Сравнение мнений мудрецов в Мидраш Раба

Сравнение мнений мудрецов в Мидраш Раба

July 11, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Сказал Рабби Шимон бар Йохай: "…откуда же Авраам узнал Тору? Вс-вышний сделал две его почки похожими на два кувшина. Они источали знания и учили его Торе и мудрости каждую ночь" (Берешит Раба, 61).

Сказал Рабби Леви: "Авраам из себя самого учил Тору" (Берешит Раба, 95). Рабби Ицхак и Рабби Шимон подчеркивают разные стороны одного и того же процесса. По мере того, как человек учится различать Б-жественное Присутствие в материальном мире скрытия, он сам преобразуется настолько, что все органы его тела становятся непрекращающимся рассказом о Тв-рце. Рабби Леви говорит, дополняя Рабби Шимона, что не только почки, но и все тело Авраама превратилось в инструмент раскрытия воли Тв-рца, а каждое его движение стало исполнением заповеди.

"И прошел Аврам по земле этой до места Шхем, до дубравы Море… И дал увидеть себя Б-г Авраму и сказал: "Потомству твоему отдам землю эту". И построил он там жертвенник Б-гу, Который дал увидеть себя" (Берешит, 12 6:7).

Авраам шел и шел, обходя всю землю, стопами ног своих постигая Тору Святой Земли и приближаясь к Тому, Кто скрыл себя за множественностью и
хаотичностью материи.

О постижении Авраамом Торы всем его существом, включая стопы ног, соприкасающиеся с почвой, рассказывают следующие строки Берешит, 26:4-5: "И умножу потомство твое, как звезды небесные, – сказал Вс-вышний Ицхаку, сыну Авраама, – и дам потомству твоему все земли эти, и благословятся потомством твоим все народы земли. И все это как следствие того, что послушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Мое, повеления Мои, и уставы Мои, и учения Мои Тору и все законы, вытекающие из нее".

Слово экев "следствие", однокоренное со словом Акев "пята", малоупотребительное, всякий раз, когда оно встречается в тексте, комментаторы стремятся найти намек на дополнительную информацию. В данном случае слово экев целый ряд комментариев воспринимает как намек на то, что самой главной заслугой Авраама было умение постигать Тору через Святую Землю, права на которую он приобрел, обойдя ее всю. «И вывел Он его наружу, и сказал: "Посмотри-ка на небо и сосчитай звезды – можешь ли счесть их?" И сказал Он ему: "Таково будет потомство твое" (Берешит, 15:5)

«Сказал Пресвятой, благословен Он, ему Авра’аму: "Выйди за пределы созвездий, потому что евреи выше созвездий" (Шабат, 156а).

Вс-вышний, убедившись, что Авраам способен, идя по земле, повсюду раскрывать Его Присутствие, заключил с нашим праотцем вечный союз. Аврааму было обещано, что в том случае, если его потомки сохранят желание преодолевать все препятствующее возникновению прямой связи между Тв-рцом и творением, Вс-вышний устранит преграды, мешающие человеку постоянно ощущать Сотворившего мир.

И сказал Он ему "Возьми мне телицу…и козла…и барана… и буйвола и птицу. И взял для него всех этих и рассек их посередине… (Берешит, 15:9-10).

И было перед восходом солнца, и была тьма, и вот столб дыма и пламя огня, который прошел между теми половинами… В этот день заключил Б-г с Авраамом союз, сказав: "Потомству твоему Я отдал землю эту от реки Египетской до реки великой, реки Прат" (Берешит, 15:17-18). Когда Тв-рец вселенной поднял нашего праотца выше не-бес, Авраам обрел способность смотреть на мир сверху, с позиций человека, свободного от ограни-чений. Он не утратил этой способности и тогда, когда был вновь опущен на землю и, казалось бы, возвращен в обычный ограниченный мир. Вс-вышний дал ему почувствовать, что, поднявшись выше звезд, он обрел мощный потенциал, позволяющий разорвать материю до самых ее глубин, до того уровня, где скрытия уже не существует. Этот потенциал нашел свое выражение, когда наш праотец, преодолев материальные силы, представленные животными, увидел проявление Присутствия Вс-вышнего между частями их туш. В это мгновение Аврааму, уже получившему в наследие небеса ("Посмотри-ка на небо и сосчитай звезды… Таково будет потомство твое"), была дарована Земля Израиля в удел вечный.

Настоящим хозяином имущества может стать только тот, кто умеет пользоваться им. Святая Земля, предназначенная для раскрытия Присутствия Вс-вышнего в материальном мире, может быть отдана только тому, кто умеет, преодолев силу скрытия, увидеть духовную составляющую всего сущего.

Сказал Рабби Аба: "Пока Авраам не сделал обрезания, он был похож на закрытый сосуд. Но когда он сделал обрезание, он весь раскрылся и легло
на него Присутствие Вс-вышнего" (Зоар, глава Ваейра).

Рассечение материи (внешнего, по отношению к человеку, мира) – это еще не высшая ступень видения, а значит, и не высшая ступень открытого диалога с Тв-рцом. Самый прочный и сильный союз – обрезание.

Если при разрезании туш животных произошло рассечение окружающей человека природы, скрывающей Присутствие Вс-вышнего, то обрезание – рассечение себя: оно преобразило и раскрыло истинный облик самого Авраама. После этого каждое его действие становится свободным от малейшей примеси материального, каждое его дви-жение превращается в самое непосредственное выражение Присутствия Вс-вышнего. "Ты князь Вс-сильного среди нас", – говорят Аврааму хеты Берешит, 23:6 1).

После обрезания Вс-вышний вновь открывается Аврааму, но иначе. Если раньше, преодолев завесы окружающего его материального мира, за которыми скрывается духовная составляющая всего сущего, Авраам смог увидеть Присутствие Царя, определяющего ход небесных светил и событий на земле, распоряжающегося пространством и временем, то теперь, победив силу скрытия, коренящуюся в самом человеке, он вдруг почувствовал, что сам стал выражением Царского достоинства и воля Царя прежде, чем раскрыться в мире, раскрывается в нем самом.
"И дал ему увидеть себя в дубраве Мамре, а он сидит при входе в шатер" (Берешит, 18:1). Если раньше при раскрытии Вс-вышнего Авраам падал на лицо свое, то теперь ему дано сидеть в присутствии Царя. Рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук (Орот а-тшува, 13:1):
"Человек не может приблизиться к пониманию национальной идеи народа Израиля без того, чтобы очистить свою душу путем устранения от грехов и раскаянием. Истинное свойство еврейского народа – стремление к Высшей милости, милости Вс-вышнего, проявляющейся в мире".