О сверхъестественной силе башанского царя-гиганта ходили легенды. "Ог был высотою девять амот1, а тело его в обхвате достигало четырех амот" (Ялкут а-мехирей Амос, 2:9). Секрет этих необычных свойств в том, что он родился до потопа.
Допотопный человек?..
Но ведь Всевышний "стер все существующее, которое на поверхности земли: от человека до скотины, от пресмыкающихся и до птиц небесных, и были стерты с земли, и остался только Ноах и те, что с ним в ковчеге" (Берешит, 7:23).
Согласно правилам комментирования Торы, слово ах ("только") лишнее, поскольку достаточно было сказать "остался Ноах" (а не "остался только Ноах"). Любое неоправданное усиление воспринимается как ослабление силы утверждения. Следовательно, в этом предложении содержится намек на то, что кроме Ноаха и всех тех, кому было позволено войти в ковчег, остался кто-то еще – не "только Ноах".
Гематрия слов ах Ноах соответствует гематрии имени Ог (Бааль а-турим, Берешит, 7:24). Рассказывает мидраш: "Ог сел на одной из перекладин внешних лестниц ковчега и поклялся Ноаху и его сыновьям, что будет им рабом на веки веков" (Пиркей де Рабби Элиэзер, 23). Что же сделал Ноах? Он проделал отверстие в ковчеге и каждый день через него подавал ему пищу" (Ялкут Шимъони, 58:56).
Ог вновь появляется на исторической сцене во времена Авраама2 – приходит рассказать о нападении четырех царей на сдомскую долину и о пленении Лота. Он надеялся, что Авраам погонится за царями спасать своего племянника и погибнет в неравном бою, и тогда он заберет себе Сару.
Авраам больше не сталкивался с Огом.
Его потомки, совершившие исход из Египта, застают великана в роли башанского царя.3
"Сказал Ог: "Лагерь Израиля – на какое расстояние распростирается он? На три парса. Пойду и вырву гору в три парса, и брошу на них, и убью их. Пошел, и вырвал огромную гору, и принес ее на своей голове. Послал Всевышний насекомых, и они проделали отверстие, и скала опустилась ему на шею… и он не мог ее снять. Тогда Моше ударил Ога секирой по ногам – великан упал и умер" (Брахот, 54б).
Божественное Присутствие в период блуждания по пустыне и в начале войны за завоевание Земли проявлялось не только как нарушение законов природы, подобных выпадению мана, колодцу, постоянно дававшему воду, и облакам славы, но и как четкое соответствие событий во внешнем мире тому, что происходит в душе человека. Испорченность сердца, неправильные представления о мире и о Творце, а также неверные действия тут же порождали врагов, намерения и поведение которых удивительно напоминали недостатки сынов Израиля. Исправление, произошедшее в духовном мире, давало силу победить внешнего врага.
Неслучайно путь сынам Израиля преградил царь, которого все называли "Круг". С сердцем, подобным непробиваемому камню, нельзя войти в Землю Израиля.
Победа над башанским царем – отражение нового раскрытия центральной точки в сердце человека: превращение ее в родник, из которого пробивается свет бесконечности.
Источник силы Ога, препятствовавшего проходу сынов Израиля на Святую Землю, коренится в ошибке Ноаха, который не смог найти проявление бесконечного во внутреннем мире человека. Его сердце не раскрылось для Божественного света. "Со Всесильным ходил Ноах" (Берешит, 6:9) – Всевышний был рядом, а не в сердце.
Готовность Ноаха кормить Ога – круг, не позволивший бесконечному свету раскрыться через сердце, – свидетельствует о незавершенности духовной работы.
Всевышний хотел уничтожить поколение потопа -всех до одного! Однако Ог оказался человеком особым.
Осознав Божественную мощь, он начал искать пути спасения. Ухватившись за ковчег, он просил о милости в то время, как другие люди становились пяткой на раскрывающиеся из-под земли источники, пытаясь закрыть путь воде, пока горячий поток не заставлял их сойти с места. Они боролись с Творцом до последнего дыхания. Но хотя Ог и отличался от своих современников, он не раскаялся, а испугался и, когда опасность миновала, вернулся к злодейству.
