Илан Халими – это 23-летний еврей, гражданин Франции, похищенный в Париже в январе бандой французских мусульман. В течение 23 дней его подвергали пыткам, которые может придумать только самое извращенное воображение, вскормленное самыми страшными фильмами ужасов. Даже «просвещенная» газета «Le Monde» назвала убийство Илана «самым жестоким убийством эпохи». Требуя у матери похищенного выкуп за освобождение Илана, они читали ей по телефону отрывки из Корана под вопли сына. Все недели заточения французская полиция требовала от родителей никому не сообщать о похищении. Дело было предано огласке лишь после того, как Илан, выброшенный в лесу похитителями, был найден прохожим и скончался на пути в больницу. На демонстрации, устроенные несколько дней спустя в Париже и некоторых городах провинции, вышли несколько десятков тысяч людей, подавляющее большинство из них – евреи. В Париже к ним присоединились и политики. Однако до сих пор французские власти отказываются однозначно признать антисемитский характер убийства. Точно так же в последние пять с половиной лет, когда по количеству нападений на евреев Франция превратилась в столицу антисемитизма на Западе, ее руководство не было способно найти для определения этого явления никакого другого термина, кроме как «межобщинные распри». Именно так охарактеризовал события Лионель Жоспен, французский премьер до 2002 года, когда у него попросили отреагировать на пропалестинскую демонстрацию на Елисейских полях, на которой, впервые со времен Виши, толпа кричала «смерть евреям». Призыв осуществился не сразу. Сначала, с сентября 2000 года, евреев били – в школах, в метро, в пригородах, где они проживали в одних домах с мусульманами, поджигали синагоги и школы. В прекраснодушной прессе публиковались черные списки еврейских философов, смеющих поддерживать государство Израиль. Их бойкотировали. Израиль представляли как фашистское государство, раковую опухоль на Ближнем Востоке. У учителей-евреев требовали осудить Израиль и сионизм.
Было ясное разделение труда: физические нападения осуществлялись французами-мусульманами; осквернение образа Израиля брали на себя коренные французские интеллектуальные элиты. После «размежевания» в Израиле некоторые евреи Франции посмели надеяться, что ввиду новой миротворческой политики Шарона во Франции все пойдет на лад. Убийство Илана положило конец этим надеждам.
В современной Франции заново начинают вырисовываться еще не забытые с прошлой мировой войны контуры сотрудничества родины Жанны Д’Арк с нацизмом – ныне нового, исламистского толка. Ведь именно с исламизмом, с Тегераном, с Аль-Каидой и с палестинским террором отождествляют себя массы мусульманской молодежи Франции (мусульмане составляют здесь 25 % граждан до 25 лет), Великобритании, Бельгии, Германии и т. д.
Убийство Илана Халими, однако, должно служить уроком не только полумиллиону евреев, проживающих на родине прав человека, но и евреям всего мира. Его убили как еврея и поэтому, когда банда «Варваров» (так она себя на самом деле называла) обжигала его тело – ожог должны чувствовать мы все.
Смерть Илана – это наиболее яркий пример за последние десятилетия невозможности обеспечить евреям не то что истинное равноправие, а самое элементарное чувство защищенности в западном мире – мире декларируемой свободы и самореализации. Смерть Илана – это дополнительное доказательство невозможности разрешения «еврейского вопроса» на уровне индивидуальном или общинном в рамках чужих государств; это доказательство того, что никакой паспорт и никакое гражданство не стирает еврейскую национальность. Убийство Илана доказывает абсолютное равнодушие к еврейской жизни в мире через 61 год после Катастрофы.
Илан Халими, святой памяти, готовился к репатриации в Израиль. Он не успел. Вместо этого его судьба послужила предупреждением всем нам. Чтобы его услышать, не надо иметь французский паспорт. Достаточно быть евреем