resized resized resized maharam

Маарам из Ротенбурга

July 8, 2006 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

 Рав Меир бен Барух из Ротенбурга (известный как Маарам; около 1215, Вормс, – 1293, Энзисхейм, Эльзас) – ученый-талмудист и тосафист. Уже в возрасте 12 лет в Вюрцбурге Меир бен Барух стал учеником известного талмудиста рабби Ицхака бен Моше. Впоследствии учился у величайших мудрецов Германии, Эльзаса и Франции, включая тосафистов Шмуэля бен Шломо из Фалеза и Йехиэля бен Йосефа из Парижа.

Меир бен Барух был во Франции, когда в 1240 г. оба его учителя-тосафиста участвовали в диспуте о Талмуде с отступником Николаем Донином; спустя два года он стал свидетелем публичного сожжения Талмуда, что побудило его к написанию элегии «Шаали сруфа ба-эш…» («Спроси, сожженная в огне…»), которая была впоследствии включена в . После этого Маарам вернулся в Германию и обосновался в Ротенбурге, где прожил более 40 лет.

Слава Меира бен Баруха как непревзойденного авторитета в талмудических вопросах распространилась по всей Германии и соседним странам, а основанная им школа привлекала многочисленных учеников. К Меиру бен Баруху обращались известные раввины из Германии, Австрии, Богемии, Италии, Франции, даже Испании.

Сохранилось около тысячи респонсов (ответов на вопросы по еврейскому закону) рабби Меира бен Баруха, что превышает общее число сохранившихся респонсов всех остальных авторов Тосафот (комментаторов Талмуда, 11-13 вв.) Подавляющее большинство респонсов Меира бен Баруха посвящено имущественным вопросам, наследованию, брачным контрактам, проблемам коммерции и налогов, опекунству и общинному управлению.

Меир бен Барух внес определенные изменения в молитвенный ритуал и религиозный минхаг, установил многие обычаи, которые позднее приняли евреи Центральной и Восточной Европы. Многие из учеников Меира бен Баруха стали со временем лидерами еврейских общин в различных странах Европы. Это в первую очередь рабби , включившего в «Шулхан Арух» ашкеназские обычаи.

13-й век был веком, когда в Германии повсеместно начались кровавые наветы и преследование евреев. Вселенский собор католической церкви 1215 г. официально одобрил дискриминацию евреев, хотя и принял решение защищать их от погромов.

Даже когда король Рудольф Габсбург в 1273 году начал наводить порядок в стране и прекратил сотрясавшие Германию войны, положение евреев не улучшилось. И сам Рудольф, и последующие короли умело пользовались бесправием еврейского народа и с удовольствием грабили его.

Рудольф наложил на евреев страны дополнительный налог. Евреи, формально считавшиеся «рабами казны» (servi camerae), не только зависели от императора, но и пользовались его покровительством. Однако новый налог превращал их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии.

В эти дни раби Меир покинул кровавую Германию и отправился в Эрец Исраэлъ. На итальянской границе его опознал еврей-выкрест и сообщил правителю города о бегстве знаменитого рава. Раби Меира вернули в Германию, и король Рудольф велел заточить его в. крепость Энзисхэйм за попытку выехать за пределы Германии без соответствующего разрешения.

За освобождение раби Меира король потребовал с еврейских общин огромный выкуп, который был собран благодаря стараниям его ученика раби Ашера бен Йехиеля. Однако Маарам запретил передавать выкуп, опасаясь, что это создаст прецедент, т. е. короли и феодалы станут в дальнейшем арестовывать видных еврейских деятелей и требовать баснословные деньги за их освобождение.

Шесть лет провел в крепости раби Меир и умер в 1293 году. Но даже после его смерти королевские власти требовали выкуп за тело Маарама, но евреи не пошли на соглашение, так как это противоречило желанию покойного. Только через 14 лет богач Зискинд Вимфен истратил на выкуп большую часть своего состояния и похоронил останки учителя на кладбище Вормса.

Желание Маарама исполнилось: германские правители поняли, что шантаж бесполезен и еврейские мудрецы, следуя примеру раби Меира из Ротенбурга, не позволят общинам платить за себя выкуп.

 

Подготовил Элиезер Лесовой

 

Источники:

1)      Краткая Еврейская Энциклопедия

2)      Рав Моше Ойербах: «История еврейского народа».