Единый закон во всей вселенной

Единый закон во всей вселенной

No Comments
    Простые факты указывают на то, что за материальным миром скрывается рука Творца, Сотворившего вселенную, поддерживающего в ней определенный порядок и управляющего ею.     Рамбам рассуждал очень просто: «Ничто не возникает само по себе, и все существует по какой-то причине, а следовательно, — есть первопричина, не только породившая все сущее, но и постоянно поддерживающая существование Вселенной. Если она хоть на мгновение прекратит действовать, то все исчезнет и превратится в ничто» (на основе Сефер а-Мада, гл. 1).    Подавляющее большинство людей, как правило, заняты своими личными делами — и очевидные факты ускользают от них. Деловой человек не занят поисками Б-га. Но иногда на досуге в хорошей компании или при тех или иных обстоятельствах люди берутся рассуждать на философские темы.      Иногда они приходят к выводу, что есть Б-г, а то договариваются до того, что все существует само по себе — в зависимости от настроения, моды, собравшейся компании или тона последней прочитанной газетной статьи. Если бы кто-то задался вопросом: «А как считают мыслители, посвятившие значительную часть своей жизни проникновению в тайны мироздания?», ответ был бы однозначным: «За редким исключением (и это в основном ученые, работавшие при советской власти) ученые и философы — глубоко верующие люди, убедившиеся в существовании Творца на основе наблюдений за природой и доказавшие его на основе логических построений». Примеры: Пифагор, Аристотель, Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Кант, Гегель, Паскаль, Дарвин, Эйнштейн, Бор. И так далее (См. Биографическая энциклопедия науки и технологии. Айзик Азимов). ...
Читать далее...
324

Традиции Дня Независимости

No Comments
Нет такого еврейского праздника, у которого не было бы своих традиций. Традиции — это своего рода «лицо» праздника, его неотъемлемая часть. Некоторые из них не вошли в свод обычаев нашего народа, «потерявшись» с течением времени. А все традиции, которые дожили до наших дней, распространившись во всех общинах, прошли испытание годами и стали частью нашей жизни. Присматриваясь к тому, как складываются обычаи празднования Дня Независимости, мы наблюдаем похожую ситуацию. Через год после провозглашения независимости полный воодушевления, восторга и переживаний, вызванных судьбоносными для еврейского народа событиями, доктор Йом Тов Левинский писал: «Когда начинают праздновать Праздник Государства? С захода солнца 4 ияра, в соответствии с традицией, установленной для всех еврейских праздников. Помнится нам, что сказано пророком: «Как в ночь освящения праздника....» (Йешаяу, 30:29). Провозглашение государства произошло накануне Субботы — за несколько часов до наступления времени, которое англичане объявили последним сроком своего пребывания в Земле Израиля. Посланцы нации опередили время провозглашения государства так, чтобы эта Суббота стала первым днем в независимой Стране Израиля. Поэтому кануну праздника нужно дать ощущение кануна Субботы... В каждом доме зажигают свечи в субботних подсвечниках, ставят их возле окон и дверей — для обнародования чуда (Пирсумей Ниса). В то же время все собираются в синагогах и общественных местах для чтения Свитка Независимости — Мегилат Аацмаут. После этого — праздничная трапеза в кругу семьи, как в Субботу — с рыбными и мясными блюдами. Возможно, что наши дети и наши учителя смогут придумать специальные игры в честь праздника, как, например, волчок в Хануку, трещотка в Пурим, лук в Лаг баОмер, флажки в Симхат-Тора. Религиозные традиции должны освятить Праздник Государства. Во все молитвенники будут записаны следующие слова: «Не говорить Таханун, читать «Галель», «Яале веяво», читать соответствующие отрывки из Торы... Перед трапезой необходимо сделать благословение на вино...» Конечно же, не все эти традиции укоренились в нашем народе. Большинство народа предпочитало плясать и петь на улицах, проводить военные парады. С течением времени эти традиции ослабели, а некоторые и вообще исчезли, как, например, парады. Сегодня большая часть израильтян отмечает День Независимости пикником на природе, экскурсиями по Святой земле Израиля. Кроме этого, существуют и публичные церемонии: зажжение факелов на горе Герцля в Иерусалиме, молодежная викторина по Танаху и т.п. А что же с религиозными традициями? Д-р Левинский не перечислил все то, что положено делать в такой праздник в соответствии с галахой. Ведь многие праздничные законы связаны с принесением жертв, а, как известно, пока нет Храма, нет возможности принести жертвы. Существуют и другие галахические трудности, мешающие окончательно придать этому дню характер традиционных праздников. Но все равно сегодня у нас есть специальный порядок молитвы, установленный Верховным Раввинатом. Основной частью праздничной молитвы является чтение «Галель» — стихов восхваления. Его произносят утром. По поводу чтения «Галеля» вечером в начале Дня Независимости существует спор: бывший главный раввин Израиля Шломо Горен считал, что необходимо произносить его в том числе ночью — как в Песах, ибо по своему значению для возвращения евреев из стран рассеяния провозглашение Государства Израиль подобно было Исходу из Египта. Но остальные раввины, и среди них рав Цви Йеуда Кук, посчитали, что Песаху необходимо оставить его особенное первостепенное значение. Тем более, что пасхальная ночь неразрывно связана с пасхальной жертвой. Поэтому не принято чтение «Галеля» ночью Дня Независимости. Некоторые же традиции, такие как зажигание свечей и кидуш на вино, чтение специальной Агады Дня Независимости, — приняты в некоторых семьях. Из-за того, что нет специального благословения на День Независимости, кидуш делают, лишь благословляя на само вино, а свечи зажигают вообще без благословения. То же самое и с чтением Агады или Свитка независимости. Пройдут годы, и, вероятно, традиции и законы Дня Независимости изменятся, но для того, чтобы этот день нес праздничный характер, недостаточно торжественных публичных церемоний. Основа празднования должна быть в семье. Поэтому, видя важность сохранения еврейского характера празднования Дня Независимости, министр образования и культуры Б.Динор выступил в пятую годовщину образования государства по «Голосу Израиля» со следующим призывом: ...
Читать далее...
326

