Планы старые и новые

Планы старые и новые

No Comments
ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформыВторая ливанская война осталась в прошлом, и главным очагом непосредственно наблюдаемого конфликта на Ближнем Востоке снова стало давнее, однообразное и в значительной степени бесперспективное противостояние между Израилем и палестинцами. В нашем регионе имеются и другие, не менее глубокие конфликты, опровергающие популярный тезис о том, что именно израильско-палестинское урегулирование принесет желанную стабильность на Ближний Восток (и, как следствие, в сферу мировой энергодобычи). В данный момент это - ставшая очевидной конфронтация между крепнущим шиитским Ираном и блоком «умеренных» суннитских государств, среди которых главная роль принадлежит Саудовской Аравии и Египту. Даже с учетом подлинной остроты израильских опасений, связанных с иранским ядерным проектом, можно предположить, что непосредственная задача Тегерана ставится в иной плоскости – как укрепление шиитского пояса, связавшего собственно Иран, отданный во власть шиитам Ирак, алавитское руководство Сирии (претерпевшее, по мнению некоторых исследователей, шиитизацию де-факто) и шиитскую общину Ливана. ...
Читать далее...
Ни ханукии, ни ёлок

Ни ханукии, ни ёлок

No Comments
Необычное решение приняло на днях руководство аэропорта в Сиэтле. Выслушав требование раввина Элиэзара Богомильского об установке, наряду с рождественскими ёлками, украшавшими помещение аэропорта, еврейского восьмисвечника- ханукии дирекция аэропорта решила попросту избавиться от ёлок. Сам раввин удивлен решением, и опасается, что теперь многие неверно истолкуют его требования и перенесут возмущение на еврейскую общину. ...
Читать далее...
Спор ангелов и Моше.

Спор ангелов и Моше.

No Comments
   Сказал раби Йеошуа бен Леви: "В час, когда Моше поднялся на гору, ангелы-служители сказали Богу: "Владыка мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?" Бог ответил: "Он пришел получить Тору". Они спросили: "И Ты собираешься дать созданиям из плоти и крови сокровище, которое было спрятано у Тебя еще до Сотворения Мира? Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? Как величественно Имя Твое во всей земле! Ты, Который дал славу Свою на небесах!" (Псалмы 8:5,2). Бог сказал Моше: "Ответь им". Моисей сказал: "Я боюсь, что они обожгут меня своим дыханием". Бог сказал: «Держись за престол Славы Моей и отвечай...» Моше сказал: "Царь Вселенной, что написано в Торе, которую Ты дал мне? - "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской" (Шемот 20:1). - Ангелы, вы разве спускались в Египет? Вы были под властью фараона? Почему Тора должна быть вашей? Дальше сказано: "Не будет у вас других богов". - Разве вы живете среди других народов, служащих идолам? "Не клянись Именем Господа попусту". - Разве вы даете клятвы? "Помни день Субботний, чтобы святить его". - Разве вы работаете, и для вас Шаббат отличается от будней?" "Почитай отца и мать". - Разве у вас есть родители? "Не убивай, не кради, не прелюбодействуй", - Разве в вас есть побуждение ко злу?! И ангелы согласились..." ...
Читать далее...
223 yar

Бабий Яр: круг шестьдесят пятый

No Comments
  Прошедшая осень, кроме традиционных многочисленных еврейских праздников, была для евреев Украины, да и не только Украины, осенью траура и памяти. Шестьдесят пять лет назад, в канун Йом-Кипура, в Киеве нацистами и их пособниками были уничтожены десятки тысяч местных евреев и беженцев из Польши и западных областей Украины. Для всего мира Бабий Яр стал таким же символом Катастрофы, как и лагерь Освенцим.             Эта траурная дата в очередной раз стала поводом для масштабных политических и общественных мероприятий, посвященных борьбе с ксенофобией и антисемитизмом. Международный форум «Let My People Live!», церемонии поминовения жертв в Бабьем Яру, траурные концерты-реквиемы. Сотни журналистов были привлечены к освещению этих событий, главы государств прибыли на историческое место трагедии, и люди снова вспомнили об этих событиях.             Наверное, в этом году не произошло ничего нового. Подобные мероприятия проводились и раньше. Начиная с 1991 года, район Бабьего Яра активно «обживается» с различными, иногда взаимоисключающими, мемориальными целями. Что же особенного должно было произойти в этом году?             Так же, как и в 1991-м, инициатива была на стороне правящих кругов Украины. Еврейские структуры были в роли приглашенных партнеров. В 1991 году власти таким масштабным поминовением хотели развеять стереотип об Украине как об «антисемитской стране». Теперь – хотят подтвердить сделанный «европейский выбор». Кто сказал, что надоевшее всем, но до боли знакомое слово «Холокост» - плохой повод для этого? ...
Читать далее...
223 aktualia

