Первую статью можно прочитать
Два вида лжи
Существует два основных вида лжи. Есть ложь, которая вредит людям, например, в случае, когда человек взял взаймы деньги и отрицает это, или в случае, когда человек дает ложные показания в суде против кого-либо для того, чтобы помочь кому-то другому. Или, например, когда с человеком советуются, стоит ли приобрести ту или иную машину, квартиру или что-либо другое, и он говорит неправду, потому что у него есть в этом личная заинтересованность. Все эти виды лжи вредят ближнему. Не всегда этот вред измеряется деньгами. Это может быть и огорчение, причененное человеку. Чем больше вреда приносит ложь, тем она страшнее.
Другой вид лжи – тот, который не приносит явного вреда. Как правило, цель такой лжи – привлечь к себе внимание. И хотя от такой лжи нет явного вреда, она также запрещена Торой. Главный вред от такой лжи – это создание искаженной картины мира. Человек, прибегающий к такой лжи, в конце концов может перестать адекватно воспринимать действительность, так как он привыкает не придавать большого значения реальным фактам.
Оба эти вида лжи запрещены, но между ними есть одна принципиальная разница. Ложь, приносящая вред, запрещена всегда и при любых обстоятельствах. Что касается лжи второго вида, то Мудрецы разрешили ее в некоторых случаях, например, для того, чтобы избежать ссоры.
Ненадежный человек
Дар речи отличает человека от всех других созданий. Не обладай человек этим даром, человеческое общество не могло бы существовать и развиваться, и разум оставался бы в состоянии зародыша, не находя себе применения в этом мире.
Поэтому мы должны относиться к дару речи с трепетом и выполнять любое обещание, которое слетает с наших уст. Необходимо приложить все возможные усилия, чтобы сдержать данное слово. Тот же, кто не выполняет своих обещаний, называется на языке Мудрецов "ненадежный человек".
То же касается и торговли. Торговля – это основа материального благополучия. Поэтому Тора выделила особо заповедь быть честным в торговле.
Так сказано в Торе: "Весы верные, гири верные, эйфа верная и гин верный да будут у вас. Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской" (Ваикра, 19:36). Мудрецы объясняют, что здесь имеется в виду не только "весы верные и гири верные", но и слово верное, то есть что человек обязан сдерживать данное им при торговле слово.
Торговец обязан говорить покупателю правду. Например, если покупатель заказывает холодильник к определенному сроку, а продавец знает, что нет никакой возможности, чтобы заказ пришел вовремя, он обязан предупредить об этом покупателя. Если же он вводит покупателя в заблуждение, он нарушает заповедь Торы о верном слове. Это непростое испытание, так как, узнав правду, покупатель может предпочесть сделать покупку у другого торговца. Но правда дороже, и в конце концов тот торговец, который держит слово, заработает себе доброе имя, и это увеличит его заработки.
Вопрос: Человек продает свою машину, и он договорился с покупателем, что назавтра он продаст ему ее за определенную цену. Тем временем появился другой покупатель, который предлагает большую цену. Обязан ли продавец продать машину первому покупателю, или он может продать машину второму покупателю по большей цене?
Галаха говорит, что он обязан продать машину первому покупателю по договоренной цене, потому что он несет моральную ответственность за данное обещание, хотя оно и было дано только в устной форме. Однако, если он все же захочет продать машину по более высокой цене, первому или второму покупателю, его нельзя заставить силой выполнить обещание, потому что оно не было дано в письменной форме. Но мудрецы называют такого продавца "ненадежным человеком". Только если он сказал однозначно первому покупателю, что договор не окончательный, он имеет право поднять цену.
Если же за то время, что прошло между договором и продажей, машина возросла в цене, или повысился валютный курс, то на этот счет в галахе существует два мнения:
1. Все равно следует держаться данного слова;
2. Владелец машины имеет право поднять цену.
Еще один пример: если покупатель пообещал продавцу, что вечером купит у него определенный товар, и если в магазине остался последний экземпляр этого вида, продавец не имеет права продать этот товар кому-то другому, а покупателю запрещено отказаться от покупки или купить это в другом месте. Это правило не действует только в том случае, если договор не был окончательным, например, если покупатель сказал: "Может быть, я приду за этим вечером".
В каких случаях позволительно отклониться от правды
Когда мы уясняем себе великую ценность правды и неприемлемость лжи, возникает вопрос: что делать, если возникает конфликт между правдой и другими ценностями, например, запретом сплетничать? Как поступить тому, кого спрашивает друг, не отзывался ли кто-нибудь о нем плохо? Будучи верными правде, мы должны были бы ответить: "да, такой-то говорил о тебе плохо". Но это запрещено по законам лашон а-ра – злоязычия.
В Талмуде дважды говорится, что ради выполнения других заповедей позволительно отклониться от правды. В трактате Йевамот (65:2) сказано, что это необходимо для того, чтобы избежать ссоры и сохранить мир. В трактате Бава Меция сказано, что можно отклониться от правды также в изучении Торы (чтобы не опозорить учителя, соученика и т.п.) и в вопросах интимной жизни. Разумеется, это только общее правило, и каждую конкретную ситуацию нужно рассматривать отдельно.
Подготовила и перевела с иврита Хана Ар-Шалом