645

Причина несчастий еврейского народа в изгнании

April 10, 2004 Автор: рав Иссахар Шломо Тайхтель - No Comments


Радостная мать сыновей

   Рабби Иссахар Шломо Тайхтель родился в 1885 г. в Венгрии. Он проявил способности в учебе и получил назначение на должность раввина в городе Пиштану.

  В период между двумя войнами материальное положение евреев Венгрии улучшилось. Численность общины превысила 500 тысяч, превратив ее в значительную политическую силу. Нацисты оккупировали Венгрию только в 1944 г.

  За три месяца евреи Венгрии были согнаны в гетто и уничтожены. Погибло около 450 тысяч человек. До 1944 г. рав Тайхтель имел возможность работать и читать лекции в синагогах и бейт-мидрашах, хотя как его физические силы, так и возможности пользоваться необходимой литературой были ограничены.

  Часть из его записей была издана в 1943 г. в Будапеште в книге под названием «Эм а-баним смеха» («Радостная мать сыновей»).

  Весь материал был опубликован после войны, когда рава Тайхтеля, разделившего участь евреев Венгрии, уже не было в живых. Рав Тайхтель опирался на Талмуд, мидраши, галахические источники и на более ранних авторитетов в области галахи, живших в Венгрии (на Хатам Софера и его ученика Маарама Шика).

Причина несчастий еврейского народа в изгнании

( Из введения к книге «Радостная мать сыновей» 1998 г., Коль Мевасер)

«Из-за грехов наших были изгнаны мы из нашей страны».

  В первое время после изгнания необходимость оставить свою землю воспринималось как наказание за грехи. Евреи воспринимали страны, в которых они были вынуждены поселиться, как случайные, временные места пребывания. Само проживание в них казалось неестественным, и Земля Израиля оставалась Родиной.

  Но с течением времени рассеянный народ набирал опыт жизни в чуждой ему среде и учился приспосабливаться ко всем трудностям изгнания. Иными словами, евреи постепенно отрывались от естественной для них почвы, пребывание на которой являлось смыслом их жизни. Страны изгнания стали второй родиной, местом, на котором нужно удержаться, и основной задачей жизни стало продолжение существования там, где ты закрепился в каких-то более или менее нормальных условиях.

  Возглас, преисполненный горечи, вырвавшийся у первых изгнанников: «Как мы будем петь песнь Б-га на чужой земле?!» — постепенно забылся. Горечь пребывания на чужбине немного подсластили новые достижения на чужой земле как в области изучения Торы, так и в торговле. Чужой язык стал привычным, как и окружающий ландшафт и действительность. Напряженное ожидание со слезами на глазах близкого избавления не было уделом еврейских общин. Жизнь стала более спокойной, менее стесненной, а слова о тоске по Святой Земле произносились губами, но не исходили из сердца.

  С горечью говорит рав Тайхтель, что один обеспечил себе раввинскую должность, а другой получает доход от своей фабрики, и это составляет основу всей жизни. Однако евреям не дано проживать спокойно в землях изгнания. После непродолжительного периода расцвета и покоя наступает период погромов и изгнаний. Евреи перебирались на новое место и заново обустраивали свою жизнь, однако и там их подстерегали беды, убийства и грабеж.

  Какова причина всех этих волн несчастий, обрушивавшихся на наш народ в изгнании? Рав Иссахар Шломо Тайхтель дает однозначный ответ: «И роптали в шатрах их, и пренебрегли землей желанной» (Теилим, 106:24-25). Пренебрежение землей, забывание о ней, — все это уже было в нашей истории, достаточно вспомнить грех разведчиков, вселивших страх в сердца сыновей Израиля перед трудностями завоевания и преобразования земли. Все это повлекло за собой тяжелое наказание, несчастья и слезы, потерю имущества и жизни…»

  Мы не чувствуем, за какой грех приходят и вновь и вновь обрушиваются на нас наказания. А ведь это все потому, что мы не торопимся вернуться на землю наших отцов». Намек понятен: завершился период изгнания, и пришло время вернуться домой. Всевышний обещал нам и даже заключил с нами особый союз: что мы не будем пребывать в странах других народов в спокойствии и благополучии, как другие жители этих земель.

  Сегодня, когда у нас отняли само право жизни, лишили нас социального статуса, любой возможности заработка и обрекли на голод, — видно, что Всевышний перестал охранять нас в странах изгнания, и тем самым Он хочет сказать нам: «Дети Мои, Я не хочу, чтобы вы задерживались в изгнании, поэтому Я совершенно перестал помогать вам устраиваться на чужой земле. Вставайте и идите в землю отцов ваших». Всевышний подталкивает нас к тому, чтобы мы поняли зов времени — возобновление еврейского государства на Земле Израиля.

 

 

Венгерские интеллектуалы-евреи незадолго до
 депортации. 1944 г.