223 aktualia

Призвание антисионизма

December 9, 2006 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

Какая связь существует между антисемитизмом и сионизмом? «Прямая», – скажут многие, –  «ведь не будь процесса Дрейфуса и Кишиневского погрома, ни Герцль, ни Жаботинский сионистами бы не стали». Скажут – и ошибутся. По простой причине, что антисемитизм есть явление выталкивающее, а не вталкивающее. Он, безусловно, вытолкнул многих евреев из упования на эмансипацию в Европе. Однако какой вывод «вытолкнутые» евреи сделали из этого разочарования – это совсем другой вопрос. Некоторые крестились, другие ударились в коммунизм, третьи, около двух миллионов с 1880 по 1914 год, отправились в Америку, чтобы стать американцами, другие, из ассоциации «Ам-Олам», – чтобы основать там еврейский штат, четвертые заперлись от мира в ультраортодоксальных общинах… Было еще много других. Только около 50 тысяч, 0,5 % всего народа,[1] отправилось в эти годы в Эрец Исраэль. Сколько из них выдержало испытание первых лет? От силы – 20-30 %. Остальные уплыли к другим берегам. Иначе говоря, шансы на то, чтобы антисемитизм привел еврея к сионизму, были менее чем незначительные. Он снабжал нас силой отторжения от Европы и части ее идеалов, но сила притяжения к Циону находилась совсем в иных краях.

Позже, антисемитизм не только вытолкнул, а попросту ликвидировал  целый ряд альтернатив еврейского существования: к 1950-м годам нацизм, уничтожив евреев Европы, духовно, морально и практически уничтожил Европу для евреев; сталинизм, физически частично, а духовно – полностью уничтожив еврейство СССР, так же духовно и практически уничтожил территорию СССР для евреев. С тех пор даже социализм и Европу евреи могут строить исключительно вне географических границ последних, предпочтительно в Израиле. То же самое касается и харедимных общин, процветающих ныне в основном в пределах Земли Обетованной.

Нарастание антисемитизма заставило многих евреев перейти от определения их еврейства глазами чужих, других народов, к положительному самоопределению. От еврея как проекции окружающей среды к еврею – результату самоопределения. Ныне единственное место в мире, где евреи определяют евреев – это Израиль. Отсюда, может быть, и напряжение и конфликты, которые происходят в Израиле, но это уже другой вопрос.

 За последнее поколение былой антисемитизм, имевший в качестве мишени индивидуального еврея, перерос в антисионизм, для которого Израиль как Государство олицетворяет зло. Пройден этап, когда евреев обвиняли в антипатриотизме, космополитизме, в завоевании мира посредством финансов, тайных заговоров и т.д. Ныне обвиняют Израиль, и каждый отдельный еврей подлежит обвинению в основном в соответствии с мерой его отождествления с еврейским государством. Еврейское же государство обвиняется в том, что «просвещенное общество» считает главным грехом нашего времени – в расизме, апартеиде, оккупации, одним словом, в антигуманизме. Это что касается антисионизма западного толка. Антисионизм арабо-мусульманский представляет Израиль в таких же антитетичных терминах, но только уже арабо-мусульманской цивилизации: агентом Запада, олицетворением моральной распущенности и т.д.

Вопрос – каков результат антисионизма?

Ответ простой: подобно антисемитизму, который нас выталкивал из чуждых нам географических, экономических и национальных альтернатив, антисионизм выталкивает нас из чуждых нам альтернатив духовных, моральных и идеологических. Тех, чей идеал в процессе Осло и «Новом Ближнем Востоке», он выталкивает из надежды на слияние еврейского Государства с ближневосточной средой. Тем, кто стремится доказать, что Израиль – ровно такое государство, как все остальные, он напоминает посредством бесконечных резолюций ООН, осуждающих Израиль, и лишением Израиля мировой поддержки даже в вопросах самой элементарной самообороны, что Израиль – это одно, а весь мир – нечто совсем другое.

Мы упорствуем, брыкаемся, отказываемся признать, что целый ряд альтернатив перед нами фактически закрылись. Уже скоро целых 60 лет, как мы сами себя определяем своей Землей, своим языком, своим правительством и Верховным судом, иногда (реже, чем хотелось бы) даже своей Торой. Однако признать, что мы не можем быть заодно Европой и Ближним Востоком, или пусть хотя бы чем-то одним из них – трудно. Тем более что признания требуется не от отдельных евреев, как 100 лет назад, а от всего Израиля или, по крайней мере от существенного его большинства. Со временем, однако, антисионизмы близкие и дальние нас вытолкнут из чуждых нам духовных альтернатив.

 Что касается «вталкивания», то это в их призвание уже не входит. Только сам еврейский народ, собственной волей, сможет вернуться к Торе, в свой духовный дом, наподобие того, как век назад он начал возвращаться в Эрец Исраэль. Потребуются халуцим – первопроходцы. В результате их труда Тора, как Эрец Исраэль, начнет давать свои плоды, не только для отдельных евреев или общин, а для всего народа и Государства. Это начнет  замечать все больше и больше народа, и те, кто заметят, будут также приступать к труду. Евреи поймут, что Тора делает лучших солдат, полководцев, учителей, граждан, политиков, экономистов. Со временем она, Тора, станет главной альтернативой народа. На самом деле, неправильно об этом писать в будущем времени. Мы уже идем.


В 1900 г. в мире жило около 10,5 миллионов евреев.