Суббота – понятие, связанное с аспектом времени, а не с аспектом пространства. Прежде всего, это день, когда был остановлен процесс творения – прекратилось раскрытие созданных за шесть дней потенциалов, Но если созидательный процесс во внешнем по отношению к человеку мире остановился, то внутренний мир – душа человека – продолжал претерпевать глобальные изменения, а следовательно, время не остановилось. Оно продолжило свое поступательное движение.
Каждый недельный цикл несет в себе особенности шести дней творения и первой субботы: каждый из будней еще полнее, чем раньше, раскрывает силу, созданную в этот конкретный день, а суббота постоянно привносит изменения во внутренний мир человека. В Талмуде эта особенность седьмого дня разъясняется через понятие "дополнительная душа": "Сказал Рабби Шимон бен Лакиш: "С наступлением субботы Вс-вышний вкладывает в человека дополнительную душу, а на исходе субботы забирает ее, как сказано (Бейца, 16а): "…а в седьмой день устранился от работы и отдыхал душою" (шават веинафаш – букв.: "устранился от совершения действия и добавил душу")".
Суббота обладает еще одной характеристикой – она несет в себе образ вечности. Однако, на первый взгляд, понятие "вечность" и понятие "время" несовместимы и их нельзя связать одновременно с одним и тем же аспектом (в данном случае – с седьмым днем недели). Если время – динамика, постоянное течение мысли и поиск новых путей преобразования и раскрытия потенциалов материи, то вечность представляется как покой, когда цель достигнута и нет необходимости в дальнейшем развитии
Будни – время созидания. Седьмой день не только останавливает работу, но и обязывает человека осмыслить все сделанное им. Он выдвигает новые критерии оценки, несколько более возвышенные, чем те, которыми люди пользовались до этого. Погрузившись в созидательную деятельность, человек рассматривает все окружающее с точки зрения пользы и практической необходимости. Но в субботу сознание человека перестраивается – оно волей-неволей оказывается направленным на постижение не функциональной, а сущностной стороны. – WMCoin А она проявляется только тогда, когда принимается во внимание аспект вечности и бесконечности. Приподняться над созидательным процессом, выйти из круга постоянных изменений внешних форм и практической направленности – такова – задача, стоящая перед человеком в субботу. Он не оценивает мир, пользуясь исключительно критерием личной или общественной пользы, начинает видеть самостоятельную ценность каждого объекта и каждого аспекта и осознает их не как выражение или порождение его собственной мыслительной деятельности, а как проявление глобальной мысли, с одной стороны, уходящей корнями в вечность и бесконечность, а с другой стороны, находящей свое выражение в каждой отдельной частности мироздания. При этом все составляющие сотворенного обретают непреходящую ценность, не зависящую от возможности извлечь из них выгоду или удовольствие.
Каждый из нас обязан пронести через будние дни отпечаток, оставленный в душе человека прошедшей субботой. Это во многом изменит направленность нашей деятельности в течение шести рабочих дней: сознание перестанет быть рабом циклических процессов, направленных на удовлетворение сиюминутных потребностей, и начнет соотноситься с мировыми проблемами духовного плана. -Это- – позволит нам подготовиться к очередному седьмому дню, чтобы на новом витке приблизиться к восприятию непреходящих ценностей. Таким образом, благодаря субботе в сознании человека сочетаются временное и вечное, конкретные формы и замыслы Творца.
Шаббат у Стены. Худ. З.Ройтман