Работники Института Храма (Махон ѓа-Микдаш) организовали в последние месяцы невероятное мероприятие: изготовление ста двадцати костюмов, готовых для того, чтобы священники – коѓаним – могли надеть их при служении в Храме.
Как соткана та особая ткань, из которой сшиты костюмы? Как смоделировано это одеяние? Как может быть, что особый пояс – авнет – сделан из материала, содержащего одновременно и шерсть, и лен (шаатнез), что запрещено по еврейскому закону? И кто вообще покупает эти костюмы? Работники Института Храма – рав Йеѓуда Глик и рав Йеѓошуа Фридман – дают ответы на эти вопросы, а также на многие другие.
Более года назад раввины Института Храма решили подготовить смену коэнов, готовую каждую минуту приступить к службе в Храме, – чтобы была хотя бы одна смена, располагающая всей необходимой для служения в Храме утварью, одеждой, а также прошедшая соответствующую алахическую подготовку. Во времена Храма существовало двадцать четыре таких смены; каждая смена служила в Храме в течение недели.
Для того, чтобы служить в Храме, человек, разумеется, должен быть выходцем из семьи коэнов, но есть и еще одно условие: наличие особой одежды. Для исполнения этого условия работники Института Храма организовали мероприятие, подобного которому не было со времен Второго Храма: шитье ста двадцати костюмов для коѓаним.
– Самым важным в этом мероприятии является то, что сами коэны активно его поддерживают, что говорит о стремлении и готовности народа к построению Храма, – говорит рав Йеѓуда Глик, директор Института. – Для нас стало приятной неожиданностью количество коэнов, которые откликнулись на наш призыв, и мы ожидаем, что будет все больше коѓаним, которые воспользуются своим правом и купят себе такой костюм.
– Как изготавливают эту одежду?
– Процесс производства ткани занял около года. После того, как мы завершили изготовление одеяния для первосвященника вручную, мы стали искать более быстрый способ изготовления достаточно большого количества одежды для рядовых коѓаним.
Нити из Индии
– Почему вы не продолжили ткать вручную?
– Если бы мы это сделали, изготовление каждого костюма заняло бы два года, и его стоимость составляла бы десять тысяч долларов. Нам же удалось изготовить костюмы по две с половиной тысячи шекелей за каждый. К счастью, мы нашли спонсора, который пожертвовал начальную сумму, и мы смогли приступить к работе. Первое, что надо было сделать, – это сделать специальные нити, необходимые для того, чтобы изготовить ткань. Мы искали по всему миру фабрику, которая согласилась бы изготовить для нас такие нити, – в Ирландии, в Бельгии и в других странах, пока наконец не нашли фабрику в Индии, которая согласилась изготовить для нас 350 килограмм таких нитей. После двухмесячного морского плавания нити были доставлены в Израиль.
– Что особенного в этих нитях?
– Обычная нить свита из двух нитей, – поясняет рав Йеѓошуа Фридман, исследователь Института Храма. – А нить для шитья коэнской одежды должна быть свита из шести льняных нитей, сплетенных в одну. Для этого нужно было изготовить специальные гребни. Готовые нити прошли смазку маслом и обработку паром, чтобы они стали более гибкими, тонкими и удобными в работе.
– С точки зрения еврейского закона – алахи, нет ли проблемы в том, что нити смазаны маслом?
– Нет никакой проблемы! В Талмуде рассказывается, что желтый лен, предназначенный для шитья одеяний коѓаним, отбеливали кипячением, добавляя различные вещества, которые улучшали его качество. Масло ничем не отличается от этих веществ.
– Почему бы не изготовить весь костюм в Индии или в Китае, где производится практически вся одежда, которую мы носим?
– Хотя текстильная отрасль в Израиле постепенно сходит на нет, – отвечает рав Йеѓуда Глик, – тем не менее, мы хотели, чтобы эти костюмы были сшиты евреями, ведь шитье одеяний для коѓаним – это заповедь.
– Для того, чтобы соткать ткань из готовой нити, необходимо сначала набрать основу. Вторая стадия – это уток. Мы нашли еврея, – рассказывает рав Йеѓошуа, – у которого есть фабрика в Гедере, изготовляющая основу, а потом обратились на другую фабрику, в Тель-Авиве, чтобы завершить изготовление ткани. Поскольку в Израиле никто никогда не ткал ткани из такой особенной нити, нужно было настроить машины по-новому и подобрать подходящие иглы. Из Тель-Авива ткань перевезли в Ришон ле-Цион, чтобы она прошла обработку, призванную смягчить ее, и после этого мы открыли швейную мастерскую в Иерусалиме, в Старом городе.
Йосеф – первый еврейский модельер
На этом этапе к делу подключился модельер Авиад Джаруфи. У Джаруфи особая история. Много лет он искал модель исконного еврейского одеяния – такого, какое носили наши праотцы. Девять лет назад в Рош-Аине он познакомился с человеком, который шьет такие одеяния – рабби Йосефом Маѓацри. Маѓацри, которому сегодня около ста лет, убедил Авиада, что тому необходимо научиться моделировать и шить традиционное еврейское одеяние. У самого Маѓацри нет детей, которых он мог бы научить этому древнему ремеслу, и он опасался, что его искусство забудется.
"Разумеется, я согласился, – рассказывает Авиад, – и когда я сообщил ему о своем согласии, он тут же отправил меня в комнату, всю заваленную различными тканями, и велел мне выбрать любую ткань, которая мне нравится. Пока я выбирал ткань, он задавал мне вопросы, выясняя, что я за человек и на что способен. Потом он попросил меня выбрать рабочий стол из множества столов, что стояли в его доме. Я выбрал стол, который казался мне наиболее пригодным для работы. И тогда он научил меня покрою традиционного еврейского одеяния. Традиционное еврейское одеяние скроено просто, оно состоит из шести частей, и именно поэтому его покрой дошел до наших дней.
