Урок 6: Трактат Шабат, 31а: Центральная точка мироздания

Урок 6: Трактат Шабат, 31а: Центральная точка мироздания

February 17, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Был случай: один нееврей пришел к Шамаю и сказал: "Хочу, чтобы ты ввел меня в еврейство, но только при условии, что научишь всей Торе, пока я смогу стоять на одной ноге". Прогнал он (Шамай) его (просителя) мерилом строителей, которое было в его руке. Пришел он (тот же нееврей) к Гилелю – и (великий Учитель) ввел его в еврейство1. Сказал ему: то, что ненавистно тебе, товарищу своему не делай. Это вся Тора, все остальное – пояснения к ней, теперь иди и учись (Шабат, 31а).

У ангелов, живущих в мире, где единство очевидно – одна нога, они не ходят и не перескакивают ни с места на место, ни с мысли на мысль, и у них нет необходимости говорить, разбивая голос на отдельные звуки, а затем собирая их в слова и присоединяя слово к слову. Ангелы не говорят – они поют, выплескивая свой восторг в непрерывном звуке, приближая мир к единству и умножая любовь. Они сами как натянутые струны, соединяющие центральную точку мироздания со звездами небесными.

Центральная точка мироздания…

Шамай считает, что она не принадлежит человеку, а находится там, где Святая Святых. Там соединялось небо с землей. Туда устремлена мечта Шамая. Он знает, что Храм будет разрушен, и он уже сейчас стоит с измерительной тростью, какой пользуются строители – готовится строить Третий Храм…

Кому дозволено войти в Святая Святых? Даже первосвященник, заходя за завесу один раз в году в Йом Кипур – день Всепрощения, высыпает состав пахучих трав на угли в совке и тут же выходит. Мир одной точки – мир ангелов. Человеку дано пространство. Все пространство в его распоряжении, кроме одной точки. Точки, где соединяется Небо с Землей.

А вдруг в других точках пространства проявляется то же свойство и можно познать и ощутить единство неба и земли через свою собственную центральную точку – через свое сердце? И не нужно ходить далеко, и не нужно ждать – "если не сейчас, то когда" и "если я здесь, то все здесь". Только нужно поместиться в точке и стать, как стоит ангел с прямой, негнущейся ногой.

Можно достичь такого уровня восприятия действительности, когда раскрывается сердцевина вещей и единство всего сущего становится очевидным. Это можно сделать, стоя в любой точке, там, где ты находишься сейчас.

Шамай, мечтавший о раскрытии света небес, не верил, что можно соеденить все сущее через сердце человека, преисполненное любви. Раскрытие истины не с небес, а из глубин материи. Источник света не здесь, а там. Разве можно его искать в каждой точке на земле или стремиться достичь центральной точки, пока не будет света с небес? Всю свою жизнь Шамай мечтал о восстановлении величия Храма, в котором приносятся жертвы, свидетельствующие о несовершенстве людей и их желании стать лучше, отказавшись от греха.

Все то время, пока горит жертва, принесший ее человек сосредотачивается на мысли о безграничной власти Всевышнего, которая должна привести его к полному раскаянию. Человек несовершенен. Центральная точка, вне всяких сомнений, – выход за пределы небес. Шамай знает, что это так, но не может представить себе, что существуют люди, способные совершить рывок в глубь материи и соприкоснуться со светом, раскрывающимся из-за небесвода. В руках у Шамая трость для измерений – мера для строительства Третьего Храма, дома Всевышнего – Господина мира. Он стоит с этой тростью и гонит ей всех тех, кто, на его взгляд, святотатствует, пытаясь встать в центральную точку и привнести в мир благо силами собственной души и собственного сердца. Человек без Храма – не человек.

Был некто, становившийся в точку и превращавшийся в невидимую прямую. Это Пинхас – сын Элазара, сына Аарона. Два великих праведника Надав и Авиу умерли при неудачной попытке достичь центральной точки, а Пинхас продолжил их дело и унаследовал силу их душ – потому и мог становится в точку в любом месте. Соприкоснуться с центральной точкой можно, но встать и стоять в ней – нельзя, и поэтому он перестал быть человеком, а превратился в ангела союза и поднялся в небеса в огненной колеснице, слившейся с его телом. В этом образе его называли пророком Элияу…

Тора тоже может перестать быть множеством законов и превратиться в точку – единый принцип. Но для этого человек должен суметь стать в точку. В ту точку, где встречаются небеса и земля: "Милость и правда встретились, праведность и мир соприкоснулись" (Псалмы, 85:11).

Истина в этой точке становится добром, и уже нельзя воевать за нее – она тут же скрывается. Сорвался на крик, обидел – проиграл в споре.

Рабби Акива, приближаясь к этой точке, сказал: "Возлюби ближнего своего, как самого себя – это главное правило Торы". Легко сказать, но не так просто свести. Ведь есть законы Торы… Рабби Акива слил все это в одной точке.

А почему Гилель пошел от отрицания – "не делай ближнему того, чего не желаешь себе"? Гилель в пути – он гонится за миром, он еще не достиг его. Он не достиг соединения духовности и материи до конца и не может заявить, что проявился Целем ЭлокимОбраз Всесильного. Это может только рабби Акива.

Тора дана всем, но когда не все ее принимают, то теряет каждый, даже великие люди. Сказано про рабби Акиву: "Он был как Эзра, но поколение не было достойно".

Встать в точку больше, чем на одно мгновение – это называется на языке скрытой мудрости "одеть корону". Точка называется короной, потому что Тот, кто находится в ней, правит всем в мире. Поэтому раскрытие силы этой точки называется короной. Становиться в эту точку и стоять там нельзя: встал на мгновение на одну ногу, набрался сил – теперь иди и раскрывай эту силу, облекая ее в конкретные формы.

"Тот же, кто пользуется короной, – пропадает из мира". Пользоваться этой точкой нельзя – она святое. Тот, кто тянется к ней для того, чтобы с ее помощью совершать действие – включить ее в себя – растворяется в ней и лишается существования.