Отзвуки “Хрустальной ночи”

Отзвуки “Хрустальной ночи”

November 13, 2006 Автор: Галит Галина Лебединская - No Comments

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацисты осуществили по всей Германии массовый еврейский погром, который вошел в историю нацистских злодеяний под названием "Хрустальная ночь". Ненависть нацистов к евреям выплеснулась на улицы и превратилась в волну узаконенного насилия.

Поводом к началу еврейских погромов, которого давно искали нацистские власти, послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Гриншпаном советника германского посольства Эрнста фон Рата. Убийство произошло 7 ноября 1938 года и было, по мнению многих исследователей, подстроенной провокацией. Официальная версия гласила, что Гриншпан отомстил Третьему Рейху в лице фон Рата за депортацию его семьи в Польшу, где они оказались загнанными в лагерь для перемещенных лиц без средств к существованию.

8 ноября, в момент, когда главарям фашистской хунты доложили об убийстве в Париже, они находились в Мюнхене на праздновании очередной годовщины "пивного путча", в результате которого Гитлер пришел к власти. Дрожащим голосом Гитлер поведал новость о гибели "сына арийской расы" от рук еврея собранию боевиков НСДРП. В зале бывшей ратуши Мюнхена воцарилась мертвая тишина. А уже на следующее утро все газеты Рейха пестрели заголовками: "Нет границ гневу немецкого народа".

В ответ на парижское убийство, в ночь с 9 на 10 ноября, по личному приказу Гитлера и при организационном участии Геббельса и Гиммлера, был инсценирован всегерманский еврейский погром как "стихийное" выражение народного гнева. В руках погромщиков, полиции и армии были четкие директивы, регулирующие рамки проведения погрома. Вот выдержка из этих инструкций: 1. а) должны приниматься только такие меры, которые не будут представлять опасности для жизни и имущества немцев (например, синагогу можно поджечь только в том случае, если не существует угрозы, что пожар перекинется на соседние дома); б) деловые и частные дома евреев могут быть разрушены, но не разграблены <…> 2. Полиция не должна разгонять демонстрации <…> 5. Арестовано может быть столько евреев, особенно богатых, сколько их поместится в имеющихся тюрьмах. После их ареста надлежит немедленно связаться с соответствующим концентрационным лагерем, чтобы препроводить их в этот лагерь в кратчайшие сроки. В эту ночь было разрушено и сожжено 267 синагог и 815 магазинов и предприятий, принадлежавших евреям. 20 тысяч евреев были арестованы и брошены в концлагеря, 36 человек было убито.

Сегодня, в начале двадцать первого века, каждый шестой немец считает, что евреям не место в Германии. Исследование, проведенное Фондом Фридриха Эберта (Friedrich-Ebert-Stiftung), показало, что ксенофобия, антисемитизм, чувство расового превосходства и жажда сильной власти остаются важными факторами общественного сознания в Германии. Речь здесь вовсе не идет о маргинальных группах неонацистов или бритоголовых фанатиках. 15% благополучных немцев-бюргеров, так называемый средний класс германского общества, считают, что "германский народ обладает прирожденным превосходством над другими народами". Исследователи из Лейпцигского университета опросили 5000 человек, 28% из них согласились с тем, что Германия должна вернуть себе центральную роль в мире, и при этом для достижения этой цели обязана использовать силу. "Экстремистскими идеями и крайне правыми взглядами пропитаны все слои немецкого общества, все без исключения поколения, во всех землях. Ими заражены избиратели не только праворадикальных, а всех политических партий", – к такому выводу пришли авторы доклада Эльмар Брелер и Оливер Декер из Института медицинской психологии и социологии Лейпцигского университета. Отметим, что речь идет о внутреннем немецком исследовании, а не об изысках еврейских общественных организаций.

10 ноября 2006 года немецкие неонацисты осквернили мемориал, построенный в память о синагоге города Франкфурт-на-Одере, разрушенной во времена правления Гитлера. Как сообщает информационное агентство Reuters, погромщики выкрикивали лозунг "Зиг Хайль!" и порвали в клочья гирлянды цветов, которыми был украшен мемориал в память о 68-й годовщине "Хрустальной ночи".

Германия – далеко не единственный очаг радикального национализма в мире. Один из идеологов русского национализма Сергей Городников считает, что "установление режима радикального национализма в России есть лишь вопрос времени и обстоятельств, а нынешняя московская охота на носителей грузинских фамилий – показательная репетиция, смысл которой может быть неясен лишь тем, кто "в танке". Кто "в танке" – пока действительно совершенно неясно.

Но пока суд да дело, в Эстонии с памятниками советским воинам и монументами в виде советских танков "разбираются" на парламентском уровне. Решение эстонского парламента снести памятник советскому воину-освободителю в центре Таллинна, как известно, привело в шок все постсоветское пространство. У властей Эстонии, страны – полноправного члена Евросоюза, свои резоны и, очевидно, свои критерии нравственности. У основания монумента воину-освободителю на Тынисмяги в 1947 году были захоронены останки 13 тысяч советских воинов, погибших при освобождении Эстонии от немецко-фашистских войск осенью 1944 года. Авторы нового законопроекта считают, что принятие закона будет способствовать "улучшению защиты общественного порядка и повышению имиджа Эстонии на международной арене". Эстония сегодня лидирует по числу памятников солдатам, воевавшим на стороне гитлеровской Германии. Если считать реабилитацию фашизма и надругательство над памятью жертв Второй мировой войны аргументами, способствующими повышению имиджа государства, то комментарии тут абсолютно излишни.

Несколько дней назад в 49 европейских государствах, в том числе и в России, прошли дни памяти событий "Хрустальной ночи", явившейся трагическим прологом Холокоста. Сегодня очевидно, что последовательное проникновение неофашистской идеологии в коллективное сознание людей и равнодушная готовность мириться с этой идеологией означают, что у "Хрустальной ночи" всегда есть еще один шанс. Сегодня реабилитация фашизма почему-то никого не пугает. И это – несмотря на то, что история только то и делает, что бесконечно повторяется.