Праздник святости Торы и Израиля
В дни Ахашвероша положение народа Израиля было крайне тяжелым. Со времен наивысшего взлета – Исхода из Египта и дарования Торы, завоевания Земли Израиля и царства Давида и Шломо, в течение нескольких сотен лет наш народ переживал период спуска. Грехи идолопоклонства, разврата и кровопролития распространились в Израиле. Сначала были изгнаны колена, заселявшие Восточное Заиорданье, а вслед за ними – все остальные колена Израильского царства. В конце концов был разрушен Храм, и последними отправились в изгнание колена Йеѓуды, Леви и Биньямина. В Земле Израиля почти не оставалось евреев. И хотя Ахашверош взошел на царство уже после того, как царь Кир издал указ, позволявший изгнанным евреям возвратиться в свою землю, но на деле этим дозволением воспользовались лишь немногие, и из-за клеветы и наветов им было запрещено отстраивать Храм. Персидская империя была на пике власти, и многочисленные евреи, жившие во всех ее уголках, прилагали все усилия, чтобы ассимилироваться и смешаться с местным населением, вместо того, чтобы взойти в Землю Израиля. Ассимиляция дошла до того, что многие евреи были готовы поклоняться идолам. В стольном городе Шушане евреи были приглашены на пир Ахашвероша. Они стали свидетелями того, как на столы ставят утварь, награбленную в Иерусалимском Храме после его разрушения, но это не помешало им наслаждаться пиром.
Казалось, что надежда на возвращение в Сион полностью утрачена. В течение считанных поколений евреи ассимилируются и перестанут существовать как народ, и великое пророчество, что народ Израиля призван стать светочем для народов, потеряет всякую актуальность.
И вот на горизонте возник злодей Аман, потомок Амалека, и по его наущению в Персидской империи был принят беспримерный по своей жестокости указ: «Истребить, убить и погубить всех иудеев, от отрока до старца, и детей, и женщин». Впервые в истории евреи оказались перед страшной дилеммой: продолжать быть приверженными еврейству и Торе, зная, что за это им придется заплатить страшную цену, или смешаться с окружающими народами и тем самым спастись от еврейской доли.
Но произошло невероятное: несмотря на слабость этого поколения, евреи выдержали испытание, остались верны еврейству и не ассимилировались. И тогда Всевышний сотворил чудо, и все перевернулось: вместо того, чтобы ненавистники Израиля привели в исполнение свой злой умысел, евреи сами напали на них, а Аман и его сыновья были повешены на дереве, уготовленном для Мордехая. Благодаря этим событиям в народе Израиля пробудились силы, чтобы взойти в Землю Израиля, и мы удостоились отстроить Второй Храм. Кроме того, это положило начало углубленному развитию Устной Торы, к чему народ Израиля прилагал наиболее значительные духовные усилия в период Второго Храма.
С тех пор чудо Пурима стало символом жизни еврейского народа в долгие годы изгнания. Наши отцы тысячу раз могли ассимилироваться и таким образом избавиться от тяжкого груза антисемитизма. Трезвомыслящие люди, несомненно, решили бы сменить религию. Однако народ Израиля, невзирая на все тяготы, предпочел нести на себе груз Божественного слова, будучи движим верой в свое великое предназначение: возвратиться в Землю Израиля и принести Избавление миру.
Час, когда Израиль выдержал испытание и остался верен Торе Господа, был столь велик, что наши мудрецы сказали: в дни Ахашвероша народ Израиля принял Тору во второй раз (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88а). С определенной точки зрения, это получение Торы превзошло по своему величию даже Синайское откровение. На горе Синай евреи приняли Тору по принуждению, поскольку было невозможно даже вообразить себе, что после всех великих чудес, которые Всевышний сотворил нам во время Исхода из Египта – рассечение Чермного моря, манна небесная, колодец Мирьям, облачный и огненный столпы и многое другое, – мы откажемся принять Тору. Вопрос был в том, что станет делать Израиль, когда больше не будет Божественных откровений, когда беды и несчастья одолеют его, и для того, чтобы оставаться верными Торе, от евреев потребуется самопожертвование. Сохранят ли они и тогда свою верность?
Момент истины настал в дни Ахашвероша. И выяснилось, что связь народа Израиля с Торой вечна. Невзирая на величайшие испытания, они не бежали прочь от своей судьбы, но возвратились к Всевышнему, молились Ему, и им было послано чудесное спасение. Они не только стали вновь соблюдать 613 заповедей Торы, но и учредили новые: заповеди праздника Пурим. Это и было принятие Торы во второй раз.