Пророки и пророчества

No Comments
«И приведу вас в землю Израиля» (Йехезкиэль) Наиболее общая тема, проходящая красной линией через книги всех пророков — предсказание собирания сынов Израиля со всех концов Земли, восстановление государства и Храма и раскрытие во всем мире Б-жественного Присутствия. На протяжении сотен лет страданий на чужбине и преследований именно слова пророческих книг, которые звучали во всех синагогах мира и обещали возвращение на родину, поддерживали дух народа, вдохновляли поэтов и отчаянных переселенцев, с риском для жизни добиравшихся до Святой Земли во все времена. Лидеры сионизма, такие как Жаботинский и Бен-Гурион, видели себя людьми, призванными претворить в жизнь предсказанное пророками. «Видение о костях» (Йехезкиэль, 37) заменяло им манифест: «Была на мне рука Б-га и увлек меня духом (Своим) Б-г и опустил меня среди доли ны, и она— полна костей... И пророчествовал я, как повелел мне Он, и вошло в них дыхание жизни, и они ожили и впали на ноги свои — полчище великое весьма, весьма. И Он сказал мне: «...Кости эти — весь дом Израиля. Вот, говорят, иссохли кости наши и исчезла надежда наша, покончено с нами. Посему пророчествуй и скажи им: так сказал Б-г Всесильный: вот Я открываю погребения ваши и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля». ...
Читать далее...
Недельная глава Кдошим: Анатомия любви

