Мордехай: мудрец Санэдрина или умелый политик?
No Comments
March 2, 2006
рав Аарон Лихтенштейн
рав ешивы Хар Эцион в Алон Швуте, воспитанник р. Хаима Берлина в США, ученик и профессор Ешива Университи, один из виднейших учителей поколения.
рав ешивы Хар Эцион в Алон Швуте, воспитанник р. Хаима Берлина в США, ученик и профессор Ешива Университи, один из виднейших учителей поколения.
Чтение свитка Мегилат Эстер является самой сердцевиной праздника Пурим - и как подробный рассказ о спасении и чудесах, "явленных отцам нашим в их дни в это время", и как особая заповедь Пурима, на выполнение которой мы произносим специальное благословение. Свиток назван по имени Эстер, и Мудрецы придают большое значение тому, что именно от Эстер исходило требование: "Увековечьте меня во всех поколениях". Эстер - героиня рассказа, и ее личная драма помещена в центр общего замысла, в котором все тесно переплетено. В отличие от прочих персонажей Мегилы, личность Эстер раскрывается в ходе событий.
В этой беседе мы сосредоточимся на образе Мордехая, который на первый взгляд кажется статичным. О душевных свойствах Мордехая нам известно очень немногое. Он, несомненно, человек, глубоко озабоченный судьбой своих ближних. И эта озабоченность перерастает в ответственность. Прежде всего, он заботится о своей кузине Эстер, "потому что нет у нее ни отца, ни матери", тем более что мы истолковываем слова свитка, исходя из мнения, что Мордехай удочерил Эстер, а не женился на ней. Только чуткий и заботливый человек способен взвалить на себя такую сложную задачу, как хэсэд. Даже если мы остаемся в неведении, был ли этот поступок истинным проявлением личной доброты (или Эстер была женой Мордехая, как утверждает одно из мнений комментаторов), есть нечто впечатляющее в преданности Мордехая, который, как рассказывают нам далее, чувствовал обязанность каждый день приходить к воротам царского дворца, чтобы "разузнать о здоровье Эстер и о том, что делается с нею" (Мегилат Эстер, 2:11).
...
Читать далее...