Ведь в Пурим раскрылась особая сущность Израиля, которая заключается в том, что даже в самые тяжелые моменты он не теряет связи со Всевышним, а приникает к Нему еще больше. Сказали об этом наши мудрецы: «Даже когда сыны Израиля грешат, она называются сынами Всевышнего». И выясняется, что Всевышний управляет миром таким образом, чтобы повернуть все к добру для Израиля, спасти и сохранить его. В этом и заключается суть Пурима.
Это праздник в честь святости Торы и святости Израиля. Благодаря заповеди чтения Свитка Эстер, мы подчеркиваем святость Торы, а благодаря заповедям трапезы и веселья, подарков бедным и посылания яств – святость Израиля.
Из истории, рассказанной в Свитке Эстер, мы узнаем, что даже в минуты, когда тьма сгущается, Всевышний заботится о нас, и в конце концов мы видим, что все тяготы были этапами на пути к Избавлению. В Свитке Эстер ни разу не упомянуто имя Всевышнего. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть, что в те времена над евреями сгустилась тьма, и Божественный лик был сокрыт от них. И все же Всевышний втайне наблюдал за ними, чтобы спасти от гибели в нужный момент.
Во время Синайского откровения Тора была дана с помощью чудес и знамений, тогда как в дни Ахашвероша это произошло в условиях земной действительности, которая, как казалось, скрывала Божественный свет. Но чем больше мы приникаем к Всевышнему, чем на большее самопожертвование мы готовы, тем больше в обыденности проявляется Божественная сила.
В дни Ахашвероша также выяснилось, что даже материальные предметы и явления могут обратиться к святости, если Израиль использует их ради небес. Вместо того, чтобы стать препятствием к служению Создателю, они оборачиваются к добру и помогают нам служить Ему в радости. И как еврейская вера выходит за рамки человеческого разума, заключая в себе самопожертвование, которое трудно объяснить с помощью логических доводов, так и радость Пурима выражается в том, что мы пьем вино, «пока не перестанем различать», то есть пока не достигнем той степени приникновения к Всевышнему, которая превосходит доводы разума. Эта радость объединяет все силы человека – как материальные, так и духовные, – и тогда выясняется, что даже опьянение, которое мы обычно видим в отрицательном свете, поворачивается к добру и приобщается к радости.
А истинной радости не бывает без дружбы, потому что истинная радость всегда расширяется и охватывает и других людей. Человека, который ест и пьет наедине с самим собой, заботит лишь удовлетворение своих собственных потребностей. Ему недоступна истинная радость. Поэтому нам было заповедано посылать яства друг другу и устраивать праздничную трапезу вместе. Но каждая добрая вещь имеет и обратную сторону. В наши дни есть тенденция слишком приукрашать заповедь посылания яств, и многие люди тратят на это слишком большие силы и средства. Необходимо придерживаться золотой середины, посылать только близким друзьям или тем, кто в течение года, возможно, обиделся на нас, и пуримские яства могут помочь восстановить добрые отношения. Если же посылать всем, в этом уже не будет выражения искренней дружбы.
Но мы не должны ограничиваться лишь изъявлениями дружбы. Следует позаботиться и о бедных, у которых нет возможности обеспечить себе радость праздника во всей полноте. Поэтому нам дана и заповедь подарков бедным. Тому, кто игнорирует ее, недоступна истинная радость Пурима. Он избегает мыслей о горестях, существующих в мире, и только благодаря этому способен забыться кратковременной радостью. Но тяжелая действительность не исчезнет оттого, что он выпьет вина и забудет о ней.
Тайна, сокрытая в вине
Принято думать, что праведник, стремящийся к святости, должен быть мрачен и полон грусти, что он должен насколько возможно отстраниться от настоящей жизни, дабы не подпасть под ее соблазны. Однако согласно еврейскому подходу, святость должна проявляться во всех областях жизни: в духе и материи, как в духовных, так и в физических наслаждениях. Это касается не только пищи, которая необходима нам для насыщения, но и вина, радующего нашу душу.
В чем же заключается внутренний смысл вина? Вино, добываемое из винограда, обладает особыми качествами. Всевышний создал виноград так, что в его кожуре содержатся благотворные вещества, вызывающие брожение. Это единственный плод, из которого можно сделать алкогольный напиток при помощи простого давления, не используя никаких дополнительных средств или методов.
