В ответ на просьбу Моше Всевышний повелел ему выбрать 70 старейшин. В Египет спустились семьдесят потомков Яаакова, Тора была дана на семидесяти языках. Это число включает все мнения, не пропуская ничего, в нем отражено полное имя Всевышнего. Разнообразие точек зрения позволяет проявиться Б-жественному присутствию. В недельной главе Бэаалотха есть два эпизода, из которых можно многое выучить о личности Моше. В первом из них мы видим, как Моше наполнил своей духовной силой и пророчеством семьдесят старейшин. Во втором рассказывается, как Аарон и Мирьям критикуют его за неправильное, на их взгляд, отношение к его жене, Ципоре. В обоих случаях личность Моше проявляется во всем его величии, а величие Моше – это в особенности его скромность.
Избрание старейшин на лидерские позиции было реакцией Б-га на жалобу Моше: “Не могу я один нести весь народ этот, ибо слишком тяжело это для меня!” (Бемидбар, 11:14). Рамбан (Бемидбар, 11:16) указывает, что выбор 70 старейшин не являлся вопросом удобства или неудобства. Причина, по которой Всевышний велел Моше выбрать 70 старейшин, находится глубже. Есть 70 народов мира и 70 языков мира, 70 наших праотцов, которые спустились в Египет. Значение числа 70, по мнению Рамбана, – то, что оно “включает в себя все мнения, не оставляя ничего пропущенным”. Семьюдесятью мудрецами руководил Моше – сам 71-й мудрец, как и в Санэдрине, где наси (”глава”) руководил 70 мудрецами. Рамбан говорит, что именно вследствие того, что Всевышний руководил 71 мудрецами, полное имя Вс-вышнего состоит из 72 букв.
Некоторые видят Моше существующим на совершенно ином уровне по отношению к другим пророкам. Принято считать его символом всего пророчества как явления. В любом случае, мы можем извлечь из этой истории важный урок. Существовала необходимость в 70 мудрецах, руководить которыми будет Моше. Только таким образом могут быть представлены все возможные точки зрения и подходы, и тогда Божественное Присутствие сможет действительно обитать среди всех евреев. Различные точки зрения не должны вызывать разногласия в народе. Рамбан говорит, что присутствие Моше на вершине этих семидесяти – гарантия единства еврейского народа".
Всевышний согласен с Моше, который не мог в одиночку руководить еврейским народом, и Моше тщательно усвоил этот урок. Когда Йеошуа резко отреагировал на поведение Эльдада и Мейдада, Моше отреагировал на их действия с пониманием: “И отозвался Йeошуа, сын Нуна, служитель Моше, из избранных им, и сказал: Господин мой, Моше! Задержи их! И сказал ему Моше: не ревнуешь ли ты меня? О, если бы весь народ Господень был пророками, лишь бы возложил Господь дух Свой на них…” (Бемидбар, 11:28-29).
На первый взгляд может показаться: скромность Моше является свидетельством того, что его можно было свободно критиковать. На самом деле это не так. Доказательством служит следующий эпизод: родные брат и сестра Моше, Аарон и Мирьям, критикуют поведение Моше по отношению к его жене. При этом они говорят: “Разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил… И услышал Господь” (Бемидбар, 12:2). Вот, что пишет о реакции Вс-вышнего Тора: “И сказал Господь внезапно Моше и Аарону и Мирьям: выйдите вы трое к шатру соборному. И вышли все трое. И сошел Господь в столпе облачном, и стал у входа шатра, и позвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше? И возгорелся гнев Господа на них, и Он отошел. Облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот – прокаженная она”. (Бемидбар, 12:4-10).
Реакцией Моше на наказание Мирьям не было злорадство – он тут же начал молиться за ее наискорейшее выздоровление…
Перевел Яков Герштейн