Сравнение мнений мудрецов в Мидраш Раба

Сравнение мнений мудрецов в Мидраш Раба

No Comments
  Сказал Рабби Шимон бар Йохай: "...откуда же Авраам узнал Тору? Вс-вышний сделал две его почки похожими на два кувшина. Они источали знания и учили его Торе и мудрости каждую ночь" (Берешит Раба, 61). Сказал Рабби Леви: "Авраам из себя самого учил Тору" (Берешит Раба, 95). Рабби Ицхак и Рабби Шимон подчеркивают разные стороны одного и того же процесса. По мере того, как человек учится различать Б-жественное Присутствие в материальном мире скрытия, он сам преобразуется настолько, что все органы его тела становятся непрекращающимся рассказом о Тв-рце. Рабби Леви говорит, дополняя Рабби Шимона, что не только почки, но и все тело Авраама превратилось в инструмент раскрытия воли Тв-рца, а каждое его движение стало исполнением заповеди. ...
Читать далее...
Высказывания мудрецов хасидизма – 2

Высказывания мудрецов хасидизма – 2

No Comments
Рав Дов Бер из Межерич Суть человека - Образ того подобия человека, которое заключено в нем. Рабби Менахем Мендель из Коцка Хотел бы я, чтобы если даже пошатнуться небеса и земля распадется на мелкие куски, человек стоял бы на своем и никто бы не мог сдвинуть его с места. Человеку гораздо лучше погружаться в себя самого и изучать, что происходит в нем самом, чем подниматься на небеса и стараться понять, что происходит там Рабби Нахман из Брацлава Человек постоянно должен обновляться Если у человека нет одного часа в день, который принадлежит ему самому - он не человек (Ср. Пиркей Авот: <Нет вещи, у которой нет своего места и нет человека. У которого нет своего часа) Легче советовать другому, чем себе самому. Рабби Цадок из Люблин Человек понимает своего товарища исходя из своего поведения и своих свойств характера. Рабби Моше из Буян Человек не может отвечать за свои поступки до тех пор, пока он не властвует над самим собой (прим.: А дурное желание властвует над ним). ...
Читать далее...
747

Недельная глава Пинхас: Поступок Пинхаса

No Comments
 И вот некто из сыновей Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами всей общины сыновей Израиля, а они плакали у входа шатра собрания. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою, и вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их... И прекратился мор среди сыновей Израиля. И было умерших от мора 24 тысячи. И сказал Б-г Моше, говоря: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил гнев Мой от сыновей Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сыновей Израиля в ревности Моей. Посему скажи: «Вот Я даю ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом коэнства за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сыновей Израиля» (Бемидбар, 25:6-13) Некоторым кажется, что поступок Пинхаса был жестоким актом насилия над свободой личности. Но, желая выставить в неприглядном свете защитника еврейского народа, они умышленно искажают эпизод нашей истории. Моавитяне и мидьянитяне не просто привели своих дочерей и жен к шатрам евреев на веселый праздник — они воспользовались тем приемом, который часто применяли в древнем мире: лишить войско противника дисциплины и организованности, подослав развратных женщин. И когда в стане противника начиналось безудержное веселье и солдаты забывали об осторожности, небольшой отряд мог привести в смятение целую армию. Можно представить, что стало бы с войском Израиля, только что разгромившим царей Сихона и Ога, если бы поступок Пинхаса не заставил людей очнуться. Вооруженные отряды моавитян ворвались бы в стан евреев и не оставили бы в живых ни одного человека. Вместо того, чтобы учиться у Пинхаса личному мужеству и способности брать на себя ответственность в критической ситуации, многие превращают его в символ нетерпимости, непонимания ближнего и разжигания братоубийственной войны. ...
Читать далее...
744

Шарль Нетер

No Comments
  Факт существования сионистских организаций и движений в Европе широко известен. Как правило, эти движения занимались воплощением идей возрождения еврейского государства, алией, покупкой земель, пропагандистской и организационной деятельностью. Часть из них работала легально, а часть — нелегально (в основном — в восточной Европе и, в частности, в СССР). Что же касается мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки, то создается впечатление, что там ничего подобного не существовало.    Причиной распространения этого мнения, безусловно, является отсутствие информации, которое, в свою очередь, вызвано тем, что большинство этих стран по-прежнему находится в состоянии войны с государством Израиль и публикация документальных данных может угрожать евреям, проживающим на их территории.   Однако недавно вышла в свет книга «Аноар бе алия» («Молодежь на подъеме»), посвященная еврейскому молодежному движению «Шарль Нетер», которое существовало в Марокко и очень напоминало европейский «Бейтар». Ее автор — доктор исторических наук и исследователь североафриканского еврейства Иосеф Шарвит. ...
Читать далее...
106  mendelevich04