Как хлеб – это «царь» пищи, так вино – «царь» напитков. Хлеб предназначен для того, чтобы кормить и насыщать нас, давать нам силу для деятельности в этом мире. Напитки же призваны освежать человека, утолять его жажду. Уникальная особенность вина состоит в том, что оно обладает способностью насыщать, поскольку содержит большое количество сахара, что придает ему высокую калорийную ценность. Кроме того, оно радует душу человека и придает сил его телу. Царь Давид благодарил Господа за то, что Он дал нам вино, радующее душу и укрепляющее тело: «От вина возрадуется сердце человека» (Теѓилим, 104:15).
Вопреки распространенному представлению, праведник, стремящийся к святости, должен радоваться как пище, которая насыщает его и необходима для его существования, так и вину, что радует его душу.
И хотя каждый еврей преисполняется духовной радости, если он причастен к Торе и заповедям, но пока в радости не участвует его тело, его радость – как материальная, так и духовная – неполна.
Вот почему наши мудрецы постановили, что мы должны при каждом важном событии, обладающем духовной ценностью, произносить благословение над бокалом вина, чтобы духовная радость сопровождалась физической. Так есть бокал вина для обручения и для свадьбы, для обрезания и для выкупа первенца, для субботнего кидуша и для ѓавдалы.
Следует знать, что во всех этих случаях наши мудрецы подразумевали именно алкогольный напиток. Вообще, во времена мудрецов чистый виноградный сок был доступен только во время сбора урожая в виноградниках. Если же из него тотчас же не делали вино, сок плесневел и портился. Только недавно люди научились пастеризовать виноградный сок и добавлять в него консерванты, благодаря чему его стало можно хранить в течение всего года. И хотя мудрецы были согласны, что кидуш можно делать и над виноградным соком, но все ѓалахические авторитеты сходятся во мнении, что лучше всего исполнять эту заповедь над бокалом напитка, содержащего алкоголь.
Именно об этом сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 35а): «Песнь произносят только над вином». Песнь выражает собой целостность, а целостность может существовать только там, где есть единство между материей и духом. Сказано в книге Зоѓар: «Святость присутствует только в вине, и благословение присутствует только в вине».
Тору тоже сравнивают с вином, поскольку и она призвана нести благо всему миру, как духовное, так и материальное. А Израиль сравнивают с виноградной лозой, ибо его предназначение – раскрыть слово Господа в мире во всей полноте и целостности. Поэтому если человек дает обет не пить вино, в его обете присутствует аспект греха. Ведь он отвращает от себя физическое наслаждение, которое может помочь ему достичь целостности. В Талмуде рассказывается, что Рава сказал: «Благодаря вину, которое я пил, и ароматам, которые я обонял, мой разум раскрылся для восприятия Торы».
Когда нечто материальное сопровождает то, что причастно к святости, оно не только не наносит вреда, но и оказывает реальное содействие святости. Но когда материальное становится главным, оно теснит духовное, и человек становится грубым и тяжеловесным. Это тем более верно, когда речь идет о вине, которое обладает величайшей жизненной силой. Она олицетворяет собой брожение, свойственное материальной жизни: если человек выпивает слишком много вина, он становится пьяным и вызывает презрение, он не в силах устоять перед своей страстью, разум его затуманивается и злое начало овладевает им. Поэтому Тора, Книги пророков и Писания, а также наши мудрецы, неоднократно предостерегают нас против злоупотребления вином.
В Торе рассказывается о Ноахе и Лоте, которые опозорились из-за неумеренности в винопитии. По мнению рабби Меира, древо познания, из-за которого согрешил Адам, было виноградной лозой. Сказали наши мудрецы, благословенна их память (Вавилонский Талмуд, трактат Санѓедрин, 70а): «Ничто не может принести человеку столь много горестей, как вино», а о сыновьях Аарона сказано, что они умерли потому, что зашли в Скинию и пили там вино (Мидраш Ваикра раба, 12:1).
Книги пророков полны порицаний тех, кто злоупотребляет вином. Злоупотребление вином стало даже причиной изгнания (см. Мидраш Берешит раба, 36:4). О десяти утраченных израильских коленах сказано: «Тем, которые пьют вино чашами, и натираются лучшими маслами, и не болеют страданиями Йосефа! За это пойдут они ныне в изгнание во главе изгнанников, и прекратится попойка развалившихся (на ложах)» (Амос, 6:6-7).
