396

Рабби Менахем-Мендель из Витебска

July 12, 2003 Автор: Шломо Нееман - No Comments

 

(по материалам, собранным раввином Элиезером Меламедом)

Основателем хасидского движения и лидером первого поколения его сторонников был, конечно же, рабби Исраэль Бааль Шем Тов – БЕШТ. Его дело во втором поколении продолжил Магид из Межерича, которого большинство учеников БЕШТа признали своим духовным руководителем и лидером хасидского движения в целом. Третье поколение хасидских лидеров дало миру целую плеяду выдающихся мудрецов. Среди них были рабби Элимелех из Леженска и его брат рабби Зуша из Аниполя, распространявшие идеи хасидизма в Польше и Галиции; рабби Нахум из Чернобыля, занимавшийся распространением учения на Украине; рабби Леви-Ицхак из Бердичева, рабби Аарон из Карлина и рабби Шнеур-Залман из Ляд (основатель движения ХаБаД и автор книги Тания)… Все они были учениками Магида из Межерича. Есть в этом ряду еще одно, менее известное имя. Это любимый ученик Магида – рабби Менахем-Мендель из Витебска, занимавшийся распространением хасидизма в России и в приграничных районах Литвы. Магид в завещании назначил его своим наследником, который должен был возглавить движение после его сына. Все письма, написанные учениками Магида, рабби Менахем-Мендель подписывал первым… И вдруг рабби Менахем-Мендель принимает решение переехать с группой хасидов в Страну Израиля, чтобы остаться там до конца своих дней. Причину этого внезапного решения понять не просто. Величайший из учеников Магида был в расцвете лет. Его влияние было настолько велико, что остальные ученики Магида, достойные сами стать во главе движения, признали его авторитет. Некоторые полагают, что рабби не выдержал нападок митнагдим – противников хасидизма, сосредоточенных главным образом в Литве, то есть именно в том регионе, где он развил активную деятельность по распространению нового учения. Однако рабби был сильной личностью, и едва ли он просто бежал от трудностей. Вероятнее всего, истинной причиной была безграничная тяга рабби Менахем-Менделя к Творцу и к Святой земле, в пределах которой раскрывается Б-жественное Присутствие. Ни одна страна не могла в его глазах служить заменой Стране Израиля. Следует вспомнить, что и в жизни основателя хасидизма – великого БЕШТа – было несколько попыток взойти в Землю Израиля, которые провалились отчасти по известным, а отчасти – по необъяснимым, мистическим причинам… В месяце адар 5537 года (1777 г. по нееврейскому летоисчислению) рабби Менахем-Мендель из Витебска во главе группы из 300 хасидов (по другим источникам – 300 семей) прибыл в Страну Израиля, жизнь в которой в то время была сопряжена с бесчисленными и невыносимыми трудностями. Во время плавания утонул один из кораблей и вместе с ним – 30 евреев. Приехав в Палестину, хасиды поселились в Цфате, но турки и арабы преследовали их до тех пор, пока они не оставили город и не переехали в Тверию. Но и там не было покоя. Среди недавно прибывших хасидов были ученики йешив и мудрецы Торы, женщины, дети и старики. Никто из них не владел каким-либо ремеслом, позволяющим зарабатывать на пропитание. Рабби Менахем-Мендель вновь и вновь обращался к евреям России с просьбой о пожертвованиях. Часто вспыхивали эпидемии, уносившие жизни людей, прибывших вместе с ним. Но, несмотря ни на что, он не допускал даже мысли о том, чтобы вернуться к тысячам хасидов, ожидавших его в России. Он продолжал бороться за налаживание жизни в Стране Израиля. Рассказывают, что как-то, в канун субботы, когда молельный дом был полон хасидами, рабби Менахем-Мендель подошёл к окну и долго смотрел на Кинерет. Он стоял там до наступления полной темноты, а затем начал молиться. По окончании субботы он рассказал, что каждую неделю, в канун святого субботнего дня, молитвы всех евреев, живущих в странах рассеяния, поднимаются на небеса. И случается это над озером Кинерет. И вот он увидел, что молитв становится всё больше и больше, но с небес препятствуют их восхождению, ибо евреи, живущие за границей, не делают всё возможное для своих нищих собратьев в Стране Израиля. И пока не примут они на себя обязательство помогать и поддерживать евреев Святой земли, не поднимутся их молитвы к небесам… Среди соратников рабби Менахем-Менделя были великие мудрецы, многие из которых могли бы стать основателями хасидских дворов. Несмотря на все тяготы, даже после его смерти они продолжили освоение Страны Израиля. Одним из них был рабби Велвел из Збраз. Рассказывают, что рабби Яаков из Пшисхи, один из виднейших хасидских мудрецов, совершивший паломничество в Святую землю, приехав навестить рабби Велвела, встретил перед входом в дом его жену, одетую в рванье и стирающую одежду. Увидев, в каком состоянии находится эта некогда богатая женщина, не выдержал рабби Яаков и расплакался, и от огорчения решил не заходить в дом, дабы не видеть нищеты его хозяев. Но женщина увидела и узнала гостя, и, поняв его испуг и замешательство, сказала: «Рабби, рабби, не скорби так и зайди к нам в дом. Благословен Всесильный, который удостоил нас жить в Стране Израиля и зарабатывать на пропитание собственными руками!» Величайшие трудности жизни в Палестине в сочетании с ответственностью за духовную и материальную жизнь хасидов нанесли непоправимый вред здоровью праведника, и через десять лет после приезда, в возрасте 57 лет, в месяце менахем ав рабби Менахем-Мендель тяжело заболел. Болезнь ослабила его тело, но до последнего дня он сохранял твердость духа. Он писал в своём завещании: «Прошу, чтобы после момента исхода моей души моё тело не оставалось в этом мире больше, чем один час времени». И ещё он просил: «При погребении не класть меня на доски или в гроб, а положить прямо на Святую Землю… И когда закроют мои глаза, пусть упомянут имена великих учителей – Бааль Шем Това и Магида из Межерича». Перед самой смертью спросили его ученики, рядом с кем он хочет быть похоронен (ведь многие хотят быть похороненными возле праведников). Ответил им рабби с удивлением: «Что за странный вопрос? Мне будет хорошо лежать рядом с каждым евреем. Дай Б-г, чтобы ни один еврей не стеснялся меня, так же как я не стесняюсь ни одного еврея». В день второго ияра 5548 года (1788 г.) поднялась душа праведника к небесам. В результате переезда в Страну Израиля рабби Менахем-Мендель перестал быть ключевой фигурой в хасидском движении. Его ученики и молодые друзья основали свои собственные дворы, а его имя было многими забыто. Однако можно с уверенностью сказать, что благодаря рабби Менахем-Менделю Страна Израиля заняла своё место в хасидизме. Раввины и главы многих дворов занялись сбором средств для еврейских общин в Стране Израиля, и благодаря этому они и многие из их хасидов привязались к Святой Земле. Личный пример таких людей, как рабби Менахем-Мендель из Витебска, повлиял на людей сильнее, чем тысячи тысяч проповедей и убеждений. Рабби Исраэль из Ружина (внук Магида из Межерича) сказал о его переезде в Израиль, что оно похоже на восхождение Авраама, который, поднявшись в Землю, проложил дорогу туда своим потомкам, которые повторили этот путь через сотни лет.

Еврейский квартал Цфата
(XIX в.)