На основе беседы рава Аарона Лихтенштейна.
Чтение свитка Мегилат Эстер является квинтэссенцией праздника Пурим – и как подробный рассказ о спасении и чудесах, «явленных отцам нашим в те же дни и в это время», и как особая заповедь Пурима, на выполнение которой мы произносим специальное благословение. Свиток назван по имени Эстер, и Мудрецы придают большое значение тому, что именно от Эстер исходило требование: «Увековечьте меня во всех поколениях». Эстер – героиня рассказа, и её личная драма помещена в центр общего замысла, в котором всё тесно переплетено. В отличие от прочих персонажей Мегилы, личность Эстер раскрывается в ходе событий. Однако сегодня мы сосредоточимся на образе Мордехая - персонажа, который на первый взгляд кажется намного более статичным, чем его сестра-подопечная.
О душевных свойствах Мордехая нам известно очень немногое. Он, несомненно, человек, глубоко озабоченный судьбой своих ближних. Прежде всего, он заботится о своей кузине Эстер, «потому что нет у неё ни отца, ни матери», тем более что мы истолковываем слова свитка, исходя из мнения, что Мордехай удочерил Эстер, а не женился на ней. Только чуткий и заботливый человек способен взвалить на себя такую сложную задачу, как «хэсэд».
Даже если мы останемся в неведении, был ли этот поступок истинным проявлением доброты (или Эстер была женой Мордехая, как утверждает одно из мнений комментаторов), есть нечто впечатляющее в преданности Мордехая, который, как рассказывают нам далее, каждый день приходил к воротам царского дворца, чтобы «разузнать о здоровье Эстер и о том, что делается с нею» (Мегилат Эстер, 2:11). Мордехай не «прогуливался», не «бродил», не «фланировал» перед внутреннем двором «гарема», но скорее «совершал поход», «шествовал». Рав Соловейчик объясняет, что использованный в тексте глагол митъалех свидетельствует об интенсивности действия (как в стихе «Ноах ходил с Б-гом»): Мордехай прилагал усилия к тому, чтобы выяснить, что происходит сейчас, и что предполагается в будущем, «чтобы понять, каково было Эстер сегодня и что будет с нею завтра».
...
Читать далее...
С кого начинается еврейский народ
No Comments
March 18, 2006
Элиезер Макс Лесовой
Элиезер Лесовой - преподаватель еврейской традиции и истории, переводчик. Один из создателей образовательного центра "Мидраша" и главный редактор сайта midrasha.net.
Элиезер Лесовой - преподаватель еврейской традиции и истории, переводчик. Один из создателей образовательного центра "Мидраша" и главный редактор сайта midrasha.net.
Почему колена еврейского народа не начались с Авраѓама Авину непосредственно? Почему не все дети Авраѓама Авину стали евреями (ведь он женился после смерти Сары)?
Что пишут об этом Мидраши? Я догадываюсь, что требовались ещё пару поколений, т. к. Авраам Авину родился в семье язычников (его отец и мать). Правильна ли эта догадка или здесь имеет место что-то другое?
Гершом Цви, США
На вопрос отвечает Элиэзер (Макс) Лесовой:
...
Читать далее...
Памяти Илана Халими
No Comments
March 18, 2006
Элиэзер Шаргородский
Политолог. С 1993 года - в Израиле. Директор по образовательному контенту ЕА "Сохнут". Завуч образовательного центра "Мидраша Ционит". Проживает в поселении Эфрат, Гуш-Эцион.
Политолог. С 1993 года - в Израиле. Директор по образовательному контенту ЕА "Сохнут". Завуч образовательного центра "Мидраша Ционит". Проживает в поселении Эфрат, Гуш-Эцион.
