1019

Рабби Акива

No Comments
У рабби Акивы было двадцать четыре тысячи учеников, и все они умерли между Песахом и Шавуотом. Агада Сохранять самообладание после того, как все потеряно. Подобрать осколки и начать все сначала. Все это – черты, которые характеризуют рабби Акиву. Для рабби Акивы никогда не было слишком поздно. Он отказывался сдаваться даже в самые страшные часы. ...
Читать далее...
1020

Помним! 27 нисана – День Катастрофы и Героизма

No Comments
   Холокост - это проблема исторической памяти народов, это попытка осмыслить геноцид не только как национальную, но и как всечеловеческую, планетарную катастрофу.   Именно Холокост с его лагерями массового уничтожения ставит под сомнение концепцию разумности истории человеческого общества, допустившего Освенцим.   Холокост был не только убийством 6 миллионов евреев. Это было поражение европейской цивилизации. Весь мир был немым свидетелем того, что произошло. Ощущение безнаказанности разрушило моральные преграды, превратив людей в зверей. Были преданы тысячелетиями накапливающиеся человеческие ценности, в том числе религиозные заповеди. Холокост, как всякий геноцид, действует не против «кого-то», а всегда против всех – и карателей, и жертв, разрушая всё человеческое в человеке.     Сохранилась следующая запись в дневнике офицера СС: ...
Читать далее...
1024

Недельная глава Кдошим. «Святы будьте…»

No Comments
«Святы будьте...» В этих двух словах, по мнению Рамбана, Тора потребовала от нас, чтобы мы не довольствовались формальным исполнением заповедей, но и освящали всю свою жизнь в духе учения Торы. Формальное, сугубо внешнее соблюдение, без глубокого внутреннего сопереживания, без усвоения, без постоянного стремления к святости – такое «соблюдение» приводит человека к состоянию, названному «негодяй с дозволения Торы». Подобный человек может, к примеру, с невероятной требовательностью относиться к законам кашрута. Он никогда не положит в рот кусок мяса, если животное не было зарезано в соответствии со всеми существующими устрожениями закона мясником, известным своей б-гобоязненностью, не было проверено несколько раз дополнительно и не обвешено сертификатами кашерности. Однако на самом деле его главный помысел – сам процесс поедания мяса, а в еде и подобных ей приземленных вещах заключено основное содержание его жизни. Такой человек вовсе не называется обладающим повышенной святостью. Он хоть и не кладет в рот ничего запрещенного, тем не менее умудряется «превратить корову в осла», согласно язвительной метафоре раби Менахем-Мендла из Витебска (осёл на языке еврейских символов олицетворяет приземленность, материальность). В соответствии с этим своим подходом Рамбан комментирует также и другой стих Торы: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас день покоя» (Ваикра 23:24). Если бы человек отнесся к Шабату сугубо формально, пишет Рамбан, его соблюдение превратилось бы в абсурд. Он действительно не делал бы ни одной из работ, перечисленных Торой: не пахал бы, не сеял, не молотил, не связывал зерно в снопы, не перемалывал бы и не пек; однако при этом преспокойно открывал бы свой магазин в Шабат, продавал бы там товары, взвешивал и измерял, брал деньги и отсчитывал сдачу, торговался за цену и накапливал свои капиталы. Однако, хотя Письменная Тора не запретила совершать все эти действия в Шабат, мы знаем, что при их совершении будет потеряна главная составляющая Шабата – дополнительная субботняя душа. Таким образом, Тора требует от человека охранять святость Субботы – то есть не просто формально воздерживаться от запрещенных работ, но и прежде всего отдаляться от всех тех видов деятельности, которые приводят человека к нарушению Шабата. Имеются в виду те виды деятельности, которые опустошают содержание Шабата, убивают субботний дух, отбирают дополнительную душу и лишают Шабат святости... ...
Читать далее...
1022

