, которое в древнем мире чаще всего использовалось для сельскохозяйственных и других работ. И поэтому он стал символом созидания. Бык соответствует силе воды, поддерживающей существование всего живого, воды, которая, будучи налита в сосуд, не разрушает его, а принимает его форму.

Другой «парой» противоположностей являются символы Дана и Реувена. Мандрагоры Реувена – это дерево жизни, а змея Дана – символ мудрости и познания мира. И задача человека сделать так, чтобы ничто не преграждало ему путь к дереву жизни: чтобы знания раскрывали Б-жественное начало, а не приводили к его отрицанию.

 

Сражение продолжается

 

В современном мире борьба идей не только не утихла, но и стала еще острее. Народ Израиля – носитель Б-жественной идеи единства. И не случайно на флаге Израиля изображен маген Давид: два, наложенных друг на друга, треугольника, один из которых развернут своей вершиной в сторону неба, а другой – в сторону земли. Они символизируют совмещение материального (треугольник, развернутый вершиной вниз – сила, стремящаяся преобразовать материю) и духовного (треугольник, развернутый вершиной вверх – сила, ищущая пути духовного возвышения) начала. Маген Давид – это стремление к тому, чтобы через народ: через его силу, мудрость, доброту и через все, чего он достиг, – раскрылось Б-жественное Присутствие.

А другие народы… Достаточно посмотреть на их знамена, чтобы понять, что каждый из них по-прежнему привержен какой-то одной частной идее, не пытаясь раскрыть общее начало всего сущего. На стяге Японии красуется восходящее солнце, а на стяге большинства мусульманских стран – луна. Достаточно вспомнить, что на знамени Иссахара были изображены и солнца и луна… Совместить свет прямой и отраженный, дающего и воспринимающего, приблизить человека к Б-гу – это духовная работа Иссахара.

На флаге США – звезды, небесные тела, обладающие собственным светом, но не способные рассеять тьму. И даже, если звезды управляют судьбами людей, известно, что сыновья Израиля – выше звезд, они сами определяют свое будущее, свои взаимоотношения с Б-гом и с миром. И напрасно США призывают нас «встать под их знамя». Народ Израиля слишком велик, чтобы поместиться под звездами. Только осознание единства Всевышнего и единого начала всего сотворенного может принести человечеству мир и счастье.