Рабби Иссахар Шломо Тайхтель родился в 1885 году в Венгрии.
Соблюдение заповедей в той форме, в которой они сохранялись на протяжении сотен лет изгнания, было единственным смыслом его жизни. Все представления о мире, которые выработали у него его учителя, не оставляли места для вопросов, возникавших в связи с интенсивным развитием общества и ростом сионистского движения.
Рабби Тайхтель приложил большие усилия для изучения галахических трудов и, поскольку он проявил способности в учебе и был человеком богобоязненным, то в довольно молодом возрасте получил назначение на должность раввина в городе Фиштайн. В период между двумя войнами евреи Венгрии стали полноправными гражданами государства. Их число превысило 500 тысяч, и они превратились в значительную политическую силу.
Казалось, что можно спокойно пребывать в чужой стране, добывать пропитание, учить Тору и ожидать прихода Машиаха. Сионистов обвиняли в том, что их заявления об опасности, нависшей над евреями Европы, беспочвенны.
Но с началом Второй мировой войны слова лидеров сионисткого движения превратились в ужасную действительность. Сознание большинства евреев не могло справиться с происходящим, они отказывались представить себе масштабы катастрофы. Рабби Тайхтель принадлежал к тем единицам, которые не только нашли в себе мужество посмотреть правде в глаза, но и взяли на себя смелость проанализировать причины, приведшие к катастрофе.
Это потребовало пересмотра тех мировоззренческих принципов, которые были у большинства религиозных людей. Он заново обратился к трудам мудрецов прошлого, теперь уже с позиции человека, который знает о массовом уничтожении евреев. Нацисты вошли в Венгрию только в 1944 году. За три месяца евреи Венгрии были согнаны в гетто и уничтожены. Погибло около 450 тысяч человек. Все военные годы Рабби Иссахар продолжал работать. Часть его записей была издана под названием «Эм а-баним смеха» (“Счастливая мать сыновей”) в Будапеште в 1943 году.
Весь материал был опубликован уже после войны, когда Рабби Тайхтеля, которого постигла участь, общая для всех евреев Венгрии, уже не было в живых.
Он писал: “Настоящие мудрецы придерживались совершенно иного мнения, чем то, которое распространилось среди нашего народа и укоренилось в подавляющем большинстве сердец. Величайшие умы считали, что Машиах не появится неожиданно, и не распространит свою власть мгновенно, подобно разлившейся реке, его приход не будет подобен мгновенному появлению света из темноты. Напротив, наступление нового времени будет постепенным процессом, когда мир будет подниматься как по лестнице, каждый раз переходя на новую ступень только после того, как он привыкнет к предыдущей…
Знаю я, сын мой, что зададут тебе вопрос, на который тебе будет трудно ответить: “Если построение еврейского поселения в Святой Земле, наблюдаемое в наши дни, нужно считать признаком начала освобождения, то как же можно объяснить тот факт, что большинство евреев, участвующих в этом строительстве, к нашему великому сожалению, не соблюдают субботу и совершают другие преступления против Торы? И разве можно считать, что Творец начнет исправление мира их руками – ведь всегда действует правило: “хорошие дела приводят в мир руками достойных людей, а плохие – руками недостойных…»?
Процесс возрождения, наблюдаемый нами в настоящее время, предсказан пророками и был подробно рассмотрен мудрецами Торы. Поэтому, когда этот вопрос будет задан, он будет задан не какому-либо человеку, а Б-гу нашему – почему Он так вершит судьбы мира?
Можно ответить словами Талмуда: “Что тебе до тайн Всевышнего? То, что возложено на тебя – делай” (Брахот 11а). Помыслы Всевышнего не похожи на помыслы человека, а самое главное заключается в том, что истина свидетельствует сама о себе – те, кто отстраивает Землю Израиля, – посланцы Б-га.
Молчи и не задавай вопросов Б-гу”.
И все же рав Тайхтель, опираясь на книгу «Зоар» и многие другие источники, описывает причины именно такого развития хода событий – преобразования Земли Израиля руками людей, не соблюдающих Тору. Он объясняет: “Еврейская душа одного человека и общая душа народа Израиля раскрываются и превращаются из потенциальной энергии в реальную силу, действующую в мире через запутанные, непонятные ситуации и темные аспекты жизни. Самый яркий пример – рождение Давида.
Будущий царь Израиля приходит в этот мир в результате длинной цепи непонятных обстоятельств – Йегуда и Тамар, Рут и Боаз, Ишай, решивший расстаться со своей женой…
Да и само помазание на царство Давида было тайным. При этом даже пророк Шмуэль не смог увидеть в нем будущего царя и был готов вылить оливковое масло на голову старшего брата Давида…
Ты должен понять, что царское достоинство в народе Израиля, обладающего внутренней святостью Б-жественной высоты, должно подняться и произрасти из царского достоинства, лишенного святости. Так должно всегда проявляться царское достоинство, у которого есть внутренняя святость, и об этом сказано: “И высеку Я из твоей глубины огонь” (Йехезкель, 28:18).
Проявление святости уподобляется огню. Тонкому огню. Этот огонь выходит из всего будничного и сжигает все. И так все то, что обладает внутренней составляющей, находящейся на уровне святости – все это проявляется, пробиваясь из чего-то будничного, подобного ему”.
Это относится только к первым ступеням процесса освобождения, и только самое его начало должно проявиться через людей, которые кажутся недостойными своей великой миссии.
При этом рав Тайхтель отмечает, что нерелигиозных людей, вовлеченных в процесс преобразования Земли Израиля, нельзя назвать злодеями.
Они считаются “плененными младенцами” – людьми, с самого детства воспитанными в духе нееврейской культуры.
Тот, кто углубляется в строки книги “Эм а-баним смеха”, отбрасывает все свои сомнения, понимает, что произошло во время катастрофы, и ощущает себя самого вовлеченным в стремительный процесс преобразования мира и раскрытия в нем блага.