Парадокс беспричинных явлений

Парадокс беспричинных явлений

September 4, 2005 Автор: Ш. Садэ - No Comments

"И ты с дочерьми своими возвратитесь к началу своему" Йехезкель 16:53
"Когда я вернусь: А когда я вернусь?.." А.Галич

 О горьком дне Девятого Ава легче писать после 15-го Ава.
 Пятнадцатого Ава исторический горизонт расчистился, появился просвет. 15 тысяч человек из ропщущего и маловерного поколения, обречённого на гибель в пустыне, окончательно убедились, что они прощены. Гнев Вс-сильного миновал. И тем, кто уцелел, дано войти в Землю Обетованную.

У Западной стены
Фото – Роман Гольд

В нынешнем, 5765 году, до 15-го Ава уже прозвучали в Шабат Нахаму врачующие душу слова Йешаягу: "Утешайте, утешайте народ мой".
  И с трепетной благодарностью прощённых Всевышним вспомним, что произошло 9-го Ава 2449 года. Из-за чего постимся мы, и скорбим, и тоскуем, и досадуем на себя, и на несовершенство наших душ, подверженных колебаниям и сомнениям… В тот день и в тот год поколение, вышедшее из Египта стало "поколением пустыни".
  А постыдный для мужчин: воинов, глав колен, – беспричинный плач, непростительный для народа, защищённого Десницею Простёртою, обрёк народ Израиля на потерю Храма, Святого города, государства, на бесприютность в мире и гонения. Народ был наказан тем, что причины для плача в этот день появились, "и несть им числа". Причина множества еврейских бед – в явлениях "беспричинных".
  И это – один из еврейских парадоксов. Беспричинный плач стал причиной сорокалетних скитаний в пустыне и "помещения" евреев на "испытательный стенд" внутренних раздоров, чуждого влияния соседних народов, их априорной неприязни и прямой враждебности, вплоть до попыток уничтожения.
   Беспричинная ненависть евреев друг к другу стала причиной разрушения Второго Храма – и евреи подверглись всё тем же испытаниям: скитаниям среди враждебных народов; бесконечным "внутренним" раздорам; могучему влиянию чуждых культур, породивших поползновения к ассимиляции; самым чудовищным обвинениям и попыткам полного уничтожения в ходе решения нееврейским миром "еврейского вопроса".
 Итак, перефразируя слова хорошего советского поэта Константина (Кирилла) Симонова (он изменил имя собственное, чтобы хоть собственное имя произносить не картавя):
  9 ава 2449 года года это – "тот самый день в году", который "нам выдал общую беду на всех" до прихода Машиаха.
  И мы молимся, постимся, читаем "Кинот", и "Эйха" – Плач Йермиягу, и мидраши, рассказывающие о тех, кто, в отличие от разведчиков, был в вере своей твёрд и непоколебим.
  В "Мидраше Ционит"  9 Ава 5765 года "Эйха" читал печальный и сосредоточенный рав Шимон Ар-Шалом. Негромко и горестно. Он сидел на каменном порожке Галицкой синагоги, а вокруг него – на полу, у колонн, на невысоких "подмостках" и перевёрнутых стульях – расположились сумрачные мужчины.
  Вторили раву Ар-Шалому, произнося "Кинот", руководитель проекта "Зеут Йегудит" Исраэль Ткач и его сыновья; габай Галицкой синагоги Яков Шумяцкий ; преподаватели "Мидраши"; гости из "Всеукраинского Еврейского Конгресса" и "Эш а-Торы2; ребята из Бней Акивы и просто израильтяне, которых день 9-го Ава застал в Киеве. Над барьером "женского балкона" не было видно ни фигур, ни голов. Но и там тоже, сидя на полу и на ступенях, тихонько всхлипывая, читали "Плач Иермиягу" и "Кинот". В двухсветном зале Галицкой синагоге повисла печаль и скорбь.
 После молитвы рав Ар-Шалом дал урок. Его лекция побудила слушателей перейти от горестного возгласа "Как!?" к размышлениям "Почему?".
  Рав Ар-Шалом сосредоточился на том, что евреи не верили пророчествам Йермиягу, полагая, что, формально выполняя все "предписания" службы в Храме, они обезопасили себя от всех бед. И поэтому, решили они, необязательно следовать заповедям. Евреи "выхолостили" суть своего служения. За что и были наказаны. Иермиягу не торжествовал по поводу сбывшихся пророчеств – он скорбел и ушёл в изгнание со всеми. Рав Ар-Шалом говорил о том, как трудно было бороться в тех поколениях с искушением идолопоклонства. Эта борьба – для поколения сильных духом, задача, связанная неразрывно с их творческим потенциалом. В том поколении народ измельчал…

Молитва
Фото – Роман Гольд

Рав Ар-Шалом "разобрал" со слушателями несколько мидрашей, представляющихся, на первый взгляд, простыми. Рассказывают они о людях, преданных вере безоглядно, "всем сердцем своим, всей душой своей, всеми силами своими"
  Людях, искупающих грех разведчиков, превративших 9-го Ава в день поста и скорби. Об иудейских мудрецах, которые не пожелали отправляться в Рим в роли военных трофеев Веспасиана Флавия и бросились в море. О "счастливой матери сыновей", которая "воздвигла семь жертвенников" в правление Антиоха Епифана. Сюжетная канва, знакомая по многим "парафразам", благодаря Раву Ар-Шалому, цитирующему первоисточник, обогатилась отповедью каждого из семи сыновей, которые предпочли гибель идолопоклонству.
  Их слова – как ступени, ведущие в глубины проблемы существования зла в мире. Самый маленький – чуть более двух лет от роду, заключил свою речь словами: "Если не ты убьешь нас – Всевышний найдёт других посредников. У него много змей и скорпионов".
 Как сказано в Эйха (3:38): "Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и блага?".
 Слушатели возвращались к тексту "Эйха№"  и пророчества Иермиягу не раз. Полемически прозвучал пасук 3:30 "Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором".
  Горько и прискорбно актуально звучат стихи 5:1-2; 5:5; 5:18 – о домах, перешедших к иноземцам, о нашей "воде, которую пьём за деньги" и наших дровах, "которые достаются за плату2, и о том, что "в шею гонят нас", а "по горе Цион бродят.." – надо ли продолжать?
 Чем можно утешить человека, вынужденного покинуть дом свой, уступая силе? Словами из Йехезкеля (16:53-55): "И возвращу Я изгнанников их, : и изгнанников Шомрон и дочерей её: и Шомрон с дочерьми её возвратятся к началу своему, и ты с дочерьми твоими – возвратитесь к началу своему". Когда же?
  Если причиной, окончательно "развеявшей" евреев по свету в конце эпохи Второго Храма, была изначально беспричинная – неоправданная ненависть друг к другу, то к появлению Третьего Храма, по утверждению Мудрецов, приведет столь же беспричинная – необъяснимая, никак не мотивируемая любовь.
 Может быть, конфронтация мнений вокруг "размежевания", диаметрально противоположные взгляды,ощущения, испыиываемые, (или вовсе не испытываемые ) израильтянами, принадлежащими к разным "сферам" и "слоям" – и есть идеальная и достаточно парадоксальная ситуация для зарождения "беспричинной любви".