Одной из первых фраз, которую произносит ребёнок, едва научившись говорить, является фраза «я хочу». На протяжении всей жизни у человека возникают те или иные желания. Задача человека в том, чтобы суметь направить свои желания в верном направлении.
Глава Ваикра, которую мы читаем на этой неделе, начинается с описания ола – жертвы, сжигаемой полностью. Человека нельзя заставить принести жертву – это действие должно быть добровольным. Мудрецы выводят это правило из слова лирцоно – «по воле своей» (Ваикра 1:3), которое в одном из возможных переводов звучит как «добровольно». Эта интерпретация основана на фрагменте из Гемары – из трактата «Бава Батра», где слово лирцоно объясняется как «я хочу». Однако с точки зрения лингвистики эту фразу тяжело понять, так как во всех других местах в Торе слово рацон означает «быть принятым благосклонно». Почему же в таком случае наши Мудрецы говорят, что слово «лирцоно» означает согласие человека принести жертву, если простое понимание слова лирцоно означает то, что жертвоприношение принимается Творцом?
Самый простой ответ продиктован здравым смыслом: не может Всевышний с удовольствием принимать ту жертву, которую человек по-настоящему не хочет Ему принести. Жертва является средством выражения близости к Всевышнему и желания дальнейшего взаимодействия между евреем, приносящим жертву, и его Создателем.
Для выполнения различных заповедей необходима различная степень мотивации. Все согласны с тем, что если должника заставляют вернуть ближнему деньги, он все равно выполняет заповедь, пусть даже на самом примитивном уровне. Если же человека в Песах силой заставили есть мацу – он выполняет заповедь только в рамках одного из двух мнений мудрецов, согласно которому «можно исполнять заповеди без настроя и концентрации» (Талмуд, Рош а-Шана 28а). Однако все согласны с тем, что жертву можно приносить только по желанию – с определенным духовным настроем и воодушевлением. Иначе никакого прока от жертвы не будет, и невозможно назвать ее «принесенной по воле Его» (см. 1-ю Книгу Шмуэля, 15:22).
Всевышний «ощущает» желание человека быть ближе к Нему и отвечает ему взаимностью. Когда кто-то желает чего-либо, он хочет, чтобы объект его желаний был связан с ним. Конечно, можно использовать эту фразу на будничном уровне, описывая менее существенные связи – например, связь между ребёнком и конфетой. Но у взрослого человека есть способность, возможность и обязаность использовать свои желания для поисков Всевышнего и строительства партнерских взаимоотношений с Ним.
Связь между человеком и Всевышним не может быть создана раз и навсегда, она создается каждым человеком индивидуально посредством исполнения заповедей. Рабан Гамлиэль говорил об этом: «Исполняй Его волю как свою, дабы Он исполнил твою волю как Свою…» (Пиркей Авот 2:4). То есть если мы стремимся и желаем исполнить волю Всевышнего – а это данные Им заповеди – то Он в ответ воспринимает наши желания как Свои – выполняя их.