1063

Переходный период (часть I)

July 9, 2005 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

    2000 лет еврейский народ хранил мечту о возвращении на Святую Землю. Как только на очередном историческом повороте открывалась возможность претворить ее в жизнь, народ с великой самоотверженностью начинал действовать.
   На протяжении веков сыны Израиля отстаивали верность Торе и традиции – часто жертвуя при этом собственной жизнью.
   Но если духовный уровень изгнанников из Иудеи и Галилеи был столь высок, что заряд положительной энергии, поддерживающей существование нации, мог храниться, передаваясь из поколения в поколение, то зачем же нужно было наказывать их лишением свободы и независимости?
   В рамках ответа следует заметить, что еврейское общество было неоднородным, и наряду с теми, кто был верен идеям Торы, существовали целые группы и течения, разрушавшие народ изнутри. Распространяя ложные идеи, они подрывали не только жизненно важные государственные и экономические структуры, но и лишали народ высоких духовных качеств. Задача изгнания – с одной стороны, отсеять все чуждые элементы, а с другой стороны, позволить неевреям, способным искренне проникнуться идеями Торы, присоединиться к еврейскому народу. Примером этого процесса может служить исчезновение идолопоклонства в период Вавилонского изгнания и быстрое отсеивание чуждых иудаизму течений после разрушения Второго Храма. Изгнание поставило сынов Израиля перед многими испытаниями, и все те, кто не обладал достаточной стойкостью, на протяжении веков оставляли свой народ и растворялись в чужой среде (*1) .

   Ни один другой народ не пережил столь длительного изгнания и не подвергался столь продолжительным и повсеместным издевательствам. Накопившаяся усталость привела к тому, что при открывшейся после Французской революции возможности ассимилироваться значительная часть евреев пошла по этому пути. В начале Х1Х века сложилась катастрофическая ситуация: процесс ассимиляции зашел столь далеко, что его продолжение с той же скоростью в течение пятидесяти лет привело бы к полному растворению еврейского народа среди нееврейского окружения и к утрате самой памяти о национальной культуре. Ассимиляция была не только спонтанным явлением, в котором выразилось стремление людей устранить препятствия для продвижения по службе, военной карьеры и ведения торговых дел, но и общественным движением, имеющим свою идеологию. Процесс ассимиляции можно определить как растворение одной группы населения в другой, сопровождающееся частичной или полной потерей ею собственной идентификации. Обычно ассимиляция происходит под влиянием двух факторов: 1) прямого или косвенного давления, оказываемого большей частью населения на меньшую; 2) желания меньшей части стать составной частью общества, приняв его культуру и обычаи. История изобилует примерами полной насильственной ассимиляции подчиненной группы населения и добровольной ассимиляции (подобно имевшей место в Соединенных Штатах Америки). 

  В еврейской истории процесс ассимиляции впервые обретает массовый характер во времена Второго Храма, когда в силу разных причин многие евреи подверглись влиянию эллинистической культуры. Восстание Хашмонаев и восстановление государственной независимости в значительной степени приостановило этот процесс. Попытки ассимилироваться имели место на протяжении всех исторических периодов. В конце 18-го веке многие евреи начали искать пути установления тесных культурных связей с окружающей средой, намереваясь при этом сохранить свою религию. Исходя из общих идей, господствовавших в то время, они попытались дать философское обоснование процессу ассимиляции. "Все люди принадлежат роду человеческому и равны между собой, различия культур и вероисповеданий вторичны по сравнению с общим началом, объединяющим все население земного шара", – заявляли они. Ускорению ассимиляции способствовали процессы, происходившие в сознании окружающих народов: религия перестала быть довлеющим фактором, еврейскому населению были предоставлены равные права. В конце 19-го – начале 20-го веков ассимиляция приняла другой характер – направленное стирание грани между неевреями и евреями. Некоторые из приверженцев ассимиляции считали, что с распространением идей гуманизма в мире закончилась историческая миссия еврейского народа. Другие полагали, что в изменившихся условиях евреи должны нести свет народам тех стран, где они проживают, а не возвращаться на Святую Землю. Стремление части еврейского народа отказаться от своих корней и забыть национальную культуру было лишь одним из внешних проявлений созревшего общего решения, что народ больше не может жить в условиях непрекращающихся унижений, гонений и издевательств. В значительной степени причиной ошибки были не поиск социальной ниши для себя лично и не абсолютное безразличие к судьбе своих соплеменников или желание отмежеваться от них. Причиной было осознание бесперспективности изменения торговых, финансовых, правовых и культурных взаимоотношений евреев с окружающей средой без кардинальных перемен.

