Вскоре после окончания Шестидневной войны я с несколькими иерусалимскими старожилами отправился на север от Стены Плача, вдоль улицы а-Гай. Мы помнили, что не только в «еврейском квартале» шла еврейская жизнь, но и в так называемом «мусульманском квартале». На весь Иерусалим прославилось уважаемое еврейское учебное заведение – йешива «Торат Хаим», которая находилась в центре Старого Города, поблизости от переулков, ведущих к Храмовой Горе.
Мы остановились около дома номер 51. Старожилы, идущие с нами, указали на третий этаж – это здесь!
Поднявшись по сумрачной лестнице, мы очутились на открытой площадке второго этажа и увидели, что он заселен несколькими арабскими семьями. Старожилы вспомнили, что в этом дворе жили раввины – главы йешивы.
Мы поднялись на третий этаж, и нашему взору открылся великолепный зал. Мы стояли потрясенные и озирались по сторонам. Необычное чувство охватило нас. В зале нас встретили старый Арон Кодеш, столы и скамьи, книжные шкафы. Но больше всего нашим вниманием завладели покрытые пылью святые книги, что служили ученикам йешивы в далеком прошлом.
Зал был изумителен. Мы чувствовали, что его стены, проникнутые неповторимой еврейской атмосферой, окутывают нас каким-то особым теплом. Казалось, мы слышим голоса учеников йешивы, изучающих Тору – голоса, которые стихли пятьдесят лет назад. Несколько книг Гемары и Мишны лежало на столах, создавая ощущение, что ученики только сейчас закрыли их.
Йешива «Торат Хаим» в «Иерусалиме, что внутри стен» – это одно из самых крупных и значительных учреждений, существовавших в прошлом в мусульманском квартале Старого Города. Великолепное трехэтажное здание йешивы расположено на полпути между Шхемскими воротами и Западной Стеной (Стеной Плача), недалеко от знаменитого перекрестка улицы а-Гай и Виа Долороза.
Изначально йешива находилась в еврейском квартале. В мусульманский квартал она переехала в 1894 году, где и пребывала в течение более чем сорока лет, до погромов 1936 года.
С балконов мы оглядели близлежащие дома и переулки и подумали, каким великим чудом было существование йешивы здесь, на этой узкой улице, в мусульманско-христианском окружении. Нет дня, чтобы не проходили здесь христианские шествия, следующие, согласно их традиции, по Виа-Долороза.
Йешива располагала двумя домами и двором с несколькими квартирами. Главное, трехэтажное здание, где и находится вышеописанный зал, выходит фасадом на улицу а-Гай. Второе здание стоит за ним, восточнее. В квартирах, размещенных во дворе, жили главы йешивы с семьями.
Увидев все сохранившиеся предметы и послушав рассказы старожилов, мы обратили внимание на еще одно чудо: перед нами предстало единственное еврейское место во всем Старом Городе, оставшееся в целости и сохранности, с мебелью и святыми книгами, с тридцатых годов! 1
Рабби Ицхак Виноград основывает йешиву
В девятнадцатом веке в Эрец Исраэль возник, расширился и окреп «старый ишув». Тогда же начало свою деятельность сионистское движение нового времени, и стали пробиваться первые ростки «нового ишува». Невозможно переоценить важность этого периода, так как в нем заложены основы многих процессов, протекающих в Израиле до сегодняшнего дня.
Основателем йешивы «Торат Хаим» был рабби Ицхак Виноград, родившийся в белорусском городе Пинске в 1851 году в семье гаона рабби Хаима Винограда и Дабе Михлы, дочери рабби Моше а-Леви. Рабби Хаим славился знанием Торы на всю Белоруссию и Литву. Рабби Ицхак ребенком выделялся незаурядными способностями. Его первым учителем был отец.
В начале 80-х годов, после убийства царя Александра Второго в 1881 году, положение евреев Российской империи значительно ухудшилось. Разразились жестокие погромы, сопровождавшиеся безжалостными ограблениями. Эти события привели к росту еврейской эмиграции в Эрец Исраэль. Число олим, прибывающих на Святую Землю, было относительно невелико, и все же «ешиботников» было больше, чем могли вместить йешивы в Эрец Исраэль.
И тогда воодушевился гаон рабби Ицхак Виноград, прославившийся в России как «высокоодаренный ученик из Пинска» и «рабби Ицхак матмид (усердный)», «поднялся» в Святую Землю и создал там йешиву. Она была названа «Торат Хаим» и собрала молодых талантливых студентов, изучающих Тору.
В месяце элул 1886 года прибыл рабби Ицхак в Иерусалим, располагая денежными средствами, собранными для создания йешивы, и духовной поддержкой самых великих раввинов диаспоры.
Кроме глубокого знания Торы, Всевышний благословил рабби Ицхака канторским талантом и сильным, проникновенным голосом. Слава о его молитве быстро разнеслась по всему Иерусалиму. На восемь лир, заработанных им канторским пением на Рош а-Шана и Йом Кипур в синагоге рабби Йегуды Хасида, он снял небольшой дом и вместе с еще несколькими раввинами, мудрецами Торы, открыл йешиву.
Это произошло два месяца спустя после его приезда в Эрец Исраэль, в новомесячье хешвана. Местом создания йешивы стала синагога Домов призрения (Батей Махасе) в еврейском квартале. Там же жили рабби Ицхак и двое его братьев: рабби Йосеф-Элиягу и рабби Симха Виноград. (…)
После основания йешивы рабби Ицхак Виноград опубликовал в газете «А-Магид» статью, которая была своего рода призывом к его сторонникам и почитателям. Он выразил благодарность всем, кто содействовал ему в его начинании, и призвал их и в будущем не оставлять йешиву своей заботой. Дальше он писал: «Исполненный счастья и благодарности, я произношу… подобающее случаю благословение: благословен Тот, кто дал нам дожить до этого времени, кто направил меня в Святую Землю и привел в город отрады и успокоения, в Иерусалим…».
Йешива быстро росла и требовала нового, более просторного здания, способного вместить всех, кто хотел примкнуть к ней. И рабби Ицхак покупает за пределами еврейского квартала большой земельный участок с развалинами старого дома. Ему содействуют в этом богач из Бердичева рабби Моше Дов Холоденко, а также его тесть, отец его жены Сары, рабби Элиэзер Липман Зеев Шульман. С их же помощью позднее, в 1894 году, он отстроил великолепное здание йешивы на улице а-Гай.
1 Для описания исторического фона ешивы использовано всеобъемлющее исследование госпожи Тхии Виноград о йешиве «Торат Хаим».