Призвание антисионизма

No Comments
Какая связь существует между антисемитизмом и сионизмом? «Прямая», - скажут многие, -  «ведь не будь процесса Дрейфуса и Кишиневского погрома, ни Герцль, ни Жаботинский сионистами бы не стали». Скажут - и ошибутся. По простой причине, что антисемитизм есть явление выталкивающее, а не вталкивающее. Он, безусловно, вытолкнул многих евреев из упования на эмансипацию в Европе. Однако какой вывод «вытолкнутые» евреи сделали из этого разочарования – это совсем другой вопрос. Некоторые крестились, другие ударились в коммунизм, третьи, около двух миллионов с 1880 по 1914 год, отправились в Америку, чтобы стать американцами, другие, из ассоциации «Ам-Олам», - чтобы основать там еврейский штат, четвертые заперлись от мира в ультраортодоксальных общинах... Было еще много других. Только около 50 тысяч, 0,5 % всего народа,[1] отправилось в эти годы в Эрец Исраэль. Сколько из них выдержало испытание первых лет? От силы – 20-30 %. Остальные уплыли к другим берегам. Иначе говоря, шансы на то, чтобы антисемитизм привел еврея к сионизму, были менее чем незначительные. Он снабжал нас силой отторжения от Европы и части ее идеалов, но сила притяжения к Циону находилась совсем в иных краях. Позже, антисемитизм не только вытолкнул, а попросту ликвидировал  целый ряд альтернатив еврейского существования: к 1950-м годам нацизм, уничтожив евреев Европы, духовно, морально и практически уничтожил Европу для евреев; сталинизм, физически частично, а духовно - полностью уничтожив еврейство СССР, так же духовно и практически уничтожил территорию СССР для евреев. С тех пор даже социализм и Европу евреи могут строить исключительно вне географических границ последних, предпочтительно в Израиле. То же самое касается и харедимных общин, процветающих ныне в основном в пределах Земли Обетованной. Нарастание антисемитизма заставило многих евреев перейти от определения их еврейства глазами чужих, других народов, к положительному самоопределению. От еврея как проекции окружающей среды к еврею – результату самоопределения. Ныне единственное место в мире, где евреи определяют евреев – это Израиль. Отсюда, может быть, и напряжение и конфликты, которые происходят в Израиле, но это уже другой вопрос.  За последнее поколение былой антисемитизм, имевший в качестве мишени индивидуального еврея, перерос в антисионизм, для которого Израиль как Государство олицетворяет зло. Пройден этап, когда евреев обвиняли в антипатриотизме, космополитизме, в завоевании мира посредством финансов, тайных заговоров и т.д. Ныне обвиняют Израиль, и каждый отдельный еврей подлежит обвинению в основном в соответствии с мерой его отождествления с еврейским государством. Еврейское же государство обвиняется в том, что «просвещенное общество» считает главным грехом нашего времени – в расизме, апартеиде, оккупации, одним словом, в антигуманизме. Это что касается антисионизма западного толка. Антисионизм арабо-мусульманский представляет Израиль в таких же антитетичных терминах, но только уже арабо-мусульманской цивилизации: агентом Запада, олицетворением моральной распущенности и т.д. ...
Читать далее...
223glava