Этот праздник со слезами на глазах…

No Comments
После целого ряда статей и заметок о том, что у еврейского народа и нееврейских праздников нет ничего общего, никак нельзя пропустить незамеченным наступающий День Победы. В двух частях земного шара, одной большой и одной маленькой, отмечают этот праздник 9 мая – в странах бывшего СССР и в Израиле. И это далеко не совпадение. Формальной причиной такого празднования в Израиле несомненно послужила электоральная сила новых репатриантов из бывшего Советского Союза, добившихся установления официального Дня Победы. Но есть и неформальная причина. Это исходящее из самой глубины еврейского сердца чувство Благодарности.   История любого народа – далеко неоднозначна, тем более история отношений между народами. Разобраться, кто прав, кто виноват в начале Второй мировой войны совсем не просто. Понятно, что на советском правительстве тех лет и на Сталине лично лежит огромная доля вины в том, что Гитлер и немецкая военная машина достигли своих чудовищных размеров. Но 9 мая обо всём этом можно помолчать. 9 мая об этом стоит молчать. В этот день родственники десятков миллионов людей, погибших на той войне, отмечают День Памяти. В этот день близкие павших празднуют достижение великой цели – сметение с исторической арены коричневой чумы.   ...
Читать далее...
Поллард предотвратил вторую Катастрофу

Поллард предотвратил вторую Катастрофу

No Comments
В День памяти жертв Катастрофы десятки членов движения «Молодежь за освобождение Йонатана Полларда» сумели пронести примерно в 100 школ, расположенных в разных городах Израиля, воззвания под заголовком: «Поллард предотвратил вторую Катастрофу. Не забывай!» В воззвании прозвучал призыв оказать поддержку Йонатану Полларду, находящемуся в американской тюрьме по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. «Йонатан Поллард передал государству Израиль данные о планах его врагов воспользоваться химическим оружием с целью уничтожения множества евреев!» - было написано в воззвании. Эти данные США - в нарушение существующих соглашений - скрыли от Израиля и, таким образом, предали нас! Во время Второй мировой войны руководители еврейских общин Америки, узнав о существовании Освенцима, промолчали, решив быть больше американцами, чем евреями. Поллард не промолчал!!! Тот, кто предает Полларда, оскверняет память жертв молчания и память спасителей евреев всех поколений». Один из активистов движения в защиту Полларда сказал, что День памяти жертв Катастрофы состоит не только из символов и траурных собраний. «Это не только дань памяти прошлому, но и руководство к действию, которое можно извлечь из него, и есть вещи, которые необходимо сделать прямо сегодня». Он также добавил: «Один из наиболее важных уроков этого дня можно сформулировать так: «Невозможно представить положение, при котором человек, зная об ужасной опасности, угрожающей его братьям, не сделает всего возможного для их спасения». ...
Читать далее...
1015

Пять сыновей, пять вопросов, пять ответов

No Comments
 Как известно, основу Пасхальной Агады составляет расширенный и комментированный пересказ той молитвы, которую должен был произнести перед коэном человек, приносящий в Иерусалимский Храм первые плоды нового урожая. Написано в Торе: «А ты провозгласи и скажи перед Б-гом, Всесильным твоим: арамейцем-скитальцем был отец мой, и сошел он в Египет, и жил там с немногочисленной семьей, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. И плохо обращались с нами египтяне, и угнетали нас, и возлагали на нас тяжелую работу. И возопили мы к Б-гу, Всесильному отцов наших, и услышал Б-г голос наш, и увидел бедствие наше, и непосильный труд наш, и угнетение наше. И вывел нас Б-г из Египта рукой сильной и мышцей простертой, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами. И привел он нас на это место, и дал нам страну эту, страну, текущую молоком и медом. А теперь – вот, принес я начатки плодов Земли, которую дал Ты мне, Г-сподь!» (Дварим, 26:5-10). События, кратко описывающие историю рождения нашего народа и Исхода, изложены в пяти стихах Торы (5-9). Однако Агада комментирует только четыре из них – от «арамейца-скитальца» до «знамений и чудес», сопровождавших Исход... Где же пятый стих, говорящий о «стране, текущей молоком и медом»? «О четырех сыновьях сказала Тора», - читаем мы в Агаде. Существует известное правило интерпретации слов Мудрецов: общее количество частных случаев указывается только тогда, когда есть дополнительный случай, не входящий в общую закономерность. Говоря простым языком: раз сказано, что сыновей четверо, - значит, есть и пятый сын, который, в отличие от братьев, не потрудился даже прийти на седер. Агада перечисляет по одному четверых сыновей: «один мудрец... один простак» - и так далее. Эта форма перечисления показывает нам, что Мудрецы сравнивают сыновей и их качества. Тех сыновей, которые сидят за столом вместе с родителями. ...
Читать далее...
Недельная глава Ахарей Мот. Куда человек ведет животное – или куда животное ведет человека