Имел ли Ноах право спасать гиганта-злодея, если Сам Всевышний закрыл двери его убежища и не разрешил впустить никого из тех, кто извратил пути свои? Нельзя сказать, что Ноах нарушил прямой запрет, но и невозможно утверждать, что он поступил в соответствии с Божественным желанием. В том, что он спас злодея, который не стал на путь раскаяния, а лишь испугался начинающегося потопа, проявилась психологическая связь Ноаха со своим поколением.
Первое исправление сил, которыми жил Ог, произошло во времена Авраама, который удостоился заповеди "Ходи предо Мной и будь цельным" (Берешит, 17:1) – пусть не будет в тебе ничего, что закрыто для проявления Б-жественной воли. И будешь чувствовать ее сердцем, без того чтобы тебе приказывал голос, звучащий из внешнего мира.
Ог пришел, когда Авраам праздновал предсказанный исход его потомков из Египта. И он не смог победить Авраама, потому что исход – раскрытие бесконечного света через сердце – для Авраама уже состоялся.
Моше, душа которого связана с душой Ноаха4, предстояло окончательно исправить несовершенство внутреннего мира допотопного человека. Когда он достиг уровня, на котором сердце раскрывается для света бесконечности, ему были даны силы сразить Ога. Эта победа стала отражением его духовной работы.
Ог поднял камень, похожий на стан сынов Израиля. Камень – монолит непробиваемый – еврейские сердца, не воспринимающие бесконечность, скрывающуюся за каждым атомом.
Благодаря усилиям Моше люди нашли в своих сердцах центральную точку и увидели все окружающее как сущности, пронизанные светом. Это стало истинной причиной гибели великана, которому не осталось места в мире, наполненном ощущением Божественного Присутствия.
Моше одержал победу над дерзнувшим сказать Творцу: "В глубине материи нет Тебе места – там господствуют силы природы и человек, управляющий ими". Победу над тем, кто пытался очертить границу, которая остановит бесконечный свет.
1. Ама – 60 см.
2. "Откуда это имя – Ог?" – спрашивает мидраш. И разъясняет: "Он пришел, когда Авраам пек мацу на Песах. Основное значение слова ог – "круг" (синоним слова игуль), а переносное значение – "круглая лепешка" (Сохар Тов, 136:12).
3. Исход из Египта (2448 год) состоялся через 792 года после потопа (1656 год). Но долгожительство Ога не должно удивлять, так как он родился в то время, когда жизнь человека – после греха, совершенного Адамом, – была ограничена 1000 лет.
"И приказал Бог Всесильный Адаму, сказав: "От всякого дерева сада ешь, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, потому что в тот день, когда ты съешь от него, умрешь" (Берешит, 2:16). Однако известно, что Адам не умер сразу, а прожил 930 лет. Пресвятой говорил не о дне – отрезке времени, существующем в восприятии человека, а о продолжительности дня в высших мирах. "Ибо тысяча лет в глазах Твоих – как день вчерашний" (Те’илим, 90:4).
4. Поднявшись на гору Синай на следующий день после греха золотого тельца, Моше обратился к Всевышнему (Шмот, 32:32): "И вот не простишь ли Ты грех их? И если же нет – то сотри и меня из книги Твоей (мехени на ми сифрейха)". Если буквы, входящие в слова мехени на, прочитать в обратном порядке, получится ани Ноах ("я – Ноах"). Неслучайно намек на связь душ этих людей появился в данном отрывке. Ноах не молился за свое поколение и не учил его ходить путями справедливости и истины, и поэтому в какой-то степени – пусть в незначительной – ответственность за потоп лежит на нем.
Если душа возвращается в материальный мир, то только для того, чтобы исправить ошибки, совершенные ею в предыдущем жизненном кругу. Моше, ответив отказом на слова Всевышнего "…и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их, и сделаю тебя народом великим" (Шмот, 32:10), исправил недостаток Ноаха, отделившего себя от людей и не пытавшегося исправить их.