Недельная глава Ваишлах. Потерянные верблюды

No Comments
К моменту ухода от Лавана благодаря тяжёлой работе, своей честности и помощи со стороны Всевышнего наш праотец Яаков накопил огромное богатство. Тора описывает его «активы» следующим образом: «И разбогател этот человек (то есть Яаков) очень-очень; и было у него множество мелкого скота и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов» (Берейшит 30:43). Даже то количество животных, которое он подарил позже своему брату Эйсаву, чтобы задобрить его, свидетельствует о богатстве Яакова. Среди животных, подаренных Эйсаву, перечисляются «двести коз и двадцать козлов, двести овец и двадцать баранов, тридцать дойных верблюдиц с верблюжатами, сорок коров и десять волов, двадцать ослиц и десять ослят» (там же, 32:13-16). Однако, отправляя посланцев к своему брату, Яаков говорит им: «Так скажите господину моему Эйсаву: так сказал раб твой Яаков: у Лавана жил я и задержался доныне; и достались мне волы и ослы, мелкий скот, рабы и рабыни; и я послал известить господина моего, дабы найти милость в очах твоих» (32:5-6). Вчитываясь в слова Торы, мы видим, что здесь при перечислении составляющих частей своего богатства Яаков ни слова не говорит о верблюдах. Почему Яаков пропускает верблюдов в перечислении именно здесь?  В своём комментарии к Торе (Берейшит 30:6) «Мешех Хохма» рабби Меир Симха из Двинска говорит, что Яаков пропустил верблюдов умышленно, чтобы намекнуть Эйсаву, что их жизненные пути различны. У Эйсава была важная особенность – он был сыном Ицхака и Ривки, праотца и праматери, двух праведников, так же, как Яаков, - и в отличие от Ишмаэля, который являлся сыном праотца Авраама от его служанки Агарь. У Эйсава были особые заслуги: все время отсутствия Яакова он жил в Земле Израиля, помогал своим родителям и отделял десятину. С другой стороны, наряду с этими достоинствами Эйсав совершал множество грехов, включая наиболее тяжкие - убийство и прелюбодеяние (см. комментарий Раши на Берейшит 25:25-29). Таким образом, Эйсав, сочетая в себе как хорошие, так и плохие качества, был подобен верблюду – животному, обладающему только одним из двух признаков кашерности, которое жует жвачку, но у которого нет раздвоенных копыт (по тому же принципу мидраши часто сравнивают Эйсава со свиньей, которая не жует жвачку, но имеет раздвоенные копыта). В отличие от него, Яаков был цельным человеком, подобным чистым животным, которые обладают обоими признаками чистоты. На это хотел указать Яаков брату: я не говорю, что верблюды достались мне, потому что роль «верблюда» досталась тебе...  Анализируя борьбу между потомками Яакова и Эйсава на протяжении истории, мы видим, что всадники, ездящие на верблюдах, играли в ней ключевую роль. Когда Давид сражался с амалекитянами, Амалек потерял почти всё своё войско, кроме 400 юношей, которые бежали с поля битвы верхом на верблюдах (Шмуэль I, 30:17). Каково значение этого описания? Вырисовывается интересная параллель. Эйсав шел на встречу с Яаковом не один, а со своей свитой, которая насчитывала 400 вооруженных человек. Он шел с ясным намерением убить Яакова. Когда Эйсав уходит, его свита не упоминается. Устная Тора (Берейшит Раба, 78:15) говорит, что эти 400 человек не захотели "обжечься углем Яакова" и покинули Эйсава по пути, не дойдя до места встречи. Мидраш добавляет, что 400 сбежавших воинов Эйсава соответствуют 400 амалекитянам, уцелевшим в дни Давида. Слово «гамаль» (на иврите - верблюд) может выступать также в значении глагола со значением «возмещать, вознаграждать». За добро надо платить добром. Эйсав и его потомки не запомнили дары Яакова, не относились должным образом к его потомкам, и поэтому пророк Овадья обращается к потомкам Эйсава с такими словами: "За ограбление брата твоего Яакова покроет тебя позор... Как поступал ты, так поступят с тобой; то, что заслужил ты (гмульха), обратится на голову твою" (Овадья, 1:10-15). ...
Читать далее...
Говорим по-новому

Говорим по-новому

No Comments
Аль-реах — дезодорант. Мершетет — Интернет, он же сетевающий (решет — сеть). Негда — оппозиция. Это неполный список новшеств от Академии языка иврит. Ее верные ученые – академики нашли заменители и других не встречающихся в классических ивритских источниках слов. Например, гель — такриш, он же студенящийся, модулярный — пиркани, он же членистый. Найдено и название процессу возвращения в лоно религии: отныне оно будет именоваться "адата" (от "дат", религия). ...
Читать далее...
«Эль-Аль» дает слово соблюдать Шабат

«Эль-Аль» дает слово соблюдать Шабат

No Comments
Члены «Комитета раввинов в защиту субботы» встретились во вторник вечером с генеральным директором «Эль-Аля» Хаимом Романо с целью найти решение конфликта по поводу полетов в минувшую субботу. В ходе совещания было решено, что стороны подпишут соглашение, имеющее юридическую силу, в котором «Эль-Аль» пообещает не летать в субботу. Решение должно быть подписано в течение 48 часов. Напомним, что конфликт произошел из-за забастовки: расписание авиакомпании «Эль-Аль» изменилось, и часть рейсов пришлось совершить уже после наступления шабата. ...
Читать далее...
Призывная дискриминация

Призывная дискриминация

No Comments
Правозащитная организация поймала командование ЦАХАЛа на укрывательстве. Израильский политический центр подал административный иск в областной суд Тель-Авива. Командования ЦАХАЛа отказывается предоставить данные относительно количества молодых людей — участников акций против выселения евреев из Гуш-Катифа и Северной Самарии. Центр утверждает, что ЦАХАЛ проигнорировал все просьбы о предоставлении данных, несмотря на то что закон обязывает его соблюдать свободу информации и предоставлять информацию — или официально отказывать в ней — в течение 30 дней с момента поступления просьбы. Эти данные необходимы, утверждает в центре, для начатого им исследования. Поводом для этого послужили сведения о том, что армия якобы допускает непозволительное использование психиатрического параграфа «для предотвращения призыва совершенно здоровых «оранжевых» молодых людей. Вчера центр опубликовал пять подобных примеров с молодыми людьми, которые не были призваны. ...
Читать далее...
Значки для депутатов Кнессета

Значки для депутатов Кнессета

No Comments
Парламентарий от партии "Наш дом – Израиль" Алекс Миллер,являющийся самым молодым членом Кнессета, предложил своим коллегам обзавестись отличительным знаком. Мотивировав своё предложение личным опытом, когда он несколько раз попадал в неприятности по причине того, что люди не знали о его избранности, депутат Миллер предлагает каждому избраннику носить депутатский значок в виде золотой булавки, на которой закреплен значок с символикой Израиля и надписью "Депутат Кнессета". ...
Читать далее...