"И создал Б-г Всесильный человека из праха земного, и вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Б-г Всесильный сад в Эдене с востока, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Б-г Всесильный из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла". (Берешит, 2:7 -9). В чем суть самого человека и для чего предназначена среда обитания, окружающая его? Раши отмечает, что животные также названы Торой "душа живая": "И сказал Всесильный: "Да выпустит земля душу живую по роду ее, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их" (Берешит, 1:24). Разница между душой человека и душой животного, как разъясняет Раши, заключается в том, что человек вбирает в себя все существующие силы и поэтому способен говорить. Для того, чтобы осмыслить этот комментарий необходимо представить себе понятие "слово" как гораздо более широкое, чем то, которое мы употребляем в разговорной речи: словом называется все то, что призвано в относительно простой форме выразить сложную идею и глубокую мысль. Способность человека говорить важна не только как возможность выразить свои идеи и переживания, но и как возможность понять мысль, изреченную кем-то другим: тот, кто может произнести слова, наполненные внутренним содержанием и смыслом, тот может понять и речь, обращенную к нему. Итак человек наделен особой душой, глобальность которой позволяет ему понять окружающий мир в целом и во всех его деталях и осознать мысль Творца, выраженную в созданных Им формах. И прежде всего, человек попадает в место, изобилующее деревьями . Его пребывание там неслучайно – сад создан специально для него. В центре – дерево жизни: аспекты, которые выше понимания, ибо жизнь, являющаяся прямой связью с источником существования мира, не поддается исследованию – либо она есть, либо ее нет. Биение сердца, деятельность мозга, извлечение энергии из пищи – все это признаки жизни, далекие от ее сущностной стороны, остающейся за пределам и возможностей познания. Но там же, в центре сада (а в соответствии с комментарием Аризаля, непосредственно вокруг дерева жизни) произрастает дерево познания. Именно оно определяет цель дарованной человеку жизни: понять, осмыслить, довести до глубин своей души замысел Всевышнего во всей его полноте. Познание возможно там, где есть множественность, так как оно базируется на сравнении противоположностей. Поэтому дерево познания названо деревом добра и зла – приятного и неприятного для человека, приемлемого и неприемлемого для него (наиболее общее разделение на две диаметральные противоположности с точки зрения воспринимающего). Дерево само по себе олицетворяет связь духовного и материального – неба и земли. Оно берет все необходимое для питания из почвы и в то же время не может существовать без солнечного света. Образ дерева как символ B больше всего подходит для выражения идеи познания, т.к. смысл любого мыслительного процесса состоит в том, чтобы "соединить небо и землю" – вычленить общие идеи (идеальные и неизменные структуры, ассоциирующиеся с небесами), исходя из конкретных форм (ассоциирующихся с землей, для обитателей которой свойственны изменяемость и невечность). Деревья сада – разнообразные каналы связи неба и земли, представляющие собой частные аспекты идеи познания, объеденены одним общим понятием "эден". Слово эден означает утонченность: нежность и хрупкость природы строения, повышенную чуствительность и восприимчивость, способность на уровне интуиции отличить то, что обладает эстетическим началом от того, что лишено его. Таким образом сад Эден можно представить себе как множество связей мира идей с миром конкретных форм. При этом отличительной чертой этих связей является их утонченность – четкое определение границ, сочетающееся с прозрачностью, т.е. способностью не заслонять другте аспекты бытия, не претендовать на свою исключительность, а дать возможность увидеть полную картину мироздания под определенным углом или через определенный фильтр или призму. Важнейшее свойство дерева заключается в том, что оно растет снизу вверх. В системе образов Торы это выражает направленность процесса познания в противоположную сторону по сравнению с направленностью процесса творения: цель творения – скрытие замысла Творца, а цель познания – проникновение в мир мысли "Того, Кто сказал и возник мир". Каждый новый этап создания мира ведет к увеличению множественности и разделенности всех объектов, а познание, поднимаясь со ступени на ступень ведет к целостному восприятию мироздания и вконечном итоге к осознанию единного начала всего сущего.Все