"Творение мира начинается со скрытия, суть которого – не в том, что появляется материя и кажется, что она существует вечно и движется за счет собственной энергии, постоянно изменяя свои формы, а в том, что создаются условия для появления злодеев, плодящих несчастья и страдания и со смехом произносящих: "Нет суда и нет Судьи!" Но в темноте зажигается свеча, и в тяжелые времена проявляется любовь ко Всевышнему. Существование злодеев раскрывает свет души великой праведности, свет веры, который в те времена, когда позорят, преследуют и убивают людей Торы, поддерживается только любовью". Как в капле воды присутствуют все элементы вод мирового океана, так и в небольшом этом отрывке из книги "Теория парадокса" отражаются вся глубина и сложность Учения, которое наши Мудрецы сравнивают с живительной водой, мировым океаном Божественной мудрости.
А в океане есть разные глубины. Творение мира – "В начале сотворил Всесильный…" Следующий уровень – соединение физики и метафизики: "Материя характеризуется постоянным движением и представляется существующей вечно…".
Когда в Торе говорится о воде, имеется в виду Высшее знание. И так же как вода всему дает жизнь, а ее недостаток сулит гибель, так и недостаток Торы ведет к нравственной и физической смерти. Но "существование злодеев раскрывает свет душ великой праведности".
Этот органический переход от секретов мироздания к законам материи и оттуда – к человеческой морали является особенностью духовного восприятия рава Зеева Мешкова.
Именно эта особенность многопланового видения Торы во всех ее взаимосвязях наряду с глубоким знанием и ортодоксальным подходом к Священным текстам является секретом притягательности этой книги.
З.Мешков, будучи редактором радиостанции "Рэка" (откуда он был "вычищен") привлек к своей программе огромное внимание слушателей, собрал большое количество учеников. Многие люди с нетерпением ждали появления очередного номера газеты "Неделя", чтобы прочитать его недельный комментарий.
Трудно представить, что все эти светлые знания он почерпнул в тяжелейших условиях еврейского подполья 70-80-ых годов. И когда узнаешь об этом, его работа приобретает еще одну грань, имя которой – самопожертвование, без чего нет совершенства.
Зеев Мешков испытал преследования КГБ, все тяготы жизни еврея, возвращающегося к свету. По книгам "Введение в Талмуд" (авторизованный перевод книги рава А. Штейнзальца) и "Комментарии к Талмуду" (издательство рава А. Штейнзальца) учатся и получают Знания тысячи людей.
Но, пожалуй, именно эта книга, написанная в неповторимом стиле музыкальной симфонии, является наиболее полифонным выражением величия Торы.
Откроем же книгу и станем его благодарными учениками.