231 aktualia

Садик Филиппа и Ту-би-терапия

February 3, 2007 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

 Недавно я был на церемонии посадки цветов в ульпане для детей-репатриантов на улице Гидон на Юге Иерусалима. Меня пригласила Люба, мама Филиппа Моско, солдата-парамедика, погибшего в возрасте 21 лет на последней войне, в Ливане. В его честь и был посажен садик, «Гинат Филипп» – «садик Филиппа». Классы выходили по очереди, сажали цветы на выделенной для них грядке и возвращались на урок. А потом спустились все вместе и, столпившись в маленьком дворе в тени иерусалимской ивы, защищавшей всех от яркого зимнего солнца, участвовали в коротенькой церемонии: Люба, работающая психологом в ульпане, стянула полотно с надписи, только что выведенной золотыми буквами одним из учеников на глиняном горшке; одна из учительниц прочитала 23-й псалом Давида; исполнили две песенки про Ту би-Шват; прочитали «Балладу о санитаре», исполнили гимн – «А-Тикву» – и вернулись в классы учить иврит…

 

Честно признаться – не знаю, успеют ли посаженные цветочки понаслаждаться не только зимним, но и весенним иерусалимским солнцем. Ведь садик находится от силы на 40 сантиметров выше двора, где на переменах 150 детей и подростков бегают, шалят, играют в футбол… На самом деле, это и не столь важно. Потому что посажены были не только цветы, а прежде всего в сердцах детей посажено было сознание, память, благодарность еврейскому солдату, павшему в Ливане примерно в то же время, когда их семьи, происходящие из Франции, России, Украины, США, Аргентины и других стран, совершали свою алию. Он отдал свою жизнь, чтобы эти 150 семей могли возродить свою.

Все это написано не просто чтобы продемонстрировать, что в народе Израиля любая память сопряжена с действием, – принцип, обоснованный еще на горе Синай заповедью о шаббате, где чудесным образом было сказано «одним словом» Шамор и Захор: и «Соблюдай», и «Помни». Таким образом, память о шаббате мы храним не в теории, а соблюдая связанные с ним законы поведения, память об Исходе из Египта отмечаем Седером, события Хануки – зажиганием Ханукии и т. д. Действие дает памяти необходимую материальную основу, в отсутствие которой память или умирает, или превращается в пустой лозунг, наподобие всем известного бесмысленного «Никогда больше!». Филипп пал, защищая своих братьев, память о нем воспитывает целое поколение.

Пример сада Гинат Филипп позволяет понять глубинную суть Ту би-Швата. Помимо чисто галахического значения Ту би-Шват как Нового Года деревьев, праздник олицетворяет  возрождение Земли, начавшееся с началом возвращения на нее еврейского народа.

Раби Элазар учит, что «любой человек, у которого нет земли, не человек», что он не может реализовать свою «человечность» вне связи с землей. Это тем более верно относительно целого народа. Освоение собственной Земли является, таким образом, как для отдельного человека, так и для всего народа, возвращением к действительности и собственной человечности. Недаром Тора определила цветение Земли Израиля как несомненный знак Избавления  (Йехезкель 36; Талмуд, Санэдрин 98). Для определения степени продвижения Избавления Тора отправляет нас посмотреть за окно, на свою Землю – на самое ясное и объективное, что только может быть, доступное самому простому еврею. Настолько объективное, что даже в ООН это признали де-факто, проведя прошлой осенью в Институте «Сде Бокер» (в пустыне Негев) Всемирный конгресс по борьбе с расширением пустынь. Выбор Комиссии ООН по борьбе с расширением  пустынь был обусловлен тем, что Израиль находится в этом вопросе впереди всей планеты. В отличие от тенденций, имеющих место не только в Африке и Азии, но и в различных областях Западной и Восточной Европы, в Израиле пропорция плодородной почвы относительно неплодородной увеличивается с каждым годом.

Одним словом, Тора учит нас тому, что Избавление – не мистика, а оживленная природа. Или, если хотите, природа Израиля и есть мистика. Избавление есть, прежде всего, возвращение в свою действительность.

Это постановление приобретает особое значение, учитывая, что сегодня, как никогда раньше, миром правит воображение. Разум, технология, наука мобилизуются на производство вещей, действующих главным образом на воображение. Сотовый телефон должен быть похож на подлодку, машина – на космический шатл, очки для чтения должны быть как у автогонщика, а зубная счетка – как у белозубых звезд Голливуда. Пресса, литература, искусство стремятся прежде всего ошеломить. Строить семью учатся, просматривая «Титаник», разрушать – не пропуская ни одной серии мыльной оперы. Быть мужчиной учатся у Сталлоне, а женщиной – у Шерон Стоун. Зарабатывать на жизнь последний двоечник учится у Билла Гейтса. Даже философия не пытается оспаривать власть воображения, а наоборот, предоставляет обоснование идеологии постмодернизма, подменяющей биномы «добро и зло» или «правда и ложь» на «круто и отстой», «прикольно и нудно», – иначе говоря, подменяющей мораль и разум на чувства и воображение.

Тора, не отрицая функцию воображения, подчиняет его разуму. Тора – не замена действительности, а путеводитель по преодолению и совершенствованию последней. Избавление есть функция соответствия Б-жественного проекта и земной реальности, и поэтому только эта земная реальность может свидетельствовать об Избавлении. Это мы и отмечаем в Ту би-Шват.

Гинат Филипп – часть этого свидетельства. Филипп, сделавший операцию, чтобы сбросить 24 кило и быть принятым в боевые части, был частью этой действительности. 150 детей новых репатриантов, которые слушали рассказ о Филиппе и затем сажали цветочки, еще чуть-чуть прочнее слились и с действительностью, и со свидетельством, которые на самом деле – одно целое.

Веселого вам Ту би-Швата.