233glava

Недельная глава Тецавэ Четыре секрета Свитка Эстер

March 12, 2006 Автор: рав Шломо Горен - No Comments

Четыре секрета Свитка Эстер:
1. Чудо за чудом.
2. Продвижение к добру.
3. Израиль – шкала для измерения.
4. Секрет на четырех опорах

Чудо за чудом
Евреи – древний народ, с которым часто случались чудеса. Вся история евреев как народа – не что иное, как длинная цепочка чудес, скрытых и явных, которые сотворил Всевышний. Все, через что прошел наш народ – подъемы и спады, победы и поражения, включая даже то, что на первый взгляд может показаться естественным ходом событий, нельзя рассматривать поверхностно. Все эти события не могут быть проанализированы с помощью обычной научно-исторической методологии, не могут быть объяснены привычными соображениями вроде "расстановки сил на исторической арене" и т.п. Существуют историки и исследователи, которые пытаются объяснить такое б-жественное явление, как еврейский народ, с точки зрения теории социологии и истории. Они пытаются объяснить, как еврейский народ мог выжить как нация, несмотря на бесконечную ненависть к нему и постоянное преследование. Пытаясь объяснить феномен выживания одной овечки среди семидесяти волков, они игнорируют простую историческую правду, которая является исходным положением вселенской бухгалтерии: б-жественное благо, являющееся целью и предназначением всего творения, является, в конечном итоге, главной движущей силой истории.

Продвижение к добру
Несомненно, существуют частые и затяжные перерывы в историческом стремлении человечества к абсолютному добру. Случались отклонения от курса, которые выражались в страданиях целых поколений, в упадке морали, в социальной коррупции. Но все это не может положить конец непрекращающемуся продвижению Б-жественного добра вперед – в конце концов последнее, решающее слово всегда остается за добром. Добро – движущая сила в мировом прогрессе.

Израиль – шкала для измерения
Универсальной шкалой для измерения добра и зла, прогресса и регресса, взлетов и падений человечества служит народ Израиля. Отношение народов мира к нам, с одной стороны, и морально-этический уровень самого народа Израиля, с другой стороны, – именно два этих фактора позволяют определить, движется мир вперед или скатывается назад. Это – фундаментальная основа, на которую опирается учение всех пророков. Это -основополагающая истина, из которой вытекает видение идеала "Конца Дней" для всего человечества, приведенное в Торе. Наиболее ярким историческим уроком, описывающим борьбу главных сил из лагерей добра и зла – народа Израиля и Амалека; битву, отражающую глубинную ненависть народов мира к избранному народу, – является конфликт, описанный в Свитке Эстер, который мы читаем в Пурим. Царица Эстер, говорит Талмуд, самолично попросила, чтобы Мудрецы предоставили "ее" книге особый статус среди всех книг ТаНаХа, а Пуриму – статус особого праздника в еврейской традиции. Рамбам писал: "Все Книги Пророков и Писаний утратят свою силу в эпоху Машиаха – кроме Свитка Эстер, который будет так же вечен, как Пятикнижие Моше и законы Устной Торы. И даже если память обо всех наших страданиях будет забыта, дни Пурима никогда не сотрутся, как написано: "И дни эти, дни Пурима, не отменятся у иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их" (Эстер, 9:28).

Секрет на четырех опорах
В чем кроется тайна вечности Свитка? Какой прообраз Конца Дней скрыт в празднике Пурим? Ответ заключается в четырех вечных принципах иудаизма, которые проявились и раскрылись для евреев в тот критический период, когда произошли события Пурима. Безумная карусель событий, которые произошли в Пурим, отразила достоинства еврейского народа. Свиток Эстер говорит не столько о том, что происходило в тот период в Персии, сколько о том, что произойдет в мире в будущем.

Принцип 1: Полное и абсолютное отрицание Галута. События Пурима учат нам, что пребывание Ам Исраэль (еврейского народа) в Галуте, изгнании – это не только национальная и духовная опасность для Израиля в целом, но и реальная угроза (как в физическом, так и в духовном смысле) для каждого отдельно взятого еврея. Когда заходит речь о евреях, народы мира забывают про элементарные социальные законы, которые гарантируют индивидуальное и национальное существование человека в обществе. Слова Торы: "И не найдете вы спокойствия среди народов" почти всегда сбывались дословно, выражая горькую и истинную действительность взаимоотношений между евреями и народами мира.

Принцип 2: Б-жественное провидение над Израилем. Мегилат Эстер (Свиток Эстер) учит нас, что Провидение действует скрытым образом, прячется среди многочисленных деталей событий, каждая из которых – звено единой цепи. Мы видим, что малозначительные на первый взгляд детали времени, места, формы объединяются в великом круговороте событий и людей и в конце концов оказываются нужными и соединенными в единую картину.

Принцип 3: Амалек. Еще один важный аспект, скрытый среди событий Пурима – память о вечной войне и ненависти Амалека к еврейскому народу. Манифестом потомка Амалека, Амана, была ненависть к евреям. Понятие Амалек является источником испорченности и зла в мире, и эта сущность всегда проявляется в человеке или группе людей, которые декларируют ненависть к еврейскому народу и хотят его убить. Эта война является символом контраста между светом и тьмой, между добром и злом, хорошим и плохим, и именно по этой причине Тора заповедовала нам помнить, что олицетворяет Амалек, и сохранять нашу ненависть к корню мирового зла. "И сказал: Б-г клянется Своим Престолом, что война у него с Амалеком из рода в род" (Шмот, 17:16).

Принцип 4: Прямота и чистота в войне. Слова Торы "И будет ваш стан святым" являются постоянным напоминанием о том, что цель войны в Израиле – защита личной и национальной безопасности Израиля. Три раза повторяет Свиток Эстер, что евреи народ "не взяли трофеи". Это – истинный эталон святости армии-победительницы. Ибо речь шла не о богатстве и личных интересах воинов, а о спасении и чести всей нации, как написано: "И собрались евреи из других провинций царя, чтобы защитить себя, и обрели покой от своих врагов – к добыче же не протянули руки". Вот те вечные принципы еврейского народа, в которых скрывается секрет святости Мегилат Эстер и Пурима для еврейского народа в общем и его армии в частности.

Перевели с иврита Яков Герштейн, Элиэзер (Макс) Лесовой