Недельные главы Матот и Масэй: Откуда у злодеев сила?

Недельные главы Матот и Масэй: Откуда у злодеев сила?

July 26, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

В недельном разделе Матот мы читаем рассказ о войне сынов Израиля с жителями Мидьяна:

"И сказал Всевышний Моше, говоря: "Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, а после этого присоединишься к народу своему". И сказал Моше народу: "Выделите из среды своей добровольцев в войско, чтобы пошли они против мидьянитян – возложить месть Г-спода на Мидьян" … И послал их Моше, по тысяче от колена, на войну, их и Пинхаса, сына Элазара-священника, в войске, и сосуды священные и трубы для трубления в руке его. И вышли войной против мидьянитян, как приказал Всевышний Моше, и убили всех мужчин, и царей Мидьяна убили на трупах их… и Билъама, сына Беора, убили мечом" (Бемидбар, 31:1-9).
Комментируя эти стихи Торы, Мидраш "Ялкут Шимъони" говорит:

"Как только Билъам-злодей увидел Пинхаса, он превратил свои руки в две каменные скрижали и полетел, и поднимался все выше, потому что он умел пользоваться одним из тайных Имен Всевышнего. Но Пинхас поднялся вслед за ним и показал ему пластину из золота с именем Всевышнего, начертанным на ней, и схватил его, и опустил вниз, и привел к Моше, и судили его в Санэдрине (верховном еврейском суде), и казнили".
В Мидраше можно подметить одну странную деталь. Казалось бы, окаменевшие руки должны были только сковать движения и сделать человека неподъемным. Почему же они не прижимают Билъама к земле, а поднимают его ввысь? Вне всякого сомнения, наши мудрецы могли бы описать полет Билъама так, чтобы у читателя не возникало лишних вопросов. Например, можно было бы сказать, что у него выросли крылья, как у птиц, или воздух поднял его в небо. Но Мидраш не стремится приблизить описание событий к миру реальных вещей; он ставит перед собой задачу раскрыть важные принципы устройства духовных миров.
На языке наших мудрецов превращение рук в сапфировые камни, подобные тем, на которых были начертаны десять заповедей, означает, что разбитие скрижалей из-за греха золотого тельца стало силой Билъама. Если бы сыны Израиля в свое время дождались Моше и смогли посмотреть на скрижали, бесконечный свет прорвался бы в этот мир, не оставляя в нем места злодейству. Б-жественная воля проявилась бы с такой силой, что никто не мог бы противостоять ей. "Приумножение власти и мира – бесконечны" – так охарактеризовал пророк Йешаягу времена Машиаха.
Мудрецы Талмуда считали, что война с врагом должна начинаться с внутренней борьбы со своими недостатками: "Сказал Рейш Лакиш: Пусть всегда человек поднимает свое доброе начало на войну против дурного" (Брахот). Гидеон – один из судей Израиля эпохи Судей – призвал народ выйти на войну с мидьянитянами, которые сорок лет хозяйничали в Святой Земле. К нему собрались десятки тысяч людей, но по приказу свыше он отобрал только тех триста человек, которые были чисты от греха идолопоклонства.
Тот же Мидраш "Ялкут Шимъони" ставит еще один вопрос: "Почему именно золотая пластина, которую надевал первосвященник, дает возможность Пинхасу сбросить Билъама на землю? На пластине было написано: "Свято для Б-га". Т.е. она является свидетельством того, что человек достоин нести на себе имя Всевышнего. Несмотря на разбитые скрижали и духовное падение после греха золотого тельца, сыны Израиля способны быть "святыней для Б-га", распространять духовность во всем мире и уничтожать злодейство. Это перевешивает силу Билъама, обретенную им за счет наших неудач.