И будет в тот день, затрубит он в могучий шофар, и придут затерявшиеся в стране Ассирии и из дальнего края, что в Египте, и поклонятся Всевышнему на святой горе в Иерусалиме (Иешая, 27:13).
Бог наш и Бог отцов наших, воструби в великий шофар в знак нашей свободы… (из молитвы Шофарот в Мусафе Рош ѓа-Шана).
Пророк говорил о великом шофаре, и мы тоже молим о трублении в великий шофар, именно в великий.
Это оттого, что шофар Избавления может быть разной меры: есть великий шофар, есть средний, или обыкновенный, шофар и есть малый шофар.
Шофар Машиаха сопоставляется с обыкновенный шофаром, таким, в который трубят в день Новолетия – Рош ѓа-Шана. И галаха дает для этого шофара Новолетия три следующих определения:
а) заповедано трубить в шофар из бараньего рога на Рош ѓа-Шана в память о баране [которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака (Берешит, 22:13)] – см. Шульхан Арух, Орах Хаим, § 586, 1.
б) Но, постфактум, то есть после того, как протрубили в любой кошерный шофар, заповедь считается выполненной (см. там же).
в) Шофар, сделанный из рога нечистого животного, и также шофар, сделанный из рога животного, которого использовали для идолопоклонства и чуждого культа, – непригоден, но если в него уже протрубили, заповедь о трублении в шофар исполнена. И если не нашлось кошерного шофара, дозволено трубить в любой шофар, но в таком случае недозволено произносить предварительное благословение на трубление в шофар (см. Мишна, Брахот, там же).
Эти галахические правила о шофаре Рош ѓа-Шана справедливы и для шофара Избавления.
Так что же это такое – шофар Избавления?
Когда мы говорим о «шофаре Машиаха», мы имеем в виду пробуждение и аНктивную деятельность, которая приводит к возрождению еврейского народа и его избавлению от всяких тягот. Такое пробуждение мы называем «трублением в шофар», оно характеризуется тем, что все рассеянные по свету евреи собираются вместе у святой горы в Иерусалиме.
И в прежние времена, и ныне случалось пробудиться отдельным группам или даже отдельным людям из народа Израиля и почувствовать некое стремление, источником которого была и является святость, то есть великая вера во Всевышнего и Его учение, в святость еврейского народа и его особое предназначение, а также желание исполнить волю Всевышнего – прийти к полному и окончательному Избавлению народа. И это мы называем великим шофаром, шофаром высшей меры. Эти слова означают, что народ желает добиться своего Избавления и что это его желание рождено возвышенным стремлением исполнить свое великое предназначение и пониманием, что это невозможно сделать, пока ты попираем и унижен на чужбине.
А бывают времена, когда это святое стремление ослабевает, и черпающие из святости возвышенные идеи не увлекают евреев. Но при этом в народе хотя бы сохраняется здоровое природное начало, которое, кстати, тоже черпает из святости. И это здоровое природное человеческое начало пробуждает в народе естественное и вполне понятное желание создать на своей земле свою национальную власть, воспрять и добиться свободы, просто жить без дискриминации и угнетения, как любой другой народ. Это естественное желание, основанное на естественном национальном чувстве, мы называем средним, или обыкновенным, шофаром, который можно найти во всяком месте. И это тоже кошерный шофар, пусть даже исполнение заповеди с его помощью не столь полно, как с помощью великого шофара. Ведь «постфактум, когда дело сделано, любой шофар кошерный».
И есть у шофара Машиаха еще третий уровень, и у него тоже имеется параллель с шофаром Рош ѓа-Шана, и это – малый, непригодный шофар, в который трубят по необходимости, когда нет рядом кошерного шофара. Если святое воодушевление погасло, если исчезло рождаемое им возвышенное стремление к Избавлению и даже естественное стремление к свободному национальному существованию не увлекает народ, – иначе говоря, если нет возможности протрубить в кошерный шофар, призывая Избавление, – тогда приходят ненавистники Израиля, враги евреев, и трубят во имя Избавления так, чтобы услышали наши уши. Они заставляют нас услышать звук шофара, они трясут и язвят нас и не дают нам покоя в странах изгнания. Вот тогда-то шофар, сделанный из нечистого животного, становится шофаром Машиаха. Амалек, Петлюра, Гитлер и им подобные пробуждают нас к Избавлению. И тот, кто не услышал трубный звук первого шофара и не пожелал внять трубному звуку второго, обыкновенного, шофара, поскольку затворил свой слух, – тот непременно услышит звук «нечистого», «непригодного», шофара, услышит вопреки всему, просто не сможет не услышать.
И такой человек тоже исполнит заповедь, и это национальное действие под бичом, это преследование евреев, тоже содержит в себе крупицы Избавления. Однако благословлять такой шофар не положено, ибо «на все, что произошло из-за проклятия, нельзя произносить благословение» (Мишна, Брахот, 6:4).
Мы молимся о том, чтобы Пресвятой, благословен Он, не довел нас до такой ситуации, когда нам вопреки нашему желанию придется слушать непригодный, нечистый шофар. И мы не очень-то жаждем услышать обыкновенный, средний, почти нерелигиозный шофар. Мы говорим в молитве: «воструби в великий шофар в знак нашей свободы», в шофар, трубный звук которого исторгнут из глубин святости, присущей душе народа Израиля, из нашей святая святых, и тогда Избавление будет полным и окончательным.
Из слов рава Кука (благословенна память праведника) в день Рош ѓа-Шана осенью 1933 года в синагоге Хурва рабби Иеѓуды ѓе-Хасида в Иерусалиме.
Записано по памяти Меиром Маданом.
(Перевела Зоя Копельман)Юные и наивные не совершеннолетние