Илан Халими – это 23-летний еврей, гражданин Франции, похищенный в Париже в январе бандой французских мусульман. В течение 23 дней его подвергали пыткам, которые может придумать только самое извращенное воображение, вскормленное самыми страшными фильмами ужасов. Даже «просвещенная» газета «Le Monde» назвала убийство Илана «самым жестоким убийством эпохи». Требуя у матери похищенного выкуп за освобождение Илана, они читали ей по телефону отрывки из Корана под вопли сына. Все недели заточения французская полиция требовала от родителей никому не сообщать о похищении. Дело было предано огласке лишь после того, как Илан, выброшенный в лесу похитителями, был найден прохожим и скончался на пути в больницу. На демонстрации, устроенные несколько дней спустя в Париже и некоторых городах провинции, вышли несколько десятков тысяч людей, подавляющее большинство из них - евреи. В Париже к ним присоединились и политики. Однако до сих пор французские власти отказываются однозначно признать антисемитский характер убийства. Точно так же в последние пять с половиной лет, когда по количеству нападений на евреев Франция превратилась в столицу антисемитизма на Западе, ее руководство не было способно найти для определения этого явления никакого другого термина, кроме как «межобщинные распри». Именно так охарактеризовал события Лионель Жоспен, французский премьер до 2002 года, когда у него попросили отреагировать на пропалестинскую демонстрацию на Елисейских полях, на которой, впервые со времен Виши, толпа кричала «смерть евреям». Призыв осуществился не сразу. Сначала, с сентября 2000 года, евреев били – в школах, в метро, в пригородах, где они проживали в одних домах с мусульманами, поджигали синагоги и школы. В прекраснодушной прессе публиковались черные списки еврейских философов, смеющих поддерживать государство Израиль. Их бойкотировали. Израиль представляли как фашистское государство, раковую опухоль на Ближнем Востоке. У учителей-евреев требовали осудить Израиль и сионизм.
Было ясное разделение труда: физические нападения осуществлялись французами-мусульманами; осквернение образа Израиля брали на себя коренные французские интеллектуальные элиты. После «размежевания» в Израиле некоторые евреи Франции посмели надеяться, что ввиду новой миротворческой политики Шарона во Франции все пойдет на лад. Убийство Илана положило конец этим надеждам.
В современной Франции заново начинают вырисовываться еще не забытые с прошлой мировой войны контуры сотрудничества родины Жанны Д’Арк с нацизмом – ныне нового, исламистского толка. Ведь именно с исламизмом, с Тегераном, с Аль-Каидой и с палестинским террором отождествляют себя массы мусульманской молодежи Франции (мусульмане составляют здесь 25 % граждан до 25 лет), Великобритании, Бельгии, Германии и т. д.
Убийство Илана Халими, однако, должно служить уроком не только полумиллиону евреев, проживающих на родине прав человека, но и евреям всего мира. Его убили как еврея и поэтому, когда банда «Варваров» (так она себя на самом деле называла) обжигала его тело – ожог должны чувствовать мы все.
...
Читать далее...
Недельная глава Ки Тиса. Странная замена
No Comments
March 18, 2006
рав Йосеф Кармель
рав Йосеф Кармель - один из руководителей института "Эрец Хемда", распространяющего духовное наследие рава Шауля Исраэли.
рав Йосеф Кармель - один из руководителей института "Эрец Хемда", распространяющего духовное наследие рава Шауля Исраэли.
Представьте себе, что Вы заболели и узнаёте, что ваш доктор в отпуске. Как Вы поступите? Спросите у своего мобильного телефона, какое лекарство принимать?
Вопрос, который неоднократно задаётся при изучении нашей недельной главы - как еврейский народ спустя всего несколько недель после Божественного откровения мог так легко потребовать себе идола, который повёл бы их дальше? Рабби Моше бен Нахман (Нахманид) приводит в своем комментарии (Шмот 32:1) один из самых известных ответов на этот вопрос. Он говорит, что народ искал не альтернативу Всевышнему, а альтернативу Моше как лидеру народа и посреднику между Всевышним и народом. Он отмечает, что еврейский народ требовал кого-нибудь или что-нибудь, что могло бы "идти среди них", а не божество, альтернативное единому Богу.
Однако в подобном объяснении кроется проблема. Если народ хотел найти замену Моше, они должны были искать замену среди людей. Если духовное состояние народа ухудшилось до такой степени, что они не желали видеть своим лидером Аарона, то они могли бы выбрать Кораха или Датана, которые с удовольствием предложили бы свои услуги. Но как могли верящие во Всевышнего люди подумать, что кусок металла может заменить человека?! (Следует заметить, что заменить Б-га идолом проще, чем человека, так как люди в среднем достаточно туманно представляют себе, что же на самом деле представляет из себя Всевышний).
