224 history1

Религиозные запреты, наложенные на евреев Антиохом

December 16, 2006 Автор: рав Хаим Шварц - No Comments

Все знают, какое историческое событие произошло 14-го нисана – в этот день евреи вышли из Египта. Всем известно, что произошло в Шавуот – дарование Торы. Что касается Суккота, то там все немного сложнее, но мы помним в общих чертах историю скитания по пустыне. Это относится почти ко всем еврейским праздникам: исторические события, связанные с ними, знакомы всем. Почему? Главным образом потому, что в каждый праздник мы читаем тот или иной отрывок из Танаха, где описываются эти события.

И всем известно, что Ханука является исключением из этого правила. В ханукальных молитвах нет ни одного текста, который описывал бы в подробностях события праздника Ханука. Хотя история эта нам в общих чертах известна, мне кажется, что ее подробности окутаны неким туманом. Поэтому было бы неплохо придать им более ясные очертания, чтобы извлечь из них мораль, актуальную и сегодня. Я хочу поговорить о религиозных запретах Антиоха.

Приступая к теме, необходимо заметить, что об эпохе Хашмонаев нам известно в основном из двух источников: четырех Книг Маккавеев (которые не были включены Мудрецами в ТаНаХ) и исторических описаний Йосифона (Иосифа Флавия). "Книги Маккавеев" были написаны в эпоху Хашмонаев, и в них рассказывается, помимо всего прочего, о религиозных запретах Антиоха и о еврейском восстании.

Итак, 167 год до н.э. На Ближнем Востоке господствуют две династии: Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте. Римская империя распространяет свою власть на обе династии. В этом самом году царь Антиох Эпифан шлет в Иерусалим указ, в котором он приказывает «…следовать чуждым законам, прекратить приношение жертв в Храме, нарушать Субботу и праздники. Осквернить Храм. Соорудить алтари и приносить на них в жертву свиней и других нечистых животных. Оставлять сыновей необрезанными, и наполнить их души всяческой нечестивостью…» (1-я Книга Маккавеев, 1:44-47).

Антиох назначает надзирателей, которые рыскают по городам Иудеи, приносят в жертву свиней, сжигают свитки Торы. Евреев, мужчин и женщин, которых ловят на соблюдении заповедей, казнят. Немало евреев погибло в те дни, освящая имя Всевышнего. 25-го кислева этого года Антиох учреждает языческие жертвоприношения на жертвеннике в Храме. Храм осквернен, немало евреев переходят в языческую веру, и всем ясно, что Антиох объявил еврейству беспощадную войну.

Почему Антиох налагает именно такие запреты? Самый распространенный ответ на этот вопрос таков: Антиох пытается силой насадить эллинизм, заставляя евреев отказаться от соблюдения заповедей своей веры. Мне кажется, что этот ответ следует обдумать еще раз.

Дело в том, что эллинизм – это культура, которая отличалась терпимостью. Ее девиз – «живи и дай жить другому», а точнее – «живи и не забывай платить налоги». Такой подход свойственен всему правлению династии Селевкидов – только в Иудее были наложены религиозные запреты, хотя на Ближнем Востоке существовало немало и других культов, разительно отличающихся от эллинизма. Ни один из них не был запрещен греками.

Почему же Антиох налагает столь ужасные запреты именно на евреев?

 

Историки предполагают, что причины этого следует искать главным образом во внутренней политике Иудейского царства тех времен. Хотя некоторые утверждают, что Антиох был просто не совсем нормальный человек, славившийся своими приступами гнева, которые усугубились и поражением его войск в Египте (об этом – ниже), но этого объяснения недостаточно.

Что происходило в Иудее в тот период? Чтобы понять это, давайте перенесемся еще на 5 лет назад, в 172 год до н.э. В этом году коэн Менелай покупает у Антиоха первосвященство и изгоняет с этой должности первосвященника Ясона. Ясон, который также купил первосвященство у Антиоха в 175 году до н.э., уже ранее начал планомерно превращать Иерусалим в греческий полис со всеми его атрибутами. Менелай, который был первым "первосвященником", вообще не принадлежавшим к роду коэнов, продолжает политику Ясона, и благодаря многим своим начинаниям (как, например, продажа утвари Храма), приобретает сильную оппозицию.

В 168 году до н.э. Антиох начинает войну в Египте. По Иудее распространяются слухи, что Антиох убит, Ясон возвращается из изгнания и свергает Менелая. Тем временем выясняется, что Антиох жив и даже побеждает египтян. Однако Рим ставит Антиоху ультиматум: либо он вернется в Сирию, либо Рим начнет войну против него. Антиох отступает через Иудею и находит евреев в самом разгаре антигреческого восстания. Ситуация быстро усугубляется. Тогда Антиох устраивает резню, в Иудею посылаются отряды солдат, Иерусалим осажден и на евреев налагаются религиозные запреты.

Так какое же объяснение можно дать наложению религиозных запретов? Мы видим, что они были вызваны не идеологическими причинами, но все же почему Антиох не ограничился только резней и разрушениями и решил объявить войну еврейской вере? Боюсь, что ответ на этот вопрос Антиох унес с собой в могилу, и историкам ничего не остается, кроме как строить предположения. Но одно можно сказать довольно точно: если бы не внутренние распри между "власть придержащими" в Иудее, если бы не их стремление любыми путями упрочить свои позиции, если бы не их продажность – возможно, что беда религиозных запретов Антиоха не постигла бы еврейский народ.

Следует помнить: все катастрофы "внешнего" происхождения, сотрясающие еврейский народ, всегда имеют под собой причины "внутри"…

 

Перевод с иврита – Хана Ар-Шалом