Еврейское самопознание

No Comments
  Несколько лет назад я отмечал 34-летнюю годовщину своего ареста. Кто-то скажет: «Нашел чему радоваться!». А я радуюсь. Радуюсь тому, что пережил этот черный день, первый допрос на аэродроме, первый час в тюрьме Большого дома, долгие дни в одиночке.   Я мог быть убит во время ареста, сбит в воздухе, расстрелян по приговору суда, как того требовал «народный» обвинитель.   Я мог быть убит на пересылке блатными и загнуться за одиннадцать лет владимирского централа и Дубровлага. Но я остался жив. Я вспоминаю свой последний путь «на воле» — из аэродрома в тюрьму — на кагебистской «Волге». Было 15 июня 1970 года. Утро. Синее небо. Вот молодая мама толкает перед собой коляску. Идет детвора. Жизнь. А у меня уже нет жизни. И я спросил себя со всей откровенностью человека, которому уже не перед кем рисоваться: «Ну что, жалеешь?», и ответил себе: «Нет, не жалею».     Я так любил Израиль, что если бы не попытался бежать туда, презирал бы себя всю жизнь. И теперь я знаю, что любил по-настоящему — всем, что у меня есть. Любовь... Желание пожертвовать, отдать все любимой, когда сама возможность дать, не получив ничего взамен, — уже счастье. Откуда это берется у человека — против всякой логики и инстинктов эгоизма? Может ли такое быть? Очевидно, может. Ведь самый главный импульс в поступках человека — это стремление к всесилью: много денег, много власти, много (как можно больше) удовольствий. Это нескончаемое стремление к безграничному, безусловно, проистекает из того, что и мы сотворены по Образу и Подобию. Но инстинктивно стремясь к тому, чтобы быть подобными Ему, лишь немногие понимают, что высшее Его могущество в том, чтобы давать — любить бесконечно. И рад я тому, что хотя бы на какой-то миг смог приблизиться к осуществлению этого Подобия. ...
Читать далее...
741

17 Тамуза

No Comments
Мы вступили в период года, который называют "бейн а-мецарим" ("в теснине"). Он начинается с поста 17 Тамуза и, продолжаясь три недели, заканчивается 9 ава. 17 тамуза 68 г. н. э. римляне пробили городскую стену и ворвались в Йерушалаим. Три недели продолжались кровопролитные бои в городе, и только 9 ава был подожжен Храм. (Нужно отметить, что верхний город на горе Цион держался еще месяц и был захвачен только 8 элула.) При раскопках старого города были найдены многочисленные подтверждения упорной борьбы, в которой принимали участие даже женщины. ...
Читать далее...
21 Тамуза 1934 г. умер Хаим Нахман Бялик

21 Тамуза 1934 г. умер Хаим Нахман Бялик

No Comments
Он родился в 1873г. и вырос в ортодоксальной семье. В юности увлекся идеями движения просвещения и отошел от соблюдения заповедей. Бялик считал, что изучение и возрождение литературы на иврите является неотъемлемой частью сионистского движения. Он мечтал о создании современной и вместе с тем традиционной культуры на иврите. Вот речь, произнесенная им на церемонии открытия Еврейского университета: "Дамы и господа! Тысячи молодых людей, повинуясь зову сердца, собрались со всех уголков мира на эту землю, чтобы поднять ее из руин. Они готовы употребить все силы, всю энергию юности, все таланты для оживления страны. Они, радуясь и распевая песни, срывают горы, осушают болота и строят дороги. Эти молодые люди умеют возвысить простой и тяжелый физический труд до уровня веры, до уровня святыни. Наш долг - зажечь и поддерживать священное пламя в стенах здания, которое открывается сегодня на горе Цофим. Пусть молодые люди воздвигнут небесный Иерусалим, всемирный Иерусалим". ...
Читать далее...
Существует ли в раю проституция?

Существует ли в раю проституция?

