Святость Земли

Святость Земли

June 16, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Земля. Земля Израиля. Земля Святая. Что же включает в себя понятие "святость Земли"?

Особенность этой почвы непостижима и следует просто верить, что она является необычным местом, требующим подчеркнутого уважения к себе. Рав Кук писал: "…опираясь на рациональность человеческой логики, невозможно постичь сущность Земли Израиля – ее святость…" (Орот, Земля Израиля, 1).

Всевышний, заговорив с Моше из огня, охватившего терновый куст, сказал ему: "Не подходи сюда! Сбрось обувь с твоих ног, потому что Земля, на которой ты стоишь, – Земля Святая". Моше не почувствовал святости камней под своими ногами ни до того, как ему было велено проявить особое уважение к месту, на котором он стоял, ни после. Он снял обувь, повинуясь не разуму и чувствам, а исключительно повелению свыше.

Святость подножия горы Синай, возле которой происходил разговор Моше со Всевышним, – временная. Она определялась тем, что Б-жественное Присутствие раскрылось там. А Святость Земли Израиля – постоянная, и она возникает благодаря тому, что на ней душа человека ведет непрерывный разговор с Б-гом. Но для нас этот диалог не выходит на уровень чувственного восприятия и остается в области подсознания. Так происходит до тех пор, пока большая часть сыновей Израиля находится за пределами Земли. А как только народ возвращается – возобновляется пророчество – разговор с Б-гом на сознательном уровне: "Сила, позволяющая постичь сущность Земли Израиля, может быть сообщена только духом Всесильного, пребывающим на всем народе целиком" (рав Кук). Ведь диалог с Б-гом – это нечто глобальное и может осуществляться только через весь народ. Ни один пророк не пророчествовал для себя или частных людей. Он всегда был посланником Всевышнего к народу.

Но почему у горы Синай, Всевышний подчеркивает святость Земли Израиля? Обещая Моше "спуститься, и избавить народ, и вывести его из Египта", Всевышний хочет, чтобы он понял простую истину: Б-г повсюду – даже там, где стоят ступни его ног, даже там, где бьется его сердце. Это и есть святость Земли! И это Моше должен понять сейчас, потому что продолжение этого обещания звучит так: "и приведу в землю благую и просторную, землю, текущую молоком и медом…" Не осознав, что земля может обладать святостью, нет смысла совершать исход. Цель исхода – прийти на Святую землю и жить на ней. А для того, чтобы удержаться на ней, нужно понимать, что Б-г не только на небе, но и в сухом кустарнике: горящий терновник, внутри – огонь, а из сердцевины огня – голос. И значит, камни под ногами тоже могут заговорить! И если в сердцевине огня – голос Б-га, то он и в сердце человека. А это в свою очередь значит, что на Святой земле каждое действие обретает особый смысл и из материального превращается в высокодуховное независимо от степени понимания человеком всего происходящего и независимо от его намерений – лишь бы только верил в Б-га и любил это место вселенной больше всех богатств на свете. И тогда посаженное дерево раскроет жизнетворные силы земли и одновременно – такие же силы в душе. Оно станет в ней ростком, который окрепнет и даст плоды – породит желание быть лучше, даст силы совершать добрые поступки и раскроет новые горизонты понимания духовных миров. И произойдет это очень быстро. Сажанец станет деревом жизни и будет оказывать благотворное влияние не на одного еврея, а на клаль Исраэль и на весь мир.

Но все это произойдет незаметно, как бы само собой, потому что святость Земли – связь материального и духовного, влияние зеленого ростка, преображающего Землю, на духовные миры – непостижима.

Дерево жизни… Посадили на земле – проросло в сердце. Недаром рабан Йоханан бен Закай учил, что если человек сажает дерево и тут ему говорят: "Пришел Машиах", следует сначала закончить посадку и только потом бросаться навстречу еврейскому царю.

Логично?
Конечно!

Ведь Машиах призван открыть человечеству путь к дереву жизни, дотянуться до которого никто не может после первого греха Адама. А росток, посаженный на Земле Израиля, сам по себе приближает к дереву жизни, давая новые силы душе человека. Значит, если встает вопрос: "Что прежде – дерево или Машиах?", ответ: "Дерево".

Жизнь отличается тем, что она прекрасна – вся целиком без остатка. Ее отсутствие или ее неполнота – вот, что плохо, а она сама по-себе – благо, потому что жизнь – это прямая связь с Источником, и чем она прочнее и полнее, тем лучше человеку.

А земля наша "хороша очень-очень". Хороша тем, что усиливает хорошое, и хороша тем, что на ней нет ничего плохого. Человек, шагающий по ней, может оторваться от дерева познания добра и зла и, сделав скачек, ухватиться за дерево жизни. И эта возможность в первую очередь интересовала Моше, когда он думал о Земле Израиля.

"И есть ли в ней дерево?" – просил Моше разузнать разведчиков. И наши мудрецы говорят: "Моше поручил им разведать, есть ли дерево жизни в стране Израиля?" Он думал: "Только ступи в эту Землю, и все превратится в цветущий сад, потому что человек восстановит прямую связь с Б-гом, а дерево жизни вольет новые силы и устранит все дурное, включая и саму смерть. Окружающее станет прекрасным как райский сад".

Еще одному человеку было сказано: "Сними обувь твою, потому что на Святой земле ты стоишь". Этот приказ получил Йеошуа. Темной ночью он вышел на разведку к городу Йерихо и встретил ангела с обнаженным мечом, который и потребовал от него отдать дань уважания святости места, на котором он стоит. Значит, и Йеошуа не ощутил и не понял святости Земли. Интересно, что и Моше не объяснил ему, в чем заключается особенность этой почвы. Видимо не мог…