332

Грани праздника Лаг ба-Омер

May 18, 2003 Автор: д-р Пинхас Полонский - No Comments

 Два аспекта: исторический и мистический

Праздник Лаг ба-Омер, который еврейский народ отмечает в наши дни зажиганием костров и стрельбой из луков, очень интересен тем, что состоит из двух разнородных и даже, на первый взгляд, противоречащих друг другу элементов. С одной стороны, Лаг ба-Омер связан с мистическим учением рабби Шимона Бар-Иохая (2 в.н.э.), одного из лучших учеников рабби Акивы, автора книги "Зоар", которая является основой тайного учения Торы. Сам праздник приходится на день смерти рабби Шимона и носит характер воспоминания о праведнике, достигшем небывалой духовной высоты. Обычай зажигать костры находит свои корни в каббалистической книге "Зоар". Когда рабби Шимон Бар-Йохай умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытия ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету (как сказано в книге Мишлей: "Ибо заповедь – это свеча, а Тора – свет"). Не менее интересный мистический смысл зажигания костров заключается в том, что так же, как на первый взгляд огонь не виден в дереве, но на самом деле "в потенциале" содержится в нем, ибо дерево может гореть, – точно так же в Торе, на первый взгляд, изложены лишь истории, случившиеся с нашими предками, и законы, но внутри нее на самом деле горит мистический огонь.
С другой же стороны, в обычаях Лаг ба-Омер есть и совсем иной, исторический и национальный аспект. Обычай, согласно которому дети уходят в лес стрелять из лука, связывают с памятью о восстании Бар-Кохбы (135 г. н.э.), – событием "материального плана" еврейской истории, хотя и очень важным, но весьма далеким, казалось бы, от мистических тайн Торы.
Связь между аспектами
На самом деле два этих аспекта Лаг ба-Омер очень близки один к другому. И оба они связаны с личностью рабби Акивы – величайшего из мудрецов, человека, заложившего основы Талмуда и всей еврейской жизни, и определившего в большей степени, чем кто-либо другой из еврейских мудрецов, весь характер иудаизма последних двух тысяч лет. Он же, рабби Акива, был мистиком и учителем рабби Шимона бар Йохая, и именно его тайное учение изложено в книге "Зоар". В то же время нельзя не отметить, что рабби Акива был одним из самых активных сторонников борьбы за еврейскую независимость – он не только поддержал восстание Бар-Кохбы, но и объявил Бар-Кохбу "потенциальным Машиахом" (дело в том, что с приходом Мессии евреи традиционно связывают свои надежды на обретение полной физической и духовной свободы, признание человечеством всевластия Б-га и наступление эры мира). Да и самой причиной траурного характера дней счета Омера (траурности, на фоне которой празднуется Лаг ба-Омер), является, согласно Талмуду, "смерть 24 тысяч учеников рабби Акивы".
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что между Песахом и Шавуотом, во время счета омера, они умерли от эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Эпидемия длилась тридцать три дня. Смерть учеников рабби Акивы, будущих учителей всего Израиля, принесла огромный духовный ущерб еврейскому народу. Их гибель создала реальную угрозу того, что народ израильский забудет Тору, так как некому будет обучать ей людей. И не была ли смерть 24 тысяч учеников рабби Акивы следствием поражения восстания Бар-Кохбы?
Связь Лаг ба-Омера с личностью рабби Акивы
Рабби Акива был выдающимся еврейским ученым, жившим в третьем поколении периода таннаев. Он начал изучать Тору лишь в возрасте 40 лет под влиянием своей жены Рахели. Несмотря на лишения и бедность, он с беспримерной самоотверженностью и усердием постигал Б-жественную мудрость, пока не приобрел славу крупнейшего знатока Торы в своем поколении. Рабби Акива не раз говорил, что своими успехами он обязан, в первую очередь, своей преданной жене. В личности рабби Акивы гармонично сочеталась, с одной стороны, удивительная способность подниматься в высокие сферы духа и мистики и, с другой стороны, самое что ни на есть материальное стремление возродить еврейскую национальную жизнь на своей земле. Нужно заметить, что в наше время Лаг ба-Омер всегда приходится на период между Днем Независимости и Днем Освобождения Иерусалима, двумя сионистскими праздниками еврейского календаря. Сионизм, по сути своей, стремится сделать именно то, что не удалось когда-то Бар-Кохбе, а религиозный сионизм представляет собой (как мечтал рабби Акива) именно тот удивительный сплав каббалистической мистики и материального желания возродить еврейскую национальную жизнь. Не зря, видимо, молодежное религиозно-сионистское движение взяло себе имя "Бней Акива" – в память о рабби Акиве.
Когда и почему начали праздновать Лаг ба-Омер
Стоит отметить, что в течение последних столетий Лаг ба-Омер больше, чем какой-либо другой еврейский праздник, был символом еврейского национального возрождения. В течение тысячелетия после Талмуда Лаг ба-Омер, хотя и считался особым днем, реально не праздновался. Активное празднование Лаг ба-Омера с зажиганием костров и т.п. было установлено группой раввинов и каббалистов, сформировавшейся в середине 16 века в Цфате. Ситуация тогда в чем-то напоминала сегодняшнюю – начало восстановления еврейской жизни в Земле Израиля после катастрофы, постигшей диаспору. Незадолго до этого, в 1492 году, евреи были изгнаны из Испании. Это изгнание унесло около трехсот тысяч жизней и уничтожило ведущую еврейскую общину, процветавшую более тысячи лет. (Современники даже сравнивали изгнание из Испании с катастрофой разрушения Храма). И вот некоторые изгнанники достигли Земли Израиля; многие из них обосновались в Цфате и ощущали свое переселение в Святую Землю как первый шаг к возрождению еврейского присутствия в Стране Израиля.
И действительно, с "цфатской группы" началась и уже не прерывалась до нашего времени еврейская жизнь в Эрец Исраэль. Но раввины Цфата были не просто выдающимися учителями (их книги определили развитие еврейской традиции вплоть до нашего времени). Они были прежде всего каббалистами и мистиками, считавшими, что возвращение евреев в Землю Израиля неразрывно связано с "обновлением лика Торы", что выразится в более широком изучении Каббалы, которая до того времени была доступна лишь единицам. И, действительно, каббалисты Цфата смогли придать еврейскому мистическому учению новую форму, в психологическом отношении более близкую и понятную для современников, и на их работах базируется все дальнейшее развитие Каббалы: хасидизм, школа Виленского Гаона, религиозный сионизм рава Кука. И в качестве знака возрождения еврейской жизни в Земле Израиля мудрецы Цфата акцентировали свое внимание на праздничном характере Лаг ба-Омер.
Именно они установили традицию паломничества на гору Мерон, где находится могила рабби Шимона Бар-Йохая, разжигания костров и все остальные современные элементы этого праздника.
Согласно взгляду на нацию как на единый организм, возвращение еврейского народа в Эрец Исраэль подобно процессу воскрешения из мертвых – событию самому по себе чудесному. И здесь идут параллельно неразрывные процессы воскрешения национального тела (т.е. построение еврейского государства) и воскрешения и пробуждение национальной души. Этим "элексиром воскрешения национальной души" является внутреннее, мистическое измерение Торы, т.е. Каббала. Сегодня этот подход каббалистов Цфата продолжен в учении рава Кука и в концепциях религиозного сионизма
 

                                             

                                                                  Улочка древнего
                                                                         Цфата

Празднование Лаг ба-Омер
 у могилы рабби Шимона
 Бар-Йохая