No Comments
Министр внутренних дел Израиля Авраам Пораз заявил о поддержке идеи легализации проституции в Израиле. Об этом глава МВД заявил на заседании парламентской комиссии по борьбе с торговлей женщинами. При этом Авраам Пораз выразил мнение, что борьба с проституцией в Израиле только ухудшила положение и привела к тому, что «проституция в Израиле приняла наиболее отвратительные формы, тогда как это явление существует в любой стране мира, и даже в раю» (конец цитаты). Интересно, откуда министр почерпнул информацию о наличии проституции в раю? Очевидно, что с еврейской традицией по данному вопросу он не знаком, поскольку ни в одном нашем источнике проституция в раю не упоминается. Вероятно, он имеет в виду мусульманский рай и небезызвестных гурий? В этом случае его аргумент, возможно, заинтересует израильских арабов. Что же касается еврейской позиции по данному вопросу, то она вполне четко сформулирована в словах Торы: «Блудницы да не будет среди дочерей Израиля» (Дварим, 23:18). Второй аргумент, который приводит Пораз, - это то, что данное явление существует в любой стране мира. Вновь и вновь некоторые из наших собратьев наступают на старые грабли: решая, как нам жить дальше, они пытаются смотреть на Запад, в Европу, на Тибет, в Коран – только бы не показаться не таким, как все (то есть евреем). Если следовать подобной логике, надо разрешить в Израиле и фашистские партии (они есть во всех развитых странах), и однополые браки (иначе будут ущемлены права человека), и многое, многое другое… ...
Читать далее...
Мечта и пост

Мечта и пост

No Comments
Пост помогает только в том случае, если человек становится честнее и откровенней перед самим собой, перестает скрывать свои недостатки, а честно признается в них. Иными словами, заповедь поста заключается не только в том, чтобы отказаться от еды, но и в том, чтобы задуматься над актуальными проблемами, найти их корень и попытаться исправить его. Иногда приходится слышать рассуждения о том, что еврейский народ не готов к тому, чтобы восстановить Храм - люди не хотят; надо подождать, пока все поймут, то Храм необходим, и тогда совместными усилиями воздвигнуть духовный центр, к которому обратятся все взоры. С одной стороны, это правильно: Храм не строится не для того, чтобы он пустовал, когда только горстка людей готова приходить и приносить жертвы, и не для того, чтобы само его воздвижение стало источником склок и раздоров. Но с другой стороны, люди, которые говорят, что они не готовы строить Храм, просто не понимают, о чем идет речь. Разве кто-нибудь отказался бы уменьшить на 99 процентов число автомобильных катастроф, принести исцеление многим и многим тяжелобольным, пробудить радость в сердцах, в миллион раз более сильную, чем та, которая наполняет сердца хасидов, когда они поют субботние песни? Защиту от несчастных случаев приносит служение первосвященника, искупление грехов через раскаяние и жертву несет выздоровление и радость ближним, близость к Б-гу рождает ощущение счастья - все это невозможно без Храма. Только человек, жестокий к себе и другим или не осознавший до сих пор значение Храма, может не хотеть воздвигнуть дом Б-га Яакова сегодня. Близость к Творцу наделяет человека жизненными силами, а удаление от Него притупляет чувства и лишает возможности ясно мыслить. И поэтому во времена скрытия Б-жественного Присутствия или, иными словами, в то время, когда Храм пребывает в запустении, все становится менее живым, менее понятным, менее любимым, менее человечным. Свидетельствовал Рабби Йеошуа, что после того, как был разрушен Храм, не было дня, который не принес бы проклятья, и роса, дарующая благословение, не выпадала, и был забран у плодов вкус. Рабби Йосей говорит: "Даже тучность плодов (их способность насыщать человека) была забрана" (Сота, 48а). Сказал Рабби Ицхак: "С того дня, когда был разрушен Храм, была забрана приятность семейной жизни и отдана нарушителям закона, как сказано: "Воды украденные сладки..." (Санэдрин, 75а). ...
Читать далее...
glava

Начало бед

No Comments
Все началось 17 тамуза 2448 г (1312 г. до н. э.). Именно в этот день был отлит золотой телец и многие из сыновей Израиля стали ему поклоняться. Трудно представить себе, как это могло произойти на сороковой день после того, как Б-г говорил с каждым и было ясно, что нет других богов перед Его лицом! Комментаторы даже не пытаются объяснить это с точки зрения психологии и ответить на вопрос, как люди у горы Синай подменили изображением тельца Образ и Подобие, раскрывшиеся в момент дарования Торы и оставившие свой отпечаток в душах. Мы бы такого никогда не сделали! Так ли это? Одно то, что мы продолжаем соблюдать пост 17 тамуза, свидетельствует о нерешенной в нашем народе проблеме: до сих пор четкие представления о Б-ге не живут в каждом сердце. ...
Читать далее...