Ключ к пониманию подхода Рамбана мы можем найти в предыдущих недельных главах. Моше, будучи, вероятно, самым святым человеком в мировой истории, продолжал при этом оставаться обычным человеком, хотя его поступки говорили о том, что он находится на значительно более высоком уровне, чем другие. Но для некоторых из поколения Исхода после рассечения моря и дарования Торы Моше перестал быть обыкновенным человеком. Они видели в нём посланника Небес, божественное чудо. В отсутствие Моше любые поиски замены для него казались этим людям немыслимой, даже еретической идеей. Его можно было заменить только другим чудом, посредником между Б-гом и человеком, выходящим за рамки законов природы. В их памяти всплыли картины служения идолам, от которого они в принципе отказались, но под влиянием которого до сих пор находились. Они решили, что, несмотря на то, что идолы не могут заменить Бога, они могут совершать чудеса, которые не может совершать простой человек, даже руководствуясь словом Всевышнего и истинной верой. Граница между этой сомнительной идеей и настоящим идолопоклонством была быстро стерта, и спустя короткое время некоторые начали поклоняться золотому тельцу как божеству.
...
Читать далее...
Шестеро палестинцев, виновных в убийстве министра туризма Рехавама Зеэви, в результате "штурма" тюрьмы в Иерихоне были переведены в израильскую тюрьму, где их ожидают худшие условия, чем те, к которым они привыкли, находясь в Иерихоне.
До сих пор Ахмед Саадат и его подчиненные принимали посетителей по собственному желанию, расхаживали по тюрьме с мобильными телефонами и смотрели телевизоры, которые были установлены в их камерах. В Израиле после судебного процесса, на котором злоумышленники, по всей видимости, будут приговорены к пожизненному заключению, их ожидает менее вольготная жизнь в тюрьме для особо опасных террористов.
...
Читать далее...
Историческая канва “Мегилат Эстер”
No Comments
March 13, 2006
рав Давид Натив
рав в михлале Герцог, Гуш Эцион. публикует статьи в масс-медиа, преподает молодежи.
рав в михлале Герцог, Гуш Эцион. публикует статьи в масс-медиа, преподает молодежи.
Вопиющая несправедливость совершается по отношению к Мегилат Эстер, когда свиток изображается одним большим фарсом. При вдумчивом анализе текста Мегилы в ней, наряду с хитросплетениями сюжета, обнаруживаются бесконечные смысловые глубины. Как и персонажи свитка, которые могут показаться комичными, несут завуалированную миссию (каждый свою), исполненную важности и значения.
Исторический фон Мегилы
...
Читать далее...
Древний еврейский город, существовавший во времена царя Соломона, был обнаружен во время раскопок в районе арабской деревни Кфар Кана. Собственно руины города находятся как раз под деревней. Кфар Кана расположена к северу от Назарета, в Галилее. Раскопки ведут местные археологи под контролем Управления древностями Израиля.
В Талмуде это поселение известно как место проживания коэнов, иудейских священников. На том же месте, но в более близком к поверхности слое находилось еще одно еврейское поселение, возраст которого датируется периодом римских завоеваний.
Среди прочих находок ученые открыли подземные туннели, выкопанные евреями, которые защищали город от римских легионов во время
Великого восстания в 66 году н.э.
...
Читать далее...
Недельная глава Тецавэ Четыре секрета Свитка Эстер
No Comments
March 12, 2006
рав Шломо Горен
Шломо Горен (урожд. Горончик; 1917 — 1994) — главный ашкеназский раввин Израиля в 1973—1983гг.. С 1948 по 1968 занимал должность главного военного раввина.
Шломо Горен (урожд. Горончик; 1917 — 1994) — главный ашкеназский раввин Израиля в 1973—1983гг.. С 1948 по 1968 занимал должность главного военного раввина.
Четыре секрета Свитка Эстер:
1. Чудо за чудом.
2. Продвижение к добру.
3. Израиль - шкала для измерения.
...
Читать далее...
Главный раввин Украины Яаков дов Блайх
Посланник "Мидраши Ционит" и "Бней Акивы" рав Элиша Хенкин
Рав Яаков дов Блайх и Виталий Кличко
...
Читать далее...
Поиск
Тэги
Авраам
Б-г
Б-га
Берешит
Всевышнего
Всевышний
Геула
Дварим
Египет
Зеев Мешков
Земля Израиля
Иерусалим
Израиль
Израиля
Йерушалаим
Машиах
Мидраш
Моше
Народ Израиля
Недельная глава
Песах
Рамбам
Раши
Талмуд
Творец
Тора
Торе
Торы
Храм
Шмот
Эрец Исраэль
Яаков
антисемитизм
галут
душа
евреи
еврей
еврейский народ
еврейского народа
книга Берешит
мудрецы
пророк
рав Зеев Мешков
сионизм
тшува