«И приведу вас в землю Израиля» (Йехезкиэль)
Наиболее общая тема, проходящая красной линией через книги всех пророков — предсказание собирания сынов Израиля со всех концов Земли, восстановление государства и Храма и раскрытие во всем мире Б-жественного Присутствия. На протяжении сотен лет страданий на чужбине и преследований именно слова пророческих книг, которые звучали во всех синагогах мира и обещали возвращение на родину, поддерживали дух народа, вдохновляли поэтов и отчаянных переселенцев, с риском для жизни добиравшихся до Святой Земли во все времена.
Лидеры сионизма, такие как Жаботинский и Бен-Гурион, видели себя людьми, призванными претворить в жизнь предсказанное пророками. «Видение о костях» (Йехезкиэль, 37) заменяло им манифест: «Была на мне рука Б-га и увлек меня духом (Своим) Б-г и опустил меня среди доли ны, и она— полна костей… И пророчествовал я, как повелел мне Он, и вошло в них дыхание жизни, и они ожили и впали на ноги свои — полчище великое весьма, весьма. И Он сказал мне: «…Кости эти — весь дом Израиля. Вот, говорят, иссохли кости наши и исчезла надежда наша, покончено с нами. Посему пророчествуй и скажи им: так сказал Б-г Всесильный: вот Я открываю погребения ваши и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля».
«Землю для моего народа»
Вера в истинность текстов еврейских пророков, распространившаяся среди народов мира, сыграла решающую роль в образовании государства Израиль.
Примером может служить реакция министра военной промышленности Великобритании Дэвида Ллойд Джорджа на слова Хаима Вейцмана. Когда он спросил у Вейцмана, достигшего в годы Первой мировой войны значительных результатов в разработке новых взрывчатых веществ, какую бы награду он хотел получить, то услышал в ответ: «Землю для моего народа». «Идея возвращения в Цион сразу же вдохновила Ллойд-Джорджа, ибо он верил в предсказания пророков» (Амуд а-Эш, Игаль Лосин).
В конце XVIII века в Соединенных Штатах возникла христианская секта — «Читающие библию». Немногочисленные, но влиятельные ее представители отказались от доктрин и атрибутики церкви и поставили перед собой задачу содействовать переселению евреев в Святую Землю. Причина такого неожиданного разрыва с католичеством — признание истинности пророков, предсказавших собирание рассеянного народа Израиля с четырех концов Земли.
ЦВЕТЕНИЕ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ
Пророческие тексты не утратили актуальности и сегодня. Они вдохновляют национально-религиозный лагерь на борьбу за целостность Земли Израиля, восстановление Йерушалаима (Иерусалима) и Храма. Пророчество Йехезкиэля о том, что Земля Израиля должна зацвести перед началом возвращения сынов Израиля на родину, вселяет надежду на близкий приход Машиаха. Всякий раз, когда видишь плоды Святой Земли, понимаешь, что еврейский народ движется к своей цели. «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу моему Израилю, ибо скоро придут они. Ибо вот я к вам, к вам обращаюсь, и будете возделаны и будете засеяны. И Я умножу на вас человека, весь дом Израиля, весь. И заселены будут города, и развалины будут отстроены. И Я умножу на вас человека и скот, и расплодятся …и облагоденствую более чем во времена (прежние) ваши. И узнаете, что Я — Б-г» (Йехезкиэль, 36:7-11).
Слова пророков следовало бы разбирать подробно, чтобы увидеть, насколько точно они исполнились. Это укрепило бы нашу веру и придало бы уверенность в правильности избранного пути. И помогло бы отбросить неверные мнения о том, что сегодняшние процессы — не истинное освобождение и не следует в них участвовать.
МАШИАХ
Большое значение для еврейского народа сыграло предсказание пророков о появлении Машиаха. Машиах — царь из рода Давида, вера в будущий приход которого — один из основных принципов иудаизма: «Я верю полной верой в приход Машиаха и, несмотря на то, что он задерживается, все равно буду ждать каждый день, что он придет» (Рамбам, 13 принципов веры).
Его появление ознаменует начало нового времени. Исправление мира, которое начнется с раскрытием силы Машиаха, будет заключаться в очень быстром устранении дурного начала. А это приведет к спокойствию в душе человека и к благоденствию во внешнем мире. Предсказание о появлении праведного еврейского царя, призванного исправить мир, содержится в благословениях, данных Яаковом своим сыновьям (Берешит, Ваехи).
Наиболее полное описание изменений, которые должны произойти с приходом Машиаха, мы находим в книге пророка Йешаяу: «И снизойдет на него (Машиаха) дух Б-га, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Б-гом… И справедливость будет препоясаньем его и честность — поясом на бедрах его. И волк будет жить (рядом) с бараном, и леопард будет лежать рядом с козленком, и теленок и молодой лев, и буйвол (будут) вместе…» (11:2-8).
Шмуэль (3 в. н. э.) говорил, что «единственным отличием будущих времен будет полная независимость еврейского народа от чужой власти» (Санедрин, 99а). Рамбам считал, что все поколения евреев должны ориентироваться на то, что спасение произойдет естественным путем: «Пусть человек не думает, что во времена Машиаха перестанет действовать хотя бы один из законов природы или общества» (Гилхот Мелахим, 12:1,2).
"…Ветви свои дадите и
плоды свои вознесете
народу Моему Израилю"