В предыдущих статьях мы в основном занимались доказательствами того, что Устная Тора (как, впрочем, и Письменная) существует.
Настало время попробовать объяснить, для чего она существует.
Можно, очень и очень упрощая, сказать, что Устная Тора – это то, что позволяет спустить Тору в наш мир.
Если мы возьмём часть устной Торы, которая превращает свиток, ещё не разделённый на слова, в классическое издание « Микраот Гдолот», то её назначение в том, чтобы опустить Тору до нашего понимания.
Если мы возьмём ту часть Устной торы, которая называется Галаха, то её назначение в том, чтобы нас поднять до понимания Торы. До того, чтобы наши руки, ноги, печёнка поднялись бы до того, чтобы её носить в себе.
О бедном Мидраше замолвите слово
Вообще-то вопрос о том, сколько Тор у евреев, поднимается евреями из бывшего СССР на уроках Торы регулярно.
Часто на высоких тонах. И почти всегда при схожих обстоятельствах.
Не хочет простой народ, не получивший правильного образования в хедере («он, действительно, гимназий не кончал, а только Пажеский корпус» ) принимать на веру мидраши наших мудрецов, благословенна их память.
И до чего ж упрямый народ! Раз им объясняют, другой, место в книжке указывают, чтобы прочитали, а они опять: не может этого быть…
И как мы объясняем сей досадный феномен?
ЙЕЦЕР А-РА[1] – злое начало, привитое советским воспитанием.
Так и я считал до недавнего времени. Пока не сделал одно очень интересное наблюдение. Касающееся меня лично. Во всем, что касается абсолютного авторитета Мудрецов в вопросах закона, на данный момент не наблюдаю внутри себя сколько-нибудь серьёзного возмущения. Прошло со временем.
А вот когда мне настойчиво объясняют, что Моше послал разведчиков по своей инициативе, и в этом была его ошибка[2], и никак иначе я это место понимать не имею права, так как это написано в мидраше и переписано у РаШИ, – тогда мой разум возмущённый начинает закипать. И даже готовится идти в смертный бой.
ЕЦЕР или не-ЕЦЕР? А если ЕЦЕР [3], то какой?
Ведь такое упрямство нелогично со стороны «злого начала». Ну что оно выиграет от разоблачения мидрашей?
И стал я разбираться.
И вспомнился мне РаМБаМ, который в предисловии к комментарию на Мишну написал весьма резко и круто (изложение вольное):
«По отношению к агадот – повествованиям и аллегориям наших мудрецов, благословенна их память, существуют три группы евреев: первые – смеются и издеваются над всем , что там написано. Это еретики– апикорсим[4]. (Тут Рамбам говорит про них что- то недоброе).
Вторая группа (внимание!) полностью и беззаветно верит в то, что написано в агадот. Пожалейте их глупость! (Именно этими словами).
Третья группа – пытаются придумывать разные аллегорические объяснения (без чёткой понятийной базы – примерно такой общий смысл критики этой группы).
А я (говорит Рамбам) думал написать комментарий на все агадот, да передумал. Мудрецы свои слова сознательно прятали за аллегориями, а я – кто я такой, чтобы их тайны открывать для всех встречных».
Вот так. И куда податься за истиной бедному еврею?
Слава Богу, Рамбам не решился, но решились многие другие: Маараль, МаарША, Бен Йегояда, «Эйн Айа»[5], в конце концов. Дорога эта непростая.
Большую её часть приходится проходить самому тёмными, нехожеными, тропами. Можно и заблудиться…
Зато со временем начинаешь понимать настоящее предназначение той части Устной Торы, которая называется «Мидраш Агада». Потому что, как мне сейчас представляется, назначение Мидраша не в том, чтобы сузить Тору до рамок нашего понимания, а в том, чтобы расширить границы нашего понимания. Так же, как и предназначение всей Устной Торы…
[1] дурное начало, внутренний враг.
[2] Текст Торы говорит так: И Господь сказал Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую, которую Я даю сынам Исраэля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Господа.
Комментарий РАШИ, основывающийся на мидраше (Сота 34 б; Танхума) толкует это место так:
Пошли от себя (буквально: пошли себе). По твоему разумению. – Я не повелеваю тебе; если желаешь, пошли. (Превечный сказал это), потому что сыны Исраэля пришли (к Моше) и сказали: "Давайте пошлем мужей пред нами!", как сказано: "И приблизились ко мне все вы и т. д." [Дварим 1, 22].
[3] Слово ЙЕЦЕР обозначает начало, желание. В Талмуде говорится о ЙЕЦЕР А-ТОВ (доброе начало) и ЙЕЦЕР А-РА (дурное начало). Часто слово ЙЕЦЕР без определения используется для обозначения ЙЕЦЕР А-РА.
[4] Эпикорас- происходит от греческого философа Эпикура, но в Талмуде это слово становится нарицательным и означает атеиста, но только настоящего, каких в наше время и не сыскать.
[5] Авторы наиболее известных комментариев на агадот Талмуда