Мне представляется правильным опубликовать то, что я написал в свое время верховному раввину Армии обороны Израиля по поводу святости синагог Гуш-Катифа – синагог, ставших символом борьбы за святость Земли Израиля. Горе нам, что мы видели их в разрушении, и да удостоит нас Господь увидеть их вскоре отстроенными! И да смилостивится Господь над народом Его, над уделом Его и над домами святости Его!
В письме верховному раввину Армии обороны Израиля, копии которого были разосланы всем членам Совета Верховного раввината Израиля, я написал следующее:
«Великая скорбь охватила меня, когда я прочитал материалы, связанные с изгнанием из Гуш-Катифа, и в особенности, Ваше ѓалахическое постановление по поводу синагог Гуш-Катифа, которое было изложено в письме, приложенном к этим материалам. По моему скромному мнению, Вашему постановлению можно возразить.
В пункте № 1 Вы пишете: «Синагоги будут оставлены только после того, как из поселений будут удалены все жители, поскольку с того момента, как в поселениях не станет молящихся, синагоги утратят свою святость».
По-моему, это не соответствует истине. Ведь в Мишне, в трактате Мегила (28:1), ясно сказано: «Синагога, которая была разрушена… Ибо сказано (Ваикра, 26:31): “…и опустошу святилища ваши” – святилища, даже если они опустошены. Если растет в них трава, пусть не срывают ее, дабы не осквернять их».
Более того, даже те, кто считает, что Закон относится к опустошенной синагоге как к любому другому предмету святости, утверждают, что лишь сами молящиеся могут упразднить святость синагоги, и только в том случае, когда у жителей города больше нет нужды в этой синагоге. Тогда она уподобляется любому другому предмету святости, утратившему свое предназначение (такого мнения придерживается, например, Рамбан). Но все мы знаем, что в обсуждаемом нами случае молящиеся хотят продолжать молиться в своей синагоге, однако их вынуждают покинуть ее. Как же можно упразднить ее святость?
С Вашего позволения я вновь обращусь к источникам, которые рассматривают этот вопрос.
Как было сказано выше, Мишна устанавливает принцип, согласно которому к разрушенной синагоге или к месту, на котором она стояла, нужно продолжать относиться как к святыне. Как известно, наши мудрецы разделились во мнениях касательно степени и сути этой святости.
По этому вопросу существует три мнения.
Некоторые мудрецы утверждают, что эта святость предписана Торой, подобно святости Храма. В Торе сказано: «…и опустошу святилища ваши», и наши мудрецы, благословенна их память, поясняют: «”Святилища ваши – Мои святилища” – это дома молитвы и дома учения» (Сифра, Торат коѓаним). Сказано также: «…но Я стал для них святилищем малым» (Йехезкель, 11:16), и мудрецы поясняют: «Это дома молитвы и дома учения, и потому Закон рассматривает их как святилище» (таково мнение Рамбама в Сефер ѓа-мицвот и в Ѓа-Яд ѓа-хазака).
Есть такие, кто утверждает, что святость синагог установлена мудрецами (ми-дерабанан). Согласно такому подходу, мудрецы опирались на вышеупомянутые стихи Писания, чтобы обосновать свое мнение.
И есть ришоним (мудрецы первых поколений), которые утверждают, что святость синагоги – это не более чем знак уважения, и Закон рассматривает синагогу как любой другой предмет, служащий исполнению заповедей (такого мнения придерживается Рамбан).
Однако ѓалахическое предписание, установленное большинством авторитетов, гласит, что святость синагоги предписана самой Торой (ми-деорайта). Но даже если эта святость установлена мудрецами (ми-дерабанан), она непреложна, ибо так сказано в Мишне от имени рабби Йеѓуды, и нет мудрецов, которые оспаривали бы это мнение.
И, разумеется, все мудрецы считают, что святость молитвенного дома не исчезает даже после его разрушения, а сохраняется навечно. Согласно Ѓалахе, на месте разрушенной синагоги нельзя есть или превращать его в место для прогулок, или строить там ремесленную мастерскую. По словам ѓалахических авторитетов, даже после разрушения синагоге на том месте, где она стояла, нельзя находиться с непокрытой головой или вести себя легкомысленно. Если на этом месте растет трава и человек случайно сорвал ее, следует оставить ее там. Все эти законы призваны вызвать скорбь в сердце тех, кто оказывается на месте разрушенной синагоги, и пробудить у них желание отстроить ее заново…
…Не вдаваясь в политические соображения и в вопрос общего запрета разрушения еврейских поселений в Земле Израиля, я хочу отметить абсолютную очевидность того, что запрещено разрушать любую синагогу, и мы должны получить заверения в том, что святость синагог Гуш-Катифа будет сохранена. Ведь именно так поступал Израиль по отношению к мечетям и прочим святым для ислама местам, которые оказались в наших руках со времен Войны за независимость (например, мечеть, расположенная на берегу моря в Тель-Авиве, мечеть на улице Штраус в Иерусалиме, многочисленные мечети в Хайфе, которые были сохранены несмотря на то, что вокруг них были возведены небоскребы и новые жилые районы. И таких примеров великое множество.)
Я считаю, что мы обязаны требовать международных гарантий того, что эти святые места будут сохранены. Не дай Бог разрушить хоть одну синагогу, которая была построена как место молитвы и изучения Торы, и изгнание молящихся ни в коем случае не упраздняет ее святости.
Если Вы найдете это нужным, Вы могли бы представить мое мнение министру обороны и главнокомандующему армией, которые способны предотвратить разрушение синагог и ешив Гуш-Катифа.
Я уверен, что если бы бывший верховный раввин Армии обороны Израиля, рав Горен, благословенна память праведника, был жив, он бы приложил все возможные усилия, чтобы предотвратить разрушение синагог в Земле Израиля, а также воевал бы против изгнания жителей из поселений Гуш-Катифа и Северной Самарии.
Да будет воля Всевышнего, чтобы Он отменил все суровые приговоры и смилостивился над Своим народом и Своим наделом!»
[url=”http://www.yoursoulsguide.com/what-does-generic-allegra-look-like/”]what does generic allegra look like[/url]