Недельная глава Кдошим: Анатомия любви

No Comments
  «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Из этой заповеди вытекает, что, не научившись любить себя, человек не сможет любить другого. Значит, Тора призывает прежде всего любить самого себя! Но хорошо ли специально обращать внимание на собственную персону и потакать своим прихотям, даже если ты ставишь перед собой цель научиться давать благо другому? Конечно же, Тора не призывает человека благоговеть перед самим собой и ублажать свои тело и душу, предаваясь чувственным или интеллектуальным удовольствиям. Любовь к себе понимается гораздо глубже, чем забота об услаждении плоти и приятном провождении времени. Для того, чтобы понять, к какой любви призывает Тора, попытаемся ответить на один из самых сложных вопросов на свете: «А что такое я?» Тора говорит: «Вайецер Ашем Элоким эт а-Адам» - «и сотворил Бог Всесильный человека». Согласно объяснению наших Мудрецов, удвоение буквы йод в слове «вайецер» намекает на то, что в человеке заложены два начала, между которыми идет постоянная борьба (Брахот, 61 а). ...
Читать далее...
319

Земля Израиля и национальная независимость

No Comments
До прихода в Эрец Исраэль мы были не народом, а каким-то объединением, которому трудно подобрать название. Наша история началась с прихода в эту землю, когда из живших здесь разрозненных групп возник еврейский народ. Здесь мы стали гражданами. Здесь мы выстрадали свою веру в Единого Б-га, нас овевали ветры этой земли, за нее мы сражались, и она нас кормила. Здесь звучал голос наших пророков, здесь была написана "Песня песней". Все еврейское в нас дано нам Землей Израиля. Все остальное, что есть в нас, - не еврейское. Народ Израиля и Земля Израиля - единое целое. Здесь мы родились как нация и здесь взрослели. И подобно тому, как дерево, вырванное из земли, перестает расти, прекратился и наш рост, когда буря унесла нас с Земли. Все, что нам оставалось, - хранить единство и верность Израилю. Они стали стержнем нашей истории на протяжении последних двух тысяч лет. Наша основа - это сохранение единства вокруг Израиля, вокруг Эрец Исраэль. Все прочее, что есть в нас, - не еврейское. Только то движение будет живым и подлинно еврейским и национальным, которое будет базироваться на идее сохранения нашего единства как народа, и не где-то, а в Эрец Исраэль. Наше единство там родилось, и туда оно должно вернуться. Когда мы будем дышать одним воздухом - воздухом этой Земли, слышать пение ее птиц, видеть ее горы, тогда мы возродимся как народ. "Сионизм и Эрец Исраэль", 1904 (в сб.."Первые сионистские труды") ...
Читать далее...
317

Психология ожидания чуда

No Comments
     В Песах мы читаем Агаду, составленную в тяжелые годы, последовавшие за разрушением Второго Храма. Она переносит нас на 2000 лет назад, и мы оказываемся за одним столом с великими мудрецами прошлого, которые, видя перед собой развалины Йерушалаима (Иерусалима), вглядываются в будущее, ожидая полного освобождения еврейского народа, обещанного ему еще в момент Исхода из Египта. ...
Читать далее...
И ожил дух Яакова…

И ожил дух Яакова…

No Comments
И жил Яаков в земле египетской семнадцать лет (Берешит, 47:28) Ваехи - "и жил". Если сложить числовые значения букв, входящих в это слово, то сумма окажется равной 34 (вае - 6, йод -10, хет - 8, йод - 10). Тридцать четыре года своей жизни Яаков провел рядом со своим любимым сыном - и только об этих годах можно сказать, что он жил: семнадцать лет - до того, как братья продали Йосефа в рабство, и семнадцать лет, в конце жизни, - в Египте. Семнадцать и семнадцать - тридцать четыре. Жизнь! В системе понятий Торы жизнь - это не только вдох и выдох, движение и восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Человек может двигаться, совершая необходимые для поддержания существования действия, но Тора скажет, что он мертв*, потому что жизнь в ее понимании - это восприятие повсеместного Присутствия Всевышнего, тонкая неописуемая никакими словами ниточка, протянутая от Творца к творению. Злодей обладает зрением, но он не видит луча прямой связи с Источником - для него все бездушно и лишено дыхания жизни; он обладает слухом, но в гомоне материи, природных сил и явлений не может услышать слово Творца, на котором держится весь мир. Значит, в определенном смысле его органы чувств не работают, а отсутствие восприятия и реакции на окружающую действительность - признак отсутствия жизни. Если человек не воспринимает определенный уровень реальности -он мертв на этом уровне. "Злодеи при жизни называются мертвыми" (Мидраш Те'илим ). ...
Читать далее...
ПОСЛЕДНЯЯ СТУПЕНЬ РАСКАЯНИЯ

ПОСЛЕДНЯЯ СТУПЕНЬ РАСКАЯНИЯ

No Comments
И подошел к нему Йе'уда, и сказал: "Позволь, господин мой, сказать рабу твоему слово в уши господина моего, и да не возгорится гнев твой на раба твоего, ибо ты то же, что фараон". Берейшит 44:18 Одиннадцать братьев стоят перед Йосефом, восседающем на престоле египетского вельможи. Прошло двадцать лет. Он изменился, выросла борода, на нем одежды, в которых братья его никогда не видели, - все это позволяет Йосефу остаться неузнанным. Сделав вид, что не знает языка, на котором разговаривают стоящие перед ним, он пользуется услугами переводчика. А Йе'уда, неспособный связать все события, произошедшие с момента их первого прихода в Египет, и понять, чего хочет от них этот сумасбродный правитель, обеспокоен только тем, чтобы сдержать слово, данное отцу: вернуть ему самого младшего сына целым и невредимым. Он просит, чтобы вместо Биньямина в рабстве оставили его. ...
Читать далее...
ПРАВЕДНИК – ОСНОВА МИРА

ПРАВЕДНИК – ОСНОВА МИРА

No Comments
И было по прошествии двух лет, и фараону приснилось: вот, он стоит над Нилом. И вот, из реки выходят семь норов хороших видом и тучных плотью и стали пастись на лугу. И вот, семь других норов выходят за ними из реки, худых видом и тощих плотью, и стали возле тех норов на берегу реки. И съели норовы худые и тощие плотью семь норов хороших видом и тучных. И проснулся фараон. И заснул он, и снилось ему второй раз: вот семь колосьев поднимаются на одном стебле, свежие и хорошие. И вот семь колосьев тонких, иссушенных восточным ветром, вырастают вслед за ними. И проглотили колосья тонкие семь колосьев свежих и полных. И проснулся фараон - и это сон. И было утро, и встревожился дух его, и послал он, и позвал всех предсказателей египетских и всех мудрецов его, и рассказал им фараон свой сон, и нет того, кто бы истолковал их фараону. Берейшит 41:1-8 Многие гадатели и астрологи убедительно разъясняли значение образов этого ночного видения и предсказывали правителю Египта его ближайшее будущее, но ни одно из толкований не приносило ему успокоения, и сердце начинало учащенно биться от недобрых предчувствий при одном только воспоминании о страшном сне. Когда фараон уже устал выслушивать надуманные объяснения и отчаялся узнать свою судьбу, виночерпий, помилованный и освобожденный из темницы два года назад, осмелился рассказать измученному тревогами властителю о встреченном в заточении юноше-еврее, который обладал способностью разгадывать сны. ...
Читать далее...
ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ В РАЗНЫХ МИРАХ

ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ В РАЗНЫХ МИРАХ

No Comments
И поселился Яаков в стране проживания отца своего, в земле Кнаанской. Вот те, кто происходят от Яакова: Йосеф семнадцати лет пас вместе с братьями своими мелкий скот, и он подросток, такой же, как сыновья Бил'ы и Зилпы, жен отца его. И доводил Йосеф дурные слухи о них до отца их. Берейшит 37:1-2 У читающего эти строки моментально возникает вопрос: "Как мог Йосеф нарушать строжайший запрет (одно из принципиальных положений Торы - исур лашон а-ра - "запрет дурного языка") и, рассказывая дурное о своих близких, наносить им тем самым вред?" ...
Читать далее...