338

Ко Дню Йерушалаима – 28 Ияра

May 24, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Йерушалаим… Это название образовано из двух слов. До того, как сюда пришел наш праотец Авраам, город назывался Шалем – цельный, совершенный (Берейшит 14:18). После того, как Авраам, следуя Б-жественному повелению, поднял своего сына на жертвенник на горе Мория, он добавил к названию «Шалем» слово «иръу» – «увидят», и родилось сегодняшнее название города – Йерушалаим (Иерусалим). В нем чувствуется какая-то двойственность: намек на то, что город состоит из составных частей. И это не случайно. Мудрецы говорят о двух городах, расположенных один над другим: один – материальный, другой – духовный; один – видимый, другой нет. «И вот ты найдешь, что есть Йерушалаим нижний, а есть верхний, и верхний соответствует нижнему».
Поскольку Б-г очень любит нижний город, он создал в высших мирах его подобие, как сказано: «Ведь на ладонях Своих начертал Я тебя, стены твои всегда предо Мной" (Йешаягу, 49:16). Так же и царь Давид говорил: «Йерушалаим отстроенный – как город, который соединился вместе» (Тегилим 122). «Город, который на небесах, соединился с тем, который на земле. И поклялся Всевышний, что не войдет Он в верхний Йерушалаим, пока не войдет в нижний" (Мидраш Танхума, Пкудей 1).

Менора – символ Йерушалаима

Не случайно одним из символом Йерушалаима всегда была менора – золотой семисвечник, некогда стоявший в Храме, воздвигнутом царем Шломо на том самом месте, где Авраам поднял Ицхак на жертвенник, а затем, когда ангел, посланец небес, остановил его, принес в жертву вместо сына барана. Менора – как и город, состоящий из духовного верхнего города и нижнего, материального – включает в себя видимую и невидимую части и является выражением идеи соединения миров.
Сама менора напоминает прямой ствол, к которому мастер прикрепил три концентрические окружности так, что вертикальная линия ствола пересекла их в центральной точке. Затем этот мастер, по тем или иным причинам, решил отрезать верхние половины окружностей вместе с верхней частью ствола так, чтобы оставшиеся полуокружности образовали шесть ветвей – по три с каждой стороны от вертикали. Тот, кто смотрит на золотой светильник или его изображение, невольно ищет верхние недостающие половины кругов…
Невидимые части кругов находятся в духовном мире и соединяются с золотыми полукругами через горение фитилей, опущенных в оливковое масло, налитое в чаши меноры. Горение оливкового масла символизирует горение души. И как пламя лампад соединяет золотые и невидимые полуокружности, так и духовный мир соединяется с материальным через постоянное горение души.
Неслучайно слова а-шемен («оливковое масло») и нешама («душа») состоят из одних и тех же букв. Еврейская душа постоянно горит. Она может пребывать в этом мире, только если постоянно стремится разрушить жесткие рамки законов природы и раскрыть новые потенциалы бесконечного единства. Ее порывы похожи на вечное горение. И об этом сказано: «Свеча Всесильного – душа человека». И чем сильней душа, тем острее ум человека, который постепенно переходит от земных категорий к духовным, от поиска истины к ее непосредственному восприятию силами сердца. Невидимая абстракция и осязаемый мир, а между ними – пламя души.

Улица Кардо была проложена римлянами через развалины Йерушалаима, разрушенного до основания в 68 году после поражения Великого восстания. Вокруг нее вырос римский город, на Храмовой горе возвышалось капище Юпитера Капитолийского. По приказу императора Адриана город был переименован в Элия Капитолина, чтобы святое для бунтовщиков имя Йерушалаим было забыто навсегда. В 132-135 гг. вспыхнуло восстание Бар-Кохбы. В течение двух лет восставшие удерживали Йерушалаим, восстановили Храм и возобновили служение в нем, в том числе и зажигание меноры каждую ночь. Затем, однако, они вынуждены были отступить в город Бейтар. Но и он пал через год.
Каждый год в годовщину падения Бейтара, 9-го ава, идеолог боевой организации «Лехи», профессор истории Исраэль Эльдад (ныне покойный, да будет память о нем благословением) приходил в музей Йерушалаима, подходил к бронзовому бюсту Адриана и спрашивал: «Где ты и где мы?» Ответа, конечно же, он не получал, но и из самого вопроса все ясно: римская империя была разграблена германскими племенами, ее варварская культура и обычаи ушли в прошлое, язык стал мертвым языком, а по улицам Йерушалаима ходят евреи, сохранившие свою веру, культуру, язык и любовь к святому городу. И теперь золотая менора встала на улице Кардо как вызов, брошенный всем нашим ненавистникам и притеснителям: «Ваша участь – забвение, наша – вечность, как сказано: «Йерушалаим – это вечность» (Брахот, 58а). Вы разрушили нижний город, а разрушить верхний – не в ваших силах. Мы отстроили нижний город и установили в нем золотой семисвечник, ознаменовав тем самым начало соединения миров».

Рав Ариэль – в прошлом десантник, участник освобождения старого города и Храмовой горы в 1967 году. По иронии судьбы ему, в то время молодому бойцу Цахаля, сразу же после штурма горы Мория было поручено охранять здание мечети Омара. Он думал, что его задача – не допускать любопытных внутрь мечети, так как скоро придут саперы и взорвут ее. Но прошел час, другой – а саперов не было видно. Как известно, через день Моше Даян, не без поддержки многих религиозных авторитетов, передал Храмовую гору в ведение международного исламского комитета, под чьим контролем она и находится до сих пор. После Шестидневной войны рав Ариэль стал раввином города Ямит, построенного на синайском песке. Но Синайский полуостров возвратили Египту, а цветущий город Ямит разрушили. И рав Ариэль пришел к выводу, что еврейскому народу не хватает осознания цели – зачем он вернулся на Святую Землю. Но осознание своей миссии может родиться только в том случае, если евреи вспомнят о Храме и объединятся вокруг идеи его восстановления. Построить Дом Б-га – значит «впустить Его в свои сердца». И рав Ариэль создал Институт Храма: для изучения прошлого, изготовления сосудов для Третьего Храма и распространения идеи и знания о Храме во всем народе, который последние 2000 лет считал своей величайшей святыней западную стену – «Стену Плача», подпорную стену Храмовой горы, вдоль которой во времена царя Ирода тянулась рыночная площадь…                                                                                              

Золотая менора,
  установленная
Институтом Храма

Древняя улица Кардо