– Вы рассказываете об этом с большим волнением, но, собственно говоря… что Вас так взволновало?
– Маѓацри объяснил мне то, что библейский Йосеф объяснил своим братьям. В Торе написано, что сыны Израиля были избавлены от Египетского рабства благодаря тому, что сохранили неизменными три вещи: свои имена, язык и одежду. Первым модельером еврейского народа был Йосеф. Когда он отослал своих братьев обратно в Землю Израиля, он дал им "перемены одежд"1 и сказал: "В этом ходите". И этот фасон "не выходил из моды" все годы египетского рабства. Одеяние, которое изготавливает рав Маѓацри, удивительно похоже на одеяние коѓаним, которое исследуется в Институте Храма.
– Так чем же отличается одеяние простого еврея от одеяния коэна?
– В сущности, нет различия в покрое, но одеяние коѓаним было сшито из ткани, сотканной из нити, которая свита из шести нитей. Еще одно различие заключается в том, что одеяния для коѓаним были посвящены служению в Храме и потому обладали святостью.
– Откуда Маѓацри известен секрет изготовления такого одеяния?
– Маѓацри с шести лет шьет одежду того же покроя, как шили его отец, дед и прадед в Йемене. Арабы презрительно называли это одеяние "еврейская одежда". Рабби Йосеф – один из немногих стариков в Израиле, которые унаследовали эту традицию.
– Значит, одеяния для коѓаним, которые Вы шьете, смоделированы не Вами?
– Нет, это традиция. Здесь нет ничего моего, кроме точности и аккуратности исполнения.
– Что Вы почувствовали, когда Институт Храма утвердил Вашу модель и избрал Вас своим модельером?
– Это похоже на сон, я чувствую себя частью процесса Избавления. Все коѓаним, которые заказывают себе такое одеяние, укрепляют мою веру в то, что они действительно будут служить в Храме.
– Значит, Вы встречаетесь с коэнами и снимаете с них мерку?
– Да, я вдруг оказываюсь рядом с большими раввинами, как например, равом Нахманом Каѓане, равом Шломо Рискиным и др. Я обязан точно снять мерку. Я произвожу около пятнадцати измерений. Это не может быть просто medium, large или extra large. Необходимо сшить каждому одежду точно по его размеру. Нельзя, чтобы одеяние было слишком тесным, дабы оно не сковывало движения коэна и не мешало его служению. С другой стороны, нехорошо, если оно будет слишком свободным. Поэтому в мастерской в Старом городе работают двадцать искусных умельцев, которые шьют одеяния по индивидуальным размерам каждого заказчика. Хотя одеяние коэна должно отвечать основным алахическим требованиям, но могут быть несколько вариантов его покроя. Рамбам в своем комментарии на Мишну, трактат Йома, пишет, что у первосвященника было два вида одеяний: одеяние одного покроя – для утренней службы, а другого – для вечерней.
Весь костюм состоит из нескольких частей: нижнее белье (михнасаим), которое не видно снаружи; само платье (кутонет); головной убор (мицнефет) и пояс (авнет). Один только авнет требует глубокого алахического исследования. Его длина составляет 32 ама (около 16 метров), и он оборачивается вокруг тела коэна в области сердца. Одна из его уникальных особенностей состоит в том, что в льняную ткань, из которой он сделан, вплетена шерсть. В сущности, это не что иное как шаатнез, килаим – сочетание, запрещенное Алахой. И тем не менее, коэн обязан носить его, но только во время служения в Храме. Общая идея заключается в том, что каждая из частей одеяния искупает какой-либо грех коэна, и авнет тоже.
– Шерсть должна быть покрашена красками тхелет, толаат шани и аргаман, – объясняет рав Йеѓуда Глик. – Для этого мы обратились за помощью к профессору Зоѓару Аммару из университета Бар-Илан, который исследовал толаат шани.
Недавно мы, группа раввинов, ездили в Самарию, в район поселения Неве-Цуф, чтобы собрать разновидность тли, из которой делают краску толаат шани. Эту тлю можно найти только в течение очень короткого периода в году именно в этом районе.
– Откуда вы знаете, что это та самая "толаат шани"?
– В отличие от тхелет, касательно толаат шани есть однозначная традиция, – отвечает рав Фридман. Она начинается с Филона Александрийского, который оставил свидетельство о толаат шани в период Второго Храма. В наших святых книгах также приводятся свидетельства о ней. Помимо уже упомянутой разновидностии тли, мы используем толаат шани, которую привозят из Армении.
– Кто покупает у вас эту одежду?
– Коэн, покупающий такую одежду, должен быть годен для служения в Храме. В наши дни коѓаним, как правило, не имеют пороков, которые бы сделали их непригодными для службы. Единственный порок, который существует в наши дни, – это сильная близорукость, но и ее можно исправить путем операции с применением лазера.
Каждый коэн, который приобретает такой костюм, проходит инструктаж в Институте Храма, в ходе которого его предупреждают, что нельзя надевать костюм сейчас, потому что авнет содержит в себе килаим и его можно надевать только во время служения в Храме. Кроме того, необходимо помнить, что одеяния коѓаним – это общественное достояние. Каждый коэн, когда придет время, должен будет пожертвовать свое одеяние Храму, прежде чем приступить к служению.
– Можете ли Вы описать чувства коэна, который приходит в Институт Храма, чтобы приобрести такое одеяние?
– Это очень волнующее событие. Дует ветер истории и Избавления. Ощущение, что еврейский народ по-настоящему стремится к построению Храма.
Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом