«Когда приходит месяц Адар»
Мудрецы Талмуда (трактат Таанит 29а) сказали: «Когда приходит месяц Адар, умножают веселье». Касается ли это правило всего месяца Адар или только его первых дней?
В галахе существует правило: «Когда приходит месяц Ав, уменьшают веселье», но оно распространяется не на весь месяц Ав, а только на его начало. Это правило призвано подготовить нас к трауру первых девяти дней Ава и поста Девятого Ава. В эти дни действуют конкретные галахические ограничения: запрещено стирать, гладить, стричься, есть мясо и т.д. Однако из правила «Когда приходит месяц Адар, умножают веселье» не вытекают никакие конкретные указания.
Более того, Шулхан Арух приводит правило «когда приходит месяц Ав, уменьшают веселье» в разделе о законах постов, тогда как соответствующее правило об Адаре не упоминается в галахических источниках. Наверное, причина в том, что трудно перевести такое понятие, как «умножение веселья», на язык конкретных действий.
Однако на более глубоком уровне понимания мы убеждаемся, что принцип «умножения веселья» относится к месяцу Адару в целом. Уже Свиток Эстер сообщает нам о том, что весь месяц Адар «обратился из печали в радость и из скорби в праздник». Многие стихи из «Мегилат Эстер» упоминают именно месяц Адар:
«В тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адар» (8:12), «изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого месяца, он же месяц Адар» (3:7).
Таким образом, весь месяц Адар целиком связан с понятием веселья. Но для того, чтобы это стало галахическим правилом, необходимы конкретные указания.
Мы встречаем одно такое указание в кодексе Шулхан Арух:
«Кто плывет по морю или выходит в дальний путь, и не имеет возможности взять с собой Свиток Эстер, может прочитать свиток 13-го, 12-го или 11-го Адара без благословения. А если нет возможности дождаться и этих дней, то есть мнение, что можно читать Свиток даже с начала месяца Адар». Хафец-Хаим в своем галахическом труде «Мишна Брура» комментирует: «Даже с начала месяца Адар, как сказано: месяц, что обратился из печали в радость и из скорби в праздник».
Таким образом, мы видим, что весь месяц Адар имеет галахическое значение. Но Мишна Брура добавляет: «Это относится только к чтению Свитка, однако трапезу, отправку еды в подарок ближним и подарки бедным следует делать во время самого праздника». Почему Мудрецы отделяют заповедь чтения Свитка от других заповедей Пурима – трапезы, «посылания яств» (мишлоах манот) и подарков беднякам?
Заповедь о подарках беднякам мы могли бы отнести к разделу заповедей о цдаке, а трапезу в Пурим можно было бы рассматривать как трапезу любого другого праздника. Однако при более глубоком изучении нам становится ясно, что заповеди Пурима уникальны.
Мишлоах манот – «отправка продуктовых подарков»
Для чего существует эта заповедь? Кто-то скажет, что она возникла «по техническим причинам»: евреи вышли на борьбу с врагом, не все взяли с собой еду, и надо было поделиться едой с ближним; а в память об этом была установлена заповедь мишлоах манот. Это мнение основывается на стихе из книги Нехемьи. Там есть место, где рассказывается о том, как Нехемья созвал всех евреев и читал им Тору. Мы встречаем там такие слова: «…и пошлите подарки (манот) тем, у кого не приготовлено». Это единственное место в Танахе, кроме Мегилат Эстер, где встречается выражение «мишлоах манот». В книге Нехемьи действительно речь идет о тех, кому нечего есть, но в Пурим дело обстоит совсем иначе.
В Шулхан Арух мы читаем: «Каждый обязан послать своему ближнему две порции мяса или любой другой пищи, как сказано «и отправка еды в дар друг другу», две порции одному человеку. И чем больше человек посылает, тем лучше, а если у него нет на это средств, то пусть поменяется с ближним, чтобы исполнить заповедь «посылания яств в дар друг другу».
Здесь ни слова не сказано о том, что мишлоах манот посылают тем, кому нечего есть!
В книге Хаей Адам приводится очень интересная галаха (хотя не все авторитеты с ней согласны), которая доказывает, что заповедь мишлоах манот не имеет социального оттенка. Книга «Хаей Адам» пишет: «Тот, кто посылает богачу продуктовую передачу меньшего размера, чем другим, не выполняет эту заповедь должным образом».
Значит, заповедь о мишлоах манот существует не для того, чтобы помочь ближнему, а для того, чтобы доставить ему радость. Пурим – это день веселья, и поэтому евреи должны радовать и веселить друг друга.
Заповедь Торы веселиться в праздники может быть исполнена разными способами. В Песах, Шавуот и Суккот можно выбирать вид радости: есть и пить, одевать новую одежду, прославлять Творца в гимнах и песнях. Но о Пуриме сказано: «Каждый обязан послать своему ближнему две порции мяса или любой другой пищи, как сказано «и посылание яств в дар друг другу». И автор «Мишна Брура» поясняет: «Еду, а не одежду или что-либо другое. «И веселись» – именно посредством еды».
Перевела с иврита и подготовила к печати Хана Ар-Шалом
* Рав Мордехай (Моти) Элон – глава йешивы «Котель», популярнейший лектор и автор множества книг