  Трудно представить себе другой народ, для которого ассимиляция была бы идеологией, а не личным делом каждого отдельного представителя нации. Тот факт, что ассимиляция была идеологическим движением, доказывается активным участием многих из тех, кто говорил о необходимости забыть о еврействе, в борьбе за возвращение на родину и за создание национального очага. Эта перемена настроения произошла в тот момент, когда предвзятость мнений европейского общества и погромы сделали очевидной неистребимость антисемитизма.

  Катастрофа европейского еврейства окончательно перечеркнула все идеи, оправдывающие пребывание в изгнании, и тем самым положила ему конец, сделав любые начинания, связанные с проживанием на чужбине, бесперспективными и в какой-то степени аморальными. Когда процесс ассимиляции достиг своего пика, в мире начали действовать исторические процессы, которые должны были способствовать созданию независимого еврейского государства. Время изгнания подошло к концу. Как идея оно изжило себя, и это очень быстро проявилось в изменении настроений всех слоев еврейского общества: внимание сосредоточилось на Земле Израиля. Независимо от того, верили люди в возможность создания самостоятельного государства или нет, начинающееся национальное возрождение, связанное с поиском выхода из того ужасного положения, в котором оказались евреи в изгнании и в котором они больше не могли и не хотели пребывать, не оставило в стороне ни один дом, ни одну синагогу, ни одну типографию. 

   Возрождение независимого государства произошло на фоне процессов брожения и резкого расслоения еврейских масс. Спасение приблизилось, когда сила духа большой части народа ослабла. Так же, как в Египте избавление пришло в тот момент, когда силы были исчерпаны (и большая часть сынов Израиля быстро опустилась до 49-й ступени нечистоты, при том, что с 50-й уже нет возврата), – собирание евреев, рассеянных по всем странам, началось как раз тогда, когда у народа уже не осталось сил на дальнейшее пребывание на чужбине. И в этот момент Б-жественное провидение вмешалось в ход событий: море расступается только после того, как воды дошли до ноздрей людей, ступивших в него. 

  Восстановление государственной независимости после 2000 лет проживания в странах рассеяния было столь грандиозным, что в нем скорее можно видеть чудо, чем естественный ход событий. Но не следует забывать, что чудесам, происходившим с сынами Израиля, всегда предшествовал процесс внутренней подготовки, переосмысления и подвига, без которых невозможен переход в новое состояние.

  Только чудесным образом, при непосредственной поддержке свыше, народ, рассеянный по разным странам, не имевший общего разговорного языка, не занимавшийся земледелием, лишенный государственных, политических и военных структур, смог перешагнуть через 2000 лет изгнания и вопреки сопротивлению своих многочисленных врагов появиться на мировой карте. Формирование всех структур, необходимых для независимого существования народа, накопление навыков руководства гражданским населением и боевого опыта, решение проблем объединения выходцев из разных стран – все это происходило на фоне катастрофы, попытки претворения в жизнь давней мечты европейцев избавиться от евреев раз и навсегда. Провозглашение государства Израиль заставило по-новому взглянуть на еврейскую историю не только 19-20 веков, но и периода исхода из Египта и даже эпохи праотцев, так как исполнение пророчеств придало иной смысл настоящему, прошлому и будущему.

()



*1) После разрушения Второго Храма существование секты цадукеев потеряло всякий смысл. Христиане, еще при осаде Иерусалима выделившиеся в отдельную группу, радовались беде, постигшей их братьев, и решили, что они не имеют отношения к иудаизму.

                                                                                                 Редакция и дополнения – рав Зеев Мешков

С нами этого не случится…
Еврейская молодежь, Амстердам, 1942

 

Возводить свою страну своими руками, Эрец Исраэль,
1930-е