Недельная глава Ахарей Мот. Куда человек ведет животное – или куда животное ведет человека

No Comments
  В предыдущей недельной главе «Мецора» мы видели, что провал в духовном уровне одного человека (речь идет о больном, пораженном особым видом проказы из-за своих недостойных поступков) может служить угрозой для других людей – даже для тех, кто сам по себе остается на подобающей духовной высоте. Поэтому прокаженного следует вывести из стана. Недельная глава, которую мы читаем на этой неделе – «Ахарей Мот», – продолжая тему жертвоприношений, преподносит нам новый урок на все ту же тему. Написано в Торе: «Всякий человек из дома Израиля, который зарежет быка, или овцу, или козу в стане, или зарежет их вне стана, а ко входу в Шатер Откровения не принесет для жертвоприношения Б-гу перед шатром Г-спода, – то кровь вменена будет тому человеку в вину: кровь пролил он, и отторгнут будет человек тот из среды народа своего» (Ваикра 17:3-4). В этих стихах Тора говорит о следующем: человек, зарезавший животное одного из тех видов, которые могут быть принесены в жертву, с иной целью (проще говоря – для еды), подлежит суровому наказанию свыше – отсечению от единого корня душ народа Израиля. ...
Читать далее...
1013

В ночь Пасхального Cедера

No Comments
Мудрецы учат нас: «В каждом поколении еврей обязан смотреть на себя, как будто он лично вышел из Египта». Иными словами, история Исхода из Египта – это не просто пересказ события, произошедшего с нашими предками в незапамятные времена. Напротив, это событие, которое влияет на каждого еврея в каждом поколении и продолжает ощущаться во всей нашей истории. ...
Читать далее...
1017

Пока не заквасилось тесто

No Comments
    Я не собирался придумывать урок на пасхальную тему или комментировать Агаду. Есть другие, во сто крат более мудрые и достойные, мысли которых вы найдете в этом праздничном номере. Все, что написано ниже, - просто мысли вслух, моя частная попытка заглянуть за занавес, прикрывающий сцену Исхода.   Давайте попробуем представить себе ту атмосферу, которая царила в Египте в ту самую Ночь. Начнем с предыстории. Народ, проживший более двухсот лет в рабстве у другого народа, берет реванш. Евреи поднимают голову. В последние месяцы перед Исходом ослабевает гнет египетского рабства, прекращаются издевательства и насилие, отменяется каторжная работа. Причина проста: все это время на Египет одна за другой обрушиваются сверхестественные, непостижимые уму казни - то град с огнем, то ненасытная саранча, то дикие звери, которые избирательно поедают египтян и не трогают евреев. За всем этим следует трехдневная тьма – такая, что из дома не выйдешь и шагу не ступишь. Евреи же, как ни в чем не бывало, ходят мимо парализованных тьмой и страхом египтян…   Приходится вспомнить, что, согласно мидрашу, часть евреев погибла там же, в кромешной египетской тьме, - а именно те, кто не хотел уходить из Египта. Из этого вроде бы следует, что остальные уйти оттуда хотели. Но вот наступает десятая казнь, и она страшнее всех предыдущих, потому что на этот раз Б-г прямым, непосредственным и сверхестественным образом убивает египтян. В каждой семье умирают первенцы. Египтяне сокрушены, деморализованы, они готовы отдавать евреям даже свое имущество и умоляют последних уйти из их страны. Фараон - последний, кто сохранял стойкость (вернее, упрямство), но теперь не выдерживает даже он. Посреди ночи фараон зовет к себе с Моше и Аарона и требует, чтобы они увели народ из Египта как можно дальше и быстрее. ...
Читать далее...
Израильскому писателю вручат премию Гёте

Израильскому писателю вручат премию Гёте

No Comments
Израильскому писателю Амосу Озу будет вручена литературная премия Гете – за совокупные жизненные достижения. Эта премия вручается каждые три года и считается самой престижной в Европе. Премия вручается 28 августа – в день рождения Гёте. ...
Читать далее...