А вот о чем предостерегает нас книга Мишлей (23:20-21): «Не будь между упивающимися вином, среди обжирающихся мясом, ибо пьяница и обжора обеднеют, и сонливость оденет в лохмотья». И еще сказано (там же, 29-35): «У кого “Ах!”? У кого “Увы!”? У кого ссоры, у кого плач, у кого напрасные раны, у кого багровость глаз? У сидящих поздно за вином, приходящих отыскивать (вина) приправленного. Не смотри на вино, хоть оно красно, хоть придает цвет свой чаше, хоть проходит прямо (легко): впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои увидят странные (видения), и сердце твое будет говорить превратное. И будешь как лежащий посреди моря и как лежащий на верху мачты: “Били меня – мне не было больно, наносили мне удары – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же».
Но сказано также: «Есть такие, что пьют вино, и хорошо им; и есть такие, что пьют вино, и плохо им. Мудрец пьет вино, и хорошо ему, а невежда пьет, и плохо ему» (Иерусалимский Талмуд, Маасер шени, 84). Ибо мудрец умеет пить вино умеренно, и потому вино прибавляет ему радости, и его служение Всевышнему становится более проникновенным. Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 71а), что в наши дни, когда Храм разрушен, «тот, кто желает возлить вино на жертвенник, должен напоить им мудреца Торы».
Вино таит в себе столь великую опасность, что истинное вино, самое лучшее и крепкое, Всевышний припрятал с шести дней Творения. Народ Израиля, который самоотверженно служил Всевышнему в изгнании и жертвовал жизнью ради этого, и невзирая на все трудности продолжал изучать Тору, которая слаще меда, тем самым показав, что духовность является главным смыслом их жизни, – именно его Всевышний напоит вином, припрятанным с шести дней Творения.
Виной скрывает в себе тайну. Оно способно толкнуть человека на грех, но когда человек связан с духовностью, то вино становится ее частью. Когда такой человек пьет вино, раскрывается его внутренняя сущность, которая заключает в себе добро. В дни Избавления все тайны полностью раскроются, и вот что сказано об этом в книге Зоѓар: «Вино, припрятанное с шести дней Творения, – это одна из тех древних вещей, которые были сокрыты от человека со дня Сотворения мира и будут открыты праведникам в мире грядущем».
Сказали наши мудрецы: «В мире грядущем будут отменены все праздники, кроме Пурима, ибо сказано: “И эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их” (Мегилат Эстер, 9:28). Сказал рабби Эльазар: Йом Кипур тоже не будет отменен никогда». Ведь Пурим можно сравнить с миром грядущим. В этом мире мы должны преодолевать злое начало и остерегаться пить слишком много вина. В Пурим же все чудеса произошли именно благодаря вину, выпитому в неумеренных количествах. Вашти впала в немилость во время пира, и царицей стала Эстер. Падение Амана также произошло во время пира. Так евреи в радости приняли Тору во второй раз и отстроили Храм. Все это благо произошло благодаря вину, которое при иных обстоятельствах способно толкнуть человека на грех и принести немало зла.
В Пурим мы празднуем то, что все встало «вверх ногами», а потому в этот день можем пить вино сверх меры, не опасаясь, что оно нанесет нам вред.
Сколько вина нужно пить в Пурим?
Сказали наши мудрецы, что в Пурим человек должен захмелеть настолько, что не сможет различать слова «проклят Аман» и «благословен Мордехай». Это определение имеет множество толкований, которые можно свести к двум основным мнениям.
Есть толкователи, которые понимают эти слова мудрецов в буквальном смысле; другие утверждают, что человек должен выпить вина чуть больше, чем привык обычно. Он должен почувствовать легкое головокружение, ощутить легкость и радость, но не напиваться до такой степени, чтобы его поведение могло опозорить его.
Следует заметить, что поскольку все люди реагируют на вино по-разному, есть и разные мнения относительно того, как именно следует исполнять заповедь пира и радости в Пурим. Некоторые, выпив слишком много, начинают вести себя буйно, а другие становятся добрыми и приятными в общении. Некоторые устают от вина, а некоторые, наоборот, пробуждаются. Поэтому каждый человек должен найти подходящий для себя путь исполнения этой заповеди.
Перевод